Мини музей природа родного края
Автор: Сенякина Оксана Александровна.
Населенный пункт: г. Красноярск
Автор: Мареева Татьяна Геннадьевна
Населенный пункт: г. Красноярск
- описание проекта: Проект Мини — музей – «Природа моего родного края», реализовывался с детьми старшего дошкольного возраста полгода. Проект предполагает, развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, в ходе расширения знаний о природе родного края.
- результате реализации проекта дети находят и собирают интересные факты о нашей природе, коллекционируют камешки и собирают гербарии. Также посетили музей леса города Красноярска. Проект «Природа моего родного края», является возможностью развивать интерес к живому окружающему миру нашего края, формировать потребность участвовать в социально значимых мероприятиях. Данный проект обеспечивает реализацию области ФГОС ДО – «Познавательное развитие» и интеграцию всех направлений развития.
Описание проекта:
Актуальность: Важнейшие черты детского поведения — жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, желание самостоятельно искать новые сведения о мире (познание свойств и связей объектов и явлений). Познавательное развитие ФГОС ДО, предполагает познавательных действий, становление сознания, развития воображения и творческой активности; формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях.
Основным содержанием познавательно-исследовательской деятельности ребенка является проведение детьми самостоятельных исследований, что способствует формированию целостной картины мира.
Такая совместная деятельность с детьми, является вариативной формой работы в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения ребёнка в специально организованную развивающую предметно – пространственную среду.
Дети дошкольного возраста усваивают всё прочное и надолго только тогда, когда делают всё сами, своими руками. Мини – музей, созданный в нашем ДОУ, призван удовлетворять познавательные и образовательные потребности детей. На наш взгляд, создание мини — музея, даёт толчок к формированию познавательного интереса.
Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музея, его значимость в становлении нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения. Важно отметить, что в создании мини-музея принимают участие не только педагоги и дети, но и конечно же родители, не остались равнодушны бабушки и дедушки.
Наш мини – музей – это живой, развивающийся организм, ставший неотъемлемой частью, развивающийся предметно – пространственной среды детского сада. Он помогает ребёнку приобретать навыки взаимодействия с окружающим миром, адаптироваться в социуме. Ребёнок посещает музей, в создании которого он и его семья принимали непосредственное участие с гордостью, с ощущением уверенности в себе.
Данная форма работы помогает качественно реализовать формируемую часть ООП ДО, обогатить РППС в ДОУ, способствует взаимодействию всех участников образовательных отношений. Формирует детскую инициативу и самостоятельность.
Цель проекта: Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
— формировать познавательные действия.
— развивать воображение, творческую активность и коммуникативные навыки; инициативу и детскую самостоятельность, через реализацию различных видов детской деятельности
— воспитывать экологическое сознание.
Итогом реализации проекта в группе стало создание мини- музея «Природа моего родного края»:
Деятельность в рамках проекта:
Такая форма работы, как создание мини-музея относится к проектной деятельности.
При создании музея мы учитывали следующие принципы:
-наглядность; доступность; динамичность; содержательность; соответствие с ООП ДО; интеграция.
Мы хотим отметить, что любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора с детьми. В мини-музее организовываются выставки, экспонаты используются в различных видах деятельности.
Мини-музей может располагать постоянными и сменными экспозициями.
В настоящих музеях нельзя трогать, а в нашем музее – можно (дети берут в руки экспонаты, начинают исследовать, познавать, пробовать действовать с ними). Экспонатами музея могут пользоваться все дети детского сада.
Срок реализации проекта по созданию мини — музея «Природа моего родного края» — 6 месяцев.
Этапы организации проекта «Природа моего родного края»:
I ЭТАП: Организационный
Мотивом для создания мини – музея послужило посещение музея леса по Красноярскому краю одной из семей старшей группы. Эта семья представила фото — презентацию детям своей группы на утреннем круге. После обсуждения, детям был задан вопрос: «А хотели бы вы организовать свой музей?». Совместно с детьми была определена тема, что может находится в музее, какие экспонаты, где можно разместить этот музей, кто может посещать этот музей (метод 3-х вопросов). Детьми было принято решение обратиться за помощью к родителям. К организации мини-музея подключились родители, узкие специалисты и администрация. На первом этапе, была проведена большая работа по сбору информации, подобрана научная и худ. литература. Были определены: цель, задачи и результат проекта
II ЭТАП: Основной.
Основной этап реализовывался через разные формы работы с детьми и взаимодействие с родителями, узкими специалистами:
Создание и подборка д/игр – «Большое путешествие по Красноярскому краю», «Круглый год», Лото «Животные Красноярского края», «Разгадай ребус», «Определи гриб», «Что-где-когда» и др.
Детская презентация – «Пять полезных сибирских трав», «Русская берёза», «Боярышник», «Красная книга Красноярского края», «Фан – парк Бобровый лог», «Парк флоры и фауны Роев – ручей, «Остров отдыха Татышев», «Заповедник Столбы».
Коллекционирование – «Необычные камни», «Шишки», «Гербарий».
Подборка аудио и видео материала — «Звуки леса», «Тайна дождя», «Подводный мир реки – Енисей».
Худ. и познавательная литература — энциклопедии о животных, растениях нашего края. Подборка худ. литературы о природе родного края, а так же научных журналов, газет.
Выпуск газеты — «Поможем пернатым друзьям» экскурсии, творческие мастерские и т.д.).
книжек – самоделок — «Приключение зелёного кошелька», «Наши друзья – животные».
Творческие мастерские – «Летний и зимний коллаж»,
Макет «Заповедник – Столбы», поделки из природного материала.
Познавательно – исследовательская деятельность — «Огород на окне» (совместно с детьми велась работа с календарями наблюдения за ростом рассады).
Так же велись календари наблюдения за птицами, за сезонными явлениями природы
III ЭТАП: Заключительный.
На торжественное открытие нашего мини-музея были приглашены все, кто принял участие в создании музея. А так же гости (дети и воспитатели других групп).
Фотографии мини — музея были размещены на сайте нашего детского сада.
План работы по проекту:
Проект разработали и реализовывали все участники образовательных отношений ( дети, родители, педагоги, социальные институты)
Тема совместной деятельности
Виды детской деятельности
«Природа моего родного края» Коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная
Развитие интереса детей, выявление их запроса
Модель «трех вопросов»- план проекта «Природа моего родного края»
«Я в лес пойду и коллекцию там соберу »
игровая, изобразительная, коммуникативная,
«За природой наблюдаю, ничего не забываю» познавательно-исследовательская,
игровая, изобразительная, коммуникативная,
Формирование представлений о коллекциях природного материала
Развитие интереса детей, наблюдательности и познавательной мотивации
Коллекции камней, шишек, составление гербария
Дневники наблюдения ( за деревьями, погодой)
«Поможем пернатым друзьям» познавательно-исследовательская,
игровая, изобразительная, коммуникативная, трудовая, восприятие художественной литературы.
«Свою природу я люблю, ее я сберегу»
Формирование представлений детей о птицах Красноярского края
Формировать представления детей о важности природы для человека
«Приключение зелёного кошелька», «Наши друзья – животные».
игровая, коммуникативная, музыкальная, двигательная.
«Что такое красная книга, я знать хочу. Какие животные в нее занесены?»
Познавательно-исследовательская деятельность + изобразительная
Развитие любознательности и познавательной мотивации.
Формировать представления детей о животных занесенных в красную книгу.
«Я играю – много нового узнаю» познавательно-исследовательская,
игровая, изобразительная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.
Формировать представление детей о животных и их особенностях, о съедобных и ядовитых грибах, об особенностях растительного мира красноярского края
Формировать основы безопасного поведения в природе.
Создание дидактических игр
игровая, изобразительная, коммуникативная, , восприятие художественной литературы.
«Звуки леса», «Тайна дождя», «Подводный мир реки – Енисей».
Формирование у детей основ экологического воспитания, бережного отношения к природе
восприятие художественной литературы.
Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях
игровая, изобразительная, коммуникативная, трудовая, восприятие художественной литературы, двигательная.
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий.
«Природа моего родного края» познавательно-исследовательская,
игровая,, коммуникативная, , восприятие художественной литературы, музыкальная
Создание мини-музея «Природа моего родного края»
Оценка результатов реализации проекта:
Для оценки результатов проекта была организован КВН «Знатоки родного края».
Распространение результатов проекта: По окончанию проекта, дети приглашали в свою группу учащихся с других групп, проводили экскурсии по музею, презентовали макеты и поделки, проводили мастер-классы по изготовлению различных поделок в рамках темы. Мини-музей «Природа моего родного края» функционирует и сейчас. Он интегрируется с темами недели, пополняется различными материалами и экспонатами. Для него выделено отдельное помещение внутри ДОУ. Также данный проект был представлен мною на районном методическом объединении и на Фестивале городских практик города Красноярска .
Устойчивость проекта:
Всегда есть пассивная группа учащихся
Дополнительные беседы, индивидуальная работа
Встречи, беседы с родителями, мотивирование родителей. Приглашение на совместные мастерские.
Сложности в организации выездов для сбора информации
Привлечение транспортных средств родителей, продумывание пеших маршрутов
Эстетика оформления альбома
Привлечение педагога по декоративно-прикладному творчеству
Недостаточно места в групповом пространстве
Решено перенести мини-музей в экологическую комнату
Бюджет проекта:
Больших финансовых затрат не потребовалось. Выходили на сотрудничество с родителями, библиотекой. Все экспонаты, газеты и поделки изготавливали из подручных материалов, статьи и фото искали в библиотеке и интернете.
Источник
Мини-музей «Природа нашего края» (7 фото)
. Цель: Формирование познавательного интереса и гуманного отношения дошкольников к растительному и животному миру родного края.
*Расширить представления детей о жизни диких животных в естественных природных условиях, о растительном мире нашего края, через совместную деятельность детей, родителей и педагогов.
*Показать взаимозависимость всего животного и растительного мира.
*Совершенствовать эмоциональную отзывчивость к природе, красоте растений, индивидуальности животных.
Публикация «Мини-музей „Природа нашего края“» размещена в разделах
*Повысить уровень знаний родителей и педагогов по вопросам экологического воспитания детей.
Презентация экологического проекта «Покормите птиц». Цель : экологическое просвещение населения, привлечение внимания жителей к проблемам зимующих видов птиц с целью сохранения их численности.
Проектная деятельность Проект. Творческое название проекта «Птицы нашего края» «Охранять природу — значит охранять Родину». М. Пришвин. Актуальность проекта.
Источник