- Экологический мониторинг (понятие, задачи, объекты, виды и порядок осуществления).
- Объекты экологического мониторинга. Объектами экологического мониторинга являются:
- Объекты, основные элементы, цель и задачи экологического мониторинга
- Классификация по наблюдениям за реакцией составляющих биосферы (слайд 3)
- Классификация по факторам и объектам воздействия (слайд 4)
Экологический мониторинг (понятие, задачи, объекты, виды и порядок осуществления).
Экологический мониторинг– это совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими с ней изменениями, их последствиями, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными и иными объектами.
Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных. (ст.63 ФЗ «Огб охране ОС»)
- регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;
- хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;
- анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;
- обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.
Объекты экологического мониторинга. Объектами экологического мониторинга являются:
1) компоненты природной среды, в том числе атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почвы, грунты, зеленые насаждения, животные и другие организмы, находящиеся в пределах административных границ города Москвы, а также природные процессы, физические и геохимические поля, развивающиеся в окружающей среде; 2) природные и природно-антропогенные объекты, находящиеся в пределах административных границ города Москвы; 3) природно-климатические условия; 4) воздействие антропогенных объектов на состояние окружающей среды.
– в зависимости от масштабов системы мониторинга – глобальный, национальный, региональный, локальный;
– от уровня измененности человеком окружающей среды – фоновый и импактный;
– от объекта мониторинга – собственно экологический, воздуха, вод, земли, животного мира, опасных отходов, радиационный, социально-гигиенический;
– мониторинг развития, основывающийся на показателях демографических, экологических, социальных и экономических.
Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» использует только два понятия:
1)мониторинг окружающей среды– комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза его изменений под воздействием природных и антропогенных факторов;
2)государственный экологический мониторинг– мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти и ее субъектов.
Оценка воздействия на окружающую среду.
Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
4. Экологическое нормирование (понятие, задачи). Основные требования к нормированию в области охраны окружающей среды. Виды нормативов качества окружающей среды. Лучшие существующие технологии. Комплексное экологическое разрешение.
Под экологическим нормированием понимается установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.
В систему экологических нормативов входят:
1) нормативы качества окружающей среды;
2) нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды;
3) нормативы допустимого изъятия природных ресурсов.
1. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды и почву, и нормативов предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на окружающую среду.
Нормативы качества окружающей среды выполняют ряд функций. Прежде всего, они устанавливают предельные величины вредных химических, физических и биологических воздействий на природную среду.
Такие нормативы служат также для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологическим характеристикам. Установленные в соответствии с требованиями законодательства нормативы качества окружающей среды служат одним из юридических критериев для определения благоприятного состояния окружающей среды.
Нормативы качества окружающей среды учитываются также при оценке воздействия планируемой хозяйственной деятельности, реализация которой будет связана с отрицательным воздействием на природу, при развитии городов и иных населенных пунктов.
Рассматриваемые нормативы качества образуют основу для регулирования охраны окружающей среды от химических, физических и биологических воздействий на природную среду отдельными источниками — предприятиями, транспортными средствами и т.п.
Согласно экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды являются едиными для всей территории России. Одновременно допускается установление более строгих нормативов ПДК с учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий).
2. Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды включают: нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий; нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия; предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве.
Эти нормативы определяют предельные размеры вредных воздействий на природу, устанавливаемые для отдельных источников таких воздействий. Регулирование выброса (сброса) загрязняющих веществ в природную среду выступает в качестве одного из правовых средств ее охраны. Загрязнение окружающей среды предприятием и иным объектом в пределах установленных для них нормативов является одним из основных показателей правомерности их эксплуатации. Нарушение этих нормативов образует юридическое основание для ограничения, приостановления или даже прекращения эксплуатации соответствующих объектов. Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды (ПДВ) служат основным инструментом при регулировании соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Технологические нормативы — нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, которые устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражают допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции.
На территории России эксплуатируется множество предприятий, построенных, главным образом, до принятия современного экологического законодательства, предусмотревшего достаточно строгие экологические нормативы. По техническим и иным причинам такие предприятия не в состоянии обеспечить их выполнение. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» учитывает такую ситуацию. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды).
3. Нормативы допустимого изъятия (использования) природных ресурсов устанавливаются с целью обеспечить удовлетворение общественных потребностей в природных ресурсах, предупредить истощение этих ресурсов. Такие нормативы разрабатываются с учетом возможностей их воспроизводства, сохранения устойчивого функционирования естественных экологических систем.
Более конкретные требования о нормировании изъятия (использования) отдельных природных ресурсов предусматриваются в природоресурсном законодательстве с учетом специфики того или другого природного ресурса.
Источник
Объекты, основные элементы, цель и задачи экологического мониторинга
Классификация по наблюдениям за реакцией составляющих биосферы (слайд 3)
При организации мониторинга состояния биосферы представляется необходимой организация мониторинга реакции биотической (биологический мониторинг) и абиотической составляющих (геофизический мониторинг) биосферы на антропогенные воздействия. Главной задачей биологического мониторинга является определение состояния живой составляющей биосферы, отклика биоты на антропогенное воздействие, определение ее отклонения от нормального естественного состояния на различных уровнях. К геофизическому мониторингу относится определение реакции неживой составляющей как в микро-, так и в макромасштабе, вплоть до реакции и определения состояния крупных систем – погоды, климата, тектоносферы. Сюда же относится мониторинг связанных с загрязнением факторов: солнечной радиации, мутности атмосферы, температуры и т.п.
Классификация по факторам и объектам воздействия (слайд 4)
Ингредиентный мониторинг – мониторинг различных загрязнителей (к которым относятся также электромагнитные излучения, тепло, шум). Здесь в первую очередь мониторингу должны быть подвергнуты наиболее токсичные вещества, наиболее стойкие, наиболее подвижные (мобильные) вещества, имеющие опасные дочерние продукты (при распаде и превращениях) и опасные при воздействии в сочетании с другими веществами. Мониторинг различных сред подразделяется на мониторинг: а) атмосферы – приземного слоя и верхней атмосферы, атмосферных осадков; б) гидросферы – поверхностных вод (воды рек, озер и водохранилищ), вод океанов и морей, подземных вод; в) литосферы, в том числе почвы. Особое внимание нужно обратить на переходы из одной среды в другую, на пути переноса, распространения и миграции загрязняющих веществ. Мониторинг содержания различных веществ в живой составляющей биосферы (биоте) также может быть отнесен к этому типу мониторинга. Мониторинг источников загрязнения выделяется в специальную подсистему. Среди источников воздействий и загрязнений следует выделить точечные стационарные (заводские трубы и т.п.), точечные подвижные (транспорт), площадные источники (поля с внесенными химическими веществами, города и т.п.). Мониторинг объектов воздействия, в первую очередь живых организмов по их числу, биомассе, плотности популяции и т.д., подверженных воздействию, представляет собой не что иное, как таксацию этих организмов. При этом типе мониторинга целесообразно выделить: а) важнейшие популяции (в первую очередь человека) с точки зрения существования экосистемы, характеризующие своим присутствием состояние благополучия той или иной экосистемы; б) наиболее чувствительные к данному виду воздействия (либо комплексному воздействию) популяции, например, растительность к воздействию SO2 или критические популяции по отношению к данному воздействию, например, рачок эпимура в озере Байкал к сбросам целлюлозных предприятий; в) популяции (виды) – индикаторы (лишайники). К этой категории мониторинга нужно отнести и элементы неживой составляющей биосферы, в том числе конструкции, здания и т.д.
Источник