Модель живая неживая природа

Использование метода моделирования при формировании знаний о живой и неживой природе у детей старшего дошкольного возраста

Моделирование — это метод, использование которого способно активизировать процесс учения старших дошкольников, содействуя при этом овладению ими важными компонентами учебной деятельности. Моделирование дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая их речевое развитие. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору и конструированию моделей). Цель моделирования — обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов живой и неживой природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

Публикация «Использование метода моделирования при формировании знаний о живой и неживой природе у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Модели многофункциональны. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:

1. Модель должна отображать обобщенный образ и подходить к группе объектов.

2. Раскрыть существенное в объекте.

3. Замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.

Моделирование как активная самостоятельная деятельность используется воспитателем наряду с демонстрацией моделей. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности.

— предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими;

— организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки;

Читайте также:  Лекция охрана природы экология

— постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех;

— обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы);

— руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные«,»дикие животные«, «растения», «живое«, «неживое» и т. д.

Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений детей. Пугливость, скрытый образ жизни диких животных, изменчивость развивающихся организмов, цикличность сезонных изменений в природе, многочисленные, и скрытые от восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ — все это создает объективные трудности для познания явлений природы детьми дошкольного возраста, мыслительная деятельность которых находится еще в становлении. Указанные обстоятельства в ряде случаев вызывают необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы, их свойств и признаков. Особое значение приобретают действующие, предметные модели, которые вскрывают характер функционирования объекта, показывают механизм его связи с окружающими условиями.

В дидактике выделяют три вида моделей

Первый вид — предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главные части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве. Это может быть плоскостная фигура человека с подвижным сочленением туловища и конечностей; модель хищной птицы, модель предостерегающей окраски (автор С. И. Николаева).

Второй вид — предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Предметно-схематическая модель должна обнаружить связи, отчетливо представить их в обобщенном виде.

Третий вид — графические модели (графики, формулы, схемы и т. п.). Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований: чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания; быть простой и доступной для создания и действия с ней; ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены; облегчать познание (М. И. Кондаков, В. П. Мизинцев, А. И. Усмов)

Читайте также:  Бородач какая природная зона

Этапы овладения детьми моделями

Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача — расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования.

Второй этап — осуществляет замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.

Третий этап — самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.

В психолого-педагогической литературе выделены особенности организации работы с моделями в дошкольном возрасте :

1. начинать следует с формирования моделирования пространственных отношений. В этом случае модель совпадает с типом отображенного в ней содержания, а затем переходит к моделированию других типов отношений;

2. целесообразно в начале моделировать единичные конкретные ситуации, а позже организовывать работу по построению модели, имеющей обобщенный смысл;

3. обучение моделированию осуществляется легче, если ознакомление начинается с применения готовых моделей, а затем дошкольников знакомят с их построением.

«Моделирование в учебной деятельности дошкольников» Консультация для педагогов

«Моделирование в учебной деятельности дошкольников» Консультация для педагогов МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД № 42.

Освоение детьми старшего дошкольного возраста системы знаний о человеке с помощью моделей Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору и конструированию моделей). Цель моделирования.

Источник

Презентация «Моделирование процессов живой и неживой природы»

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:
  • § 20-23
    Моделирование процессов живой и неживой природы
      Понятие о компьютерном моделировании
      • модель является представлением объекта в некоторой форме, отличной от формы его реального существования.
        Виды моделей
        • 1) Традиционное математическое моделирование без какой-либо привязки к техническим средствам информатики;
        • 2) информационные модели и моделирование, имеющие приложения в информационных системах;
        • 3) вербальные (т.е. словесные, текстовые) языковые модели.
        • 4) информационные (компьютерные) технологии, которые надо делить
        • а) на инструментальное использование базовых универсальных программных средств
        • б) на компьютерное моделирование, представляющее собой вычислительное (имитационное) моделирование;
          Классификация абстрактных (идеальных) моделей
          • 1. Вербальные модели. Эти модели используют последовательности предложений на формализованных диалектах естественного языка для описания той или иной области действительности.
          • 2. Математические модели — очень широкий класс знаковых моделей (основанных на формальных языках над конечными алфавитами), широко использующих те или иные математические методы. Например, можно рассмотреть математическую модель звезды. Эта модель будет представлять собой сложную систему уравнений, описывающих физические процессы, происходящие в недрах звезды.
          • 3. Информационные модели — класс знаковых моделей, описывающих информационные процессы (возникновение, передачу, преобразование и использование информации) в системах самой разнообразной природы.
Оцените статью