Чем «думают» птицы
Стоят ли птицы по уровню развития «интеллекта» ниже млекопитающих вследствие примитивного развития у них новой коры? Работами последних лет показано, что в сложных формах поведения, связанных с рассудочной деятельностью, птицы просто используют другие отделы мозга.
Мозг птиц не только невелик по размерам, но и значительно отстает в развитии коры больших полушарий – органа, связанного с рассудочной деятельностью у высших млекопитающих. И все же сравнительные исследования поведения животных разных таксономических групп показали, что функциональные свойства мозга птиц заслуживают внимания. В процессе решения огромного числа задач птицы показали, что они способны к разумным формам поведения, иногда превосходя в этом млекопитающих со значительно более развитой корой головного мозга.
Почти не вызывает сомнений, что у млекопитающих степень развития «интеллекта» зависит от величины и сложности коры. Исследуя этот орган, можно четко проследить картину эволюционного развития класса млекопитающих. Кора крыс гладкая (без складок или извилин) со слабо развитой фронтальной областью; кора собак имеет гораздо большую поверхность, некоторое число извилин и значительно более развитую фронтальную область; у обезьян объем коры и число извилин еще больше, и, наконец, у человека кора становится настолько обширной и сложной, что ее без труда можно отличить от коры всех других млекопитающих.
В пределах любого отдельного вида, включая человека, рассудочная деятельность его нормальных представителей не связана с различиями в развитии коры (по крайней мере на основе современных знаний), однако в тех случаях, когда обнаруживаются значительные межвидовые различия в развитии коры, они отчетливо коррелируют со степенью развития «интеллекта» у этих видов млекопитающих.
Головной мозг птицы (А) и большие полушария (Б) в поперечном разрезе
У птиц, так же как и у млекопитающих, передний мозг состоит из двух основных типов структур: коры и расположенной ниже области, называемой стриатумом. Эти две структуры унаследованы ими от рептилий. Однако развитие коры и стриатума у представителей указанных двух классов шло совершенно разными путями.
У млекопитающих доминирующей становится кора, которая, разрастаясь, постепенно покрывает стриатум, пока, как, например, у человека, нервные клетки стриатума не оказываются глубоко погруженными во внутреннюю часть переднего мозга между входящими в него нервными волокнами. Эволюция переднего мозга птиц шла по пути развития стриатума, кора же представляет собой тонкий слой, покрывающий верхнюю и боковые части переднего мозга. Стриатум выполняет у птиц большинство тех же функций, что и гораздо большая по размерам кора млекопитающих. Особого внимания заслуживает верхняя часть стриатума – гиперстриатум, хорошо развитая структура, которая отсутствует у млекопитающих.
Много лет назад нейролог Гарвардского медицинского центра Стенли Кобб, которого можно считать пионером в области сравнительного изучения мозга птиц, пришел к выводу, что у птиц между развитием коры и «интеллектом» существует обратная корреляция. Кобб установил, что основная функция коры птиц – обоняние, а поскольку наиболее высокоорганизованные виды практически не используют его, кора, утратив свое значение, уменьшилась в размерах. Исходя из полученных многочисленных данных, Кобб заключил, что у птиц структурой, связанной с осуществлением рассудочной деятельности, является не кора, а гиперстриатум.
Исследования мозга различных видов птиц показали, что наиболее развитым гиперстриатумом обладают виды, считающиеся самыми «интеллектуальными». Например, у вороны, попугая и канарейки указанная структура более объемна, чем у курицы, перепела или голубя. Харви Картен из Массачусетского технологического института описал область гиперстриатума, которая имеет такой же тип проекционных связей, что и зрительные отделы коры млекопитающих.
Сравнение строения мозга человека и птицы
Результаты анатомических исследований подтверждаются разнообразными данными, в том числе полученными при изучении поведения. Давно известно, что полное удаление коры у птиц не вызывает заметного ухудшения ни в моторной, ни в сенсорной сферах, при декортикации же млекопитающих эти функции заметно нарушаются. Не так давно сотрудник Нью-Йоркского университета Зиглер обнаружил, что голуби с сильными повреждениями коры были в состоянии выполнять задачи по зрительному различению – например, обучались клевать крест, а не круг. Вместе с тем он установил, что повреждение гиперстриатума значительно снижает их способности к решению таких задач.
Следующим шагом в изучении гиперстриатума птиц явилось выяснение вопроса о том, какие специфические структуры этого органа обусловливают определенные уровни способности к обучению. У перепелов хирургическим путем удаляли верхнюю часть гиперстриатума, называемую Wulst, а затем проверяли их способность к обучению. Оказалось, что операция самым серьезным образом сказывалась на их «интеллекте». Очевидно Wulst представляет собой не только нейрологическую структуру, связанную с процессами обучения, но и имеет отношение к функциям памяти.
Установление факта, что гиперстриатум имеет непосредственное отношение к реализации элементарной рассудочной деятельности птиц, открывает новый заманчивый путь для изучения процессов, протекающих в мозге. Как «мыслящая машина», гиперстриатум обладает многими свойствами, присущими коре млекопитающих, но является гораздо более доступным для изучения и более простым для объяснения функций.
Источник
Способны ли птицы мыслить логически?
Впервые доказано, что птицы умеют логически мыслить
Ворона из Новой Каледонии по имени Бетти удивила английских исследователей способностями мыслить и пользоваться приобретенными навыками. Ворона догадалась согнуть бесполезную проволоку в крюк, сделав из нее рабочий инструмент, хотя раньше опыта и примеров по этому преобразованию никогда не имела. Птицы уже давно известны своими способностями пользоваться различными приспособлениями для тех или иных целей, — в основном для разделывания пищи. Однако, профессор Алекс Какелник и его коллеги в Университете Оксфорда наблюдали кардинально новый подход вороны, который, вероятно, не работал бы в природных условиях с естественными материалами. Они сообщают в журнале Science на этой неделе об эксперименте, осуществленным их вороной, Бетти, которая смогла сообразить согнуть прямую проволоку в крюк, чтобы уже этим крюком снять ковш с пищей, висевший на вертикальной трубе. Это произошло на пятый эксперимент, в котором Бетти и ее компаньон Абель, должны были выбрать между крючковатым и прямым проводом, чтобы достать пищу. В статье описывается, как в одном из экспериментов, Абель украл и спрятал крюк, очевидно, чтобы его использовать затем самому. Но вместо отказа от попыток достать себе еду, Бетти, оставшись одна, решила согнуть самостоятельно непригодный прямой провод в крюк и с его помощью достать себе пропитание. «Она использовала свои умственные способности, а не мускулы и рефлексы», сказал профессор Какелник. Чтобы исследовать важность этого наблюдения за поведением птиц, исследователи разработали новый эксперимент, куда они поместили единственный прямой провод и разместили еду в недоступной для клюва вороны колбе, чтобы посмотреть, что она будет делать. В течение 10 попыток Бетти удалось согнуть провод и она использовала его затем, чтобы достать кусочки пищи в течение девяти раз пока не насытилась. Абель же, помещенный в те же условия, поленился что-то делать с проводом, но смог “в лоб” прямым его концом один раз зацепить таки для себя кусочек пищи. Дикие вороны Новой Каледонии часто используют веточки для того, чтобы достать себе кусочки пищи из недоступных мест. Они их очищают от сучков. «Но ветка не будет работать как крючок, потому что пруты или ломаются, или не держат свою форму под тяжестью зацепленного кусочка пищи», сказал профессор Какелник. В то время как несколько видов животных, главным образом приматы, как известно, используют разные предметы в качестве инструментов, целеустремленная модификация животными изначально нерабочих предметов и преобразование их в рабочие инструменты, без обширного предшествующего опыта, является фактически особой способностью мышления животных, о которой науке вообще ничего ранее не было известно. Конечно никакое животное ранее никогда не наблюдалось за работой по изгибу части провода, чтобы из него сделать крюк. «Действительно, эти наблюдения показывают уровень компетентности и понимания значимости функции крюков и у других животных кроме человека», сказал профессор Какелник. Эти результаты открывают многочисленные интригующие темы для дальнейшего исследования функции познавательных способностей животных, и не только птиц. Кроме того, это наблюдение впервые доказывает, что и другие животные могут использовать инструменты и модифицировать их в рабочие по мере необходимости. Просто в естественных природных условиях такой необходимости у животных не возникает. А когда они находятся в неволе и поставлены в ситуацию ограничений выбора, то это их вынуждает думать о том, как из нее выйти.
Да, и вот простейший пример: летит птица и видит перед собой дерево сразу в мозгу возникают 2 варианта — лететь прямо или облететь, поскольку большинство птиц облетают — значит мыслит причём на 100% логически. А попугаи и вОроны — так те вообще поумнее многих людей.
У нас под окном живёт семья ворон.. Если подбирают сухарь, то несут к луже, кидают в воду и ждут.. Это ли не логика?
Источник