Моделирование в неживой природе

Методические материалы

Методические разработки, развивающе игры, консультации для родителей

Использование приема моделирование маленькими человечками при ознакомлении детей старшего возраста с объектами неживой природы

20 декабря 2016 г. я проводила занятие по теме “Использование приема моделирование маленькими человечками при ознакомлении детей старшего возраста с объектами неживой природы” по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.

Ниже представлена презентация и конспект занятия.

«Моделирование маленькими человечками», или Использование технологии ТРИЗ на занятиях по экспериментированию.

Технология ТРИЗ помогает нам в развитии воображения у детей, в развитии логического мышления, в развитии умения ставит и решать проблему. Есть много методов у данной технологии — это и метод фокальных объектов, метод морфологической таблицы и работа над развитием словотворчества, но сегодня я хочу остановится на том, как технология ТРИЗ помогает решить проблему знакомства детей с явлениями в неживой природе. Если вы уже знакомы с моими публикациями, то знаете, есть у меня такое правило — ЕСЛИ ПОНЯЛ, РАЗОБРАЛСЯ, ЗНАЧИТ БУДЕТ ЗНАТЬ! Именно ТРИЗ помогает разобраться детям, что происходит в мире неживой природы: почему камень — твердый, а вода — жидкая, почему снег в тепле тает, а вода при нагревании превращается в пар. Есть в технологии ТРИЗ еще один метод — это метод МОДЕЛИРОВАНИЯ МАЛЕНЬКИМ ЧЕЛОВЕЧКАМИ. Маленькие человечки, в понимании нас взрослых — это молекулы (вы, конечно, все помните это из курса школьной химии). Помня о том, что все вокруг состоит из молекул — мельчайших частиц, которые определенным образом связаны между собой, легко объяснить детям агрегатные состояния веществ и явления в неживой природе. Всего по методу Моделирование маленькими человечками предполагается 5 занятий.

Тема: “Использование приема моделирование маленькими человечками при ознакомлении детей старшего возраста с объектами неживой природы”.

Цель занятия: познакомить детей с агрегатными состояниями веществ (внутреннее строение веществ) в неживой природе.
Задачи:
  • используя метод моделирования маленькими человечками (ММЧ), объяснить детям, почему вещества бывают твердыми, жидкими, газообразными;
  • расширить представления детей о многообразии веществ неживой природы;
  • учить детей опытным путем определять агрегатное состояние окружающих веществ;
  • учить детей моделировать объекты неживой природы.
Материалы и оборудование:
  • плоскостные изображения моделей “ маленькие человечки”, характеризующие такие вещества как: вода, молоко, воздух, дерево, туман, камень, сок, карамель, дым (иллюстрации);
  • стаканчики с водой и молоком, деревянный брусок, небольшой камень, кусочек пластмассы, деревянная палочка, пустой полиэтиленовый пакет небольшого размера (все оборудование готовится на каждого ребенка);
  • раздаточные карточки с моделями “ маленькие человечки”;
  • бутылка лимонада (пластиковая).
Читайте также:  Красивая ава природа цветы
Ход занятия:

1. Постановка проблемы — можете ли вы изобразить бутылку лимонада, не ПОЛЬЗУЯСЬ при этом карандашом или красками?

2. Рассказ воспитателя о маленьких человечках, живущих вокруг нас

triz

Ребята, сегодня я хочу вам рассказать о том, что все существующее вокруг нас — и камни, и дерево, и лужа, и игрушки, и мы с вами состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть только в электронный микроскоп.

Этих частиц столько много, что, соединяясь между собой, они и превращаются, например, в камень. Частицы эти очень разные и они по-разному дружат между собой.

triz

Одни частицы, давайте назовем их маленькими человечками, — очень дружны, они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не разъединить. Как мы с вами, когда играем в ” АЛИ — бабу”. Этих человечков называют- крепкие, твердые, и именно они. живут в камнях, дереве, горах. Я покажу вам их фотографию. Видите, как они крепко держатся — их дружбу не разрушишь! Это твердые человечки и они образуют все твердые вещества и предметы на нашей планете!

Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны, стоят просто рядом и только прикасаются локтями. Если мы вспомним с вами наш игру про “ Али — бабу”, то вы поймете, как легко можно пройти через них. Такие человечки живут в жидких веществах, поэтому мы с вами можем легко опустить ложку в стакан с чаем и размешать сахар!

Я покажу вам их фотографию тоже.

Ну, а третьи человечки — вообще хулиганы! Они двигаются как хотят и совсем не держатся за руки! Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко пройти! Они живут в таких веществах, как воздух, дым, туман. Такие вещества называются газообразными. Трудное слово, но мы с вами уже большие и должны узнавать новые слова! Я покажу вам и их фотографию.

triz

Вот такую историю про маленьких человечков я вам рассказала, а теперь давайте сами узнаем, где какие человечки живут.

3. Задание — эксперимент “Где какие маленькие человечки живут?”

А. Детям предлагается по очереди попробовать проткнуть деревянной палочкой деревянный брусок, камень, кусочек пластмассы. В результате опыта дети выясняют, что это сделать невозможно! Значит во всех этих веществах живут дружные человечки! Эти вещества — твердые!

Б. Детям предлагается по очереди проткнуть деревянной палочкой воду в стаканчике, молоко в стаканчике. В результате опыта дети выясняют, что палочка достаточно легко проходит через воду и молоко. Значит здесь живут не очень дружные человечки! Но все- таки они рядом, иначе бы мы не увидели не воду, не молоко! Во всех этих веществах живут жидкие человечки и такие вещества называются — жидкими.

Читайте также:  Инн министерства природных ресурсов алтайского края

В. Ребята, а как же нам найти третьих человечков? Где нам взять, например, дым или воздух? (ответы детей, возможно, они скажут, что воздух вокруг нас) Я предлагаю вам поймать воздух! Возьмите пакет. Он пустой? А сейчас, возьмите пакет за верхние уголки и попробуйте его закручивать. Ой, а что же это у нас в пакете появилось? (пакет надувается, как шарик). Да ребята, это мы с вами поймали воздух! Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой — проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки!

4. Подвижная игра “Игры маленьких человечков” (физкультминутка). Дети выступают в роли маленьких человечков и показывают, в каком веществе какие человечки живут. Воспитатель говорит: камень — дети берутся за руки, сок — дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями, воздух — дети отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д.

5. Дидактическое упражнение “Узнай вещество” Воспитатель показывает детям модели различных маленьких человечков — задача детей — узнать о каком веществе идет речь. Например:

это-молоко

это-карамель

Это-карамель, чупа-чупс, конфета

это-сок

это-дым

это-вода

Это — вода (человечки прозрачные)

это-дерево

это-молоко

Это — воздух (человечки прозрачные)

6. Дидактическое упражнение “ Покажи бутылку лимонада” (рефлексия).

Я думаю, ребята, что теперь мы сможем с вами показать бутылку лимонада, когда узнали про маленьких человечков. Бутылка сделана из чего? (из пластмассы) Пластмасса — твердое вещество, поэтому часть детей возьмутся за руки и изобразят бутылку. А лимонад — какое вещество? (жидкое). Другие дети будут изображать лимонад- встанут рядом друг с другом, касаясь локтями. А что еще есть в лимонаде, это особенно видно, когда мы открываем бутылку? (пузырьки) Да, в лимонад для шипучести добавляют углекислый газ. Давайте выберем, кто же будет показывать пузырьки газа?

Дети, с помощью воспитателя изображают бутылку с лимонадом.

Вот и закончилось наше занятие, я вас хвалю за внимание и надеюсь, что сегодня вы узнали много нового из жизни неживой природы.

Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с. (в электронном виде).

Персональный сайт воспитателя детского сада № 9 Фель Нелли Аркадьевны

Источник

Презентация «Моделирование процессов живой и неживой природы»

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:
  • § 20-23
    Моделирование процессов живой и неживой природы
      Понятие о компьютерном моделировании
      • модель является представлением объекта в некоторой форме, отличной от формы его реального существования.
        Виды моделей
        • 1) Традиционное математическое моделирование без какой-либо привязки к техническим средствам информатики;
        • 2) информационные модели и моделирование, имеющие приложения в информационных системах;
        • 3) вербальные (т.е. словесные, текстовые) языковые модели.
        • 4) информационные (компьютерные) технологии, которые надо делить
        • а) на инструментальное использование базовых универсальных программных средств
        • б) на компьютерное моделирование, представляющее собой вычислительное (имитационное) моделирование;
          Классификация абстрактных (идеальных) моделей
          • 1. Вербальные модели. Эти модели используют последовательности предложений на формализованных диалектах естественного языка для описания той или иной области действительности.
          • 2. Математические модели — очень широкий класс знаковых моделей (основанных на формальных языках над конечными алфавитами), широко использующих те или иные математические методы. Например, можно рассмотреть математическую модель звезды. Эта модель будет представлять собой сложную систему уравнений, описывающих физические процессы, происходящие в недрах звезды.
          • 3. Информационные модели — класс знаковых моделей, описывающих информационные процессы (возникновение, передачу, преобразование и использование информации) в системах самой разнообразной природы.
Оцените статью