Многообразие живой природы 5 класс

Урок 3. Разнообразие живой природы

Систематика – это наука, занимающаяся распределением живых организмов по группам. Основной единицей систематики является вид.

Живой организм – это тело, которое обладает совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи, в том числе обменом веществ, поддержанием своего строения, способностью самовоспроизводиться при размножении, сохраняя наследственные признаки.

Обязательная и дополнительная литература по теме

  1. Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019
  2. Биология. 6 класс. Теремов А. В., Славина Н. В. М.: Бином, 2019.
  3. Биология. 5 класс. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.
  4. Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.
  5. Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.
  6. Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. М.: Мнемозина, 2012.
  7. Биология. 6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мы с вами живём в эпоху динозавров, они окружают нас повсюду, в кино, в мультфильмах, на витринах магазинов игрушек. Динозавры, пожалуй, самая известная из всех, когда-либо живших на Земле, её обитателей, самой известной, но не единственной. В истории Земли было много самых разнообразных живых существ.

Учёные считают, что возраст нашей планеты составляет около 5 миллиардов лет. В начале своей истории Земля представляла собой раскалённое тело, но постепенно планета стала остывать, начался период дождей, который продолжался миллионы лет. В результате этого на Земле образовались моря и океаны. Именно там возникли первые живые организмы.

Постепенно облик нашей планеты приобрёл современные черты.

Итак, развитие жизни на Земле началось около трёх с половиной миллиардов лет назад в океане.

Постепенно живые организмы заселили и сушу, одни существа давали начало другим. В течение времени многие организмы вымирали, другие сохранились и живут до наших дней. Мы познакомились с тем, как развивалась жизнь на Земле и это развитие продолжается.

Читайте также:  Исчерпаемые природные ресурсы делятся

Царства живых организмов. В школьном курсе биологии чаще всего используется классификация, в которой выделяют четыре царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные.

Отличия живого от неживого. Каждый живой организм состоит из клеток. Тела неживой природы клеточного строения не имеют. Есть организмы, состоящие из одной клетки, другие образованы большим количеством клеток.

Все живые организмы сходны по химическому составу, то есть состоят из одних и тех же химических соединений.

Всем организмам для жизни необходимо поступление энергии извне. Главным источником энергии для всех обитателей нашей планеты является Солнце. Энергию Солнца способны улавливать зелёные растения. Они преобразуют поглощённую энергию солнечных лучей в химическую энергию созданных ими органических веществ. Поедая зелёные растения, другие организмы получают необходимые им вещества и энергию.

Питание и дыхание являются характерной особенностью всех живых организмов, поскольку обеспечивают их необходимыми веществами и энергией. В свою очередь, организмы выделяют в окружающую их среду продукты своей жизнедеятельности. Таким образом, необходимое условие существования живых организмов — обмен веществ с окружающей средой.

Живые организмы способны воспринимать воздействия окружающей среды и определённым образом на них реагировать. Это явление называют раздражимостью. Для всех живых организмов характерны рост и развитие. Способность воспроизводить себе подобных — важнейшее свойство живых организмов. Это явление называют размножением. Совокупность всех этих свойств характерна только для живых организмов.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: Подчеркивания элементов

Текст вопроса: Подчеркните свойства, присущие царству Грибов:

  1. возможность передвижения
  2. невозможность передвижения
  3. способность к фотосинтезу
  4. необходимость в готовых питательных веществах
  5. неограниченный рост
  6. остановка роста после достижения максимального размера
  7. компактное строение организма
  8. огромная площадь поверхности организма

Правильный вариант ответа:

2) невозможность передвижения

4) необходимость в готовых питательных веществах

8) огромная площадь поверхности организма

Разбор типового контрольного задания

Тип задания: Подчеркивания элементов

Текст вопроса: Подчеркните тех, кто питается готовыми органическими веществами:

  1. Подберезовик
  2. Сосна
  3. Подорожник
  4. Окунь
  5. Гриб рыжик
  6. Тысячелистник
  7. Ворона
  8. Комнатная фиалка

Правильный вариант ответа:

Читайте также:  Геологические памятники природы ярославской области

Источник

Урок по биологии в 5 классе «Разнообразие живой природы»

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.763 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс повышения квалификации

Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.763 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.763 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ 2023 по биологии в условиях реализации обновленного ФГОС ООО

Выбранный для просмотра документ карточки.docx

Назови приборы, необходимые для исследований:…..

Выбранный для просмотра документ Урок Разнообразие живой природы.docx

Открытый урок «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов».

Ознакомить учащихся с разнообразием природы и ее классификацией, основными свойствами живых организмов.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: Ученик узнает царства живой природы и отличия живых организмов от объектов неживой природы.

Метапредметные: Развивают навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника, определяют существенные признаки живой природы.

Личностные: Формирование научного мировоззрения об отличительных признаках живого от неживого, бережного отношения к природе.

Форма урока: урок комбинированный

Методы: самостоятельная работа в рабочих тетрадях, постановка вопросов проблемного содержания, самостоятельная работа с учебником.

1. Организационный момент – 1 мин.

Проверить готовы ли учащиеся к уроку, похвалить за готовность.

2. Проверка домашнего задания – 6 мин.

Несколько человек работают с карточками, остальные повторяют «Правила поведения в кабинете биологии и при проведении лабораторных и практических работ». Учитель зачитывает правильные и неправильные утверждения по правилам техники безопасности в кабинете биологии и при выполнении лабораторных и практических работах. Если ученики согласны с правилом, то хлопают в ладоши.

Читайте также:  Государственно правовое обеспечение охраны окружающей природной среды

3. Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний – 3 мин.

Учитель зачитывает стихотворение:

— Доскажи словечко и узнаешь тему нашего урока:

Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг?

Небо светло-голубое. Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет. Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава. Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса. Гром, туманы и роса.

Человек и время года — Это все вокруг. (природа)

О чём сегодня на уроке пойдёт речь? Формулируют тему урока.

Тема урока: «Разнообразие живой природы».

Сегодня мы ознакомимся с разнообразием природы и ее классификацией. Узнаем, на какие царства делят живую природу, чем живая природа отличается от неживой.

3. Изучение нового материала – 30 мин.

1. Разнообразие природы и ее классификация.

— Что такое природа? (Все, что нас окружает и не сделано руками человека.)

Природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую.

Работа с карточками: раздели на живую и неживую природу

Проверь себя. Поставь себе оценку.

Как отличить живую природу от неживой?

Самостоятельная работа с учебником, учащиеся выписывают свойства живых организмов из текста п. 3 стр. 15-18

Вывести на слайд отличительные свойства живой природы.

Проверь себя. Поставь себе оценку.

Знакомство с царствами живой природы.

— В некотором царстве, в некотором государстве жили — были….Нет — нет, не царь с царицей….Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…

Это четыре царства живой природы .

Работа с учебником: стр. учебника 16 рис. 8

Заполнить схему в тетради.

ЦАРСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Разнообразие животного мира. Работа с рисунками – определяют, какой организм, к какому царству относится. Выходят к доске, прикрепляют рисунок определённого живого организма к тому царству, к которому он считает, что организм относится.

Проверь себя. Поставь себе оценку.

4. Рефлексия, выставление оценок за урок – 3 мин.

5. Домашнее задание: параграф 3, записать в тетради свойства живого – 2 мин.

Источник

Оцените статью