Мониторинг оценка качества природной среды

Мониторинг и оценка качества окружающей среды

Наблюдение за уровнем состояния природной среды представляет важную для цивилизованного общества задачу, оно необходимо для экологически обоснованного прогноза и управления природопользованием, обеспечения стандартов качества. Эту задачу выполняют службы мониторинга.

Мониторинг окружающей среды – это система слежения за состоянием окружающей человека природной среды и предупреждения о критических ситуациях, вредных или опасных для здоровья людей и других живых организмов. Объектами мониторинга являются все среды биосферы: воздух, вода, литосфера и биота (растительный и животный мир).

Мониторинг подразделяют на базовый (фоновый), глобальный, региональный и импактный. Мониторинг базовый – это слежение за общебиосферными, в основном природными явлениями без наложения на них региональных антропогенных воздействий. Объект глобального мониторинга – общемировые процессы и явления в биосфере Земли, включая все экологические компоненты и предупреждения о возникающих экстремальных ситуациях. В задачи регионального мониторинга входит контроль за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где имеется отличие параметров от базового фона ввиду антропогенных воздействий. Импактный мониторинг – наблюдение за региональными и локальными антропогенными воздействиями в особо опасных местах и зонах.

Мониторинг проводится с помощью специальных приборов на стационарных и передвижных пунктах (уровень импактного мониторинга), самолетах, вертолетах, воздушных шарах (региональный, базовый), космических аппаратах (глобальный, базовый).

Мониторинг окружающей среды ведут уполномоченные государством службы. Введенный в 1992 г. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» впервые законодательно установил право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду. Под качеством окружающей природной среды понимают такое состояние ее экологических систем, при котором постоянно и неизменно происходит обмен вещества и энергии между природой и человеком и воспроизводится жизнь. Оно обеспечивается самой природой путем саморегуляции, самоочищения от вредных для нее веществ.

Читайте также:  Козлов министр природных биография

Нормирование качества окружающей природной среды означает установление показателей (нормативов) предельно допустимых воздействий на нее. Нормой считается мера воздействия на ОПС, а предельно допустимая норма устанавливает предельно допустимые меры воздействия (под воздействием понимается любая антропогенная нагрузка). Таким образом, законодательно установлено, что нормативами качества ОПС являются предельно допустимые нормы воздействия на нее антропогенной деятельностью.

В основу нормативов качества положено три показателя:

медицинский (пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе);

технологический (способность технически и экономически обеспечить выполнение установленных нормативов);

научно-технический (наличие и возможности средств контроля величин установленных норм).

Чем меньше пороговая величина нормативов, тем выше качество ОПС. Однако более высокое качество требует больших затрат, эффективных технологий и высокочувствительных средств контроля. Поэтому нормативы качества окружающей природной среды по мере подъема уровня общества имеют тенденцию к ужесточению. По назначению и направленности эти нормативы можно разделить на группы.

К первой группе относятся предельно допустимые концентрации (ПДК) – количество вредного вещества в окружающей среде, которое при постоянном или временном контакте за определенный промежуток времени практически не влияет на здоровье человека и его потомство. В последнее время при определении ПДК учитывают не только воздействие на человека, но и на биоту в целом. ПДК не являются раз и навсегда установленными нормами; по мере развития общества их количество увеличивается, значения уточняются. Например, первые нормы ПДК в воде для хозяйственно-питьевых целей в нашей стране были утверждены в 1939 г. в количестве 28 показателей, а к 1991 г. их число достигло 1925; ПДК по атмосфере впервые были введены в 1951 г. для 10 вредных веществ, а к 1991 г. их стало 479. Нормы ПДК для вредных веществ в почве начали вводить с 1980 г., и на 1992 г. их уже было 130.

Читайте также:  Какая формула газа природного

Вторая группа – экологические нормативы вредных воздействий. Зная ПДК вещества, можно дать санитарно-гигиеническую и экологическую оценку состояния ОПС, но невозможно установить источник вредного воздействия и регулировать его поведение. Эту функцию выполняют нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС) вредных веществ. Под выбросом понимают поступление загрязнений от соответствующего источника в атмосферу, а под сбросом – проникновение веществ из сточных вод в водоем.

Проекты нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ разрабатывают предприятия с учетом состояния окружающей среды в данной местности и согласовываются с органами Минприроды РФ.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Федеральный проект «Комплексная система мониторинга качества окружающей среды»

Федеральный проект «Комплексная система мониторинга качества окружающей среды»

Федеральный проект «Комплексная система мониторинга качества окружающей среды» реализуется в рамках Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326) и национального проекта «Экология».

Проект направлен на создание комплексной системы мониторинга состояния окружающей среды на территории Российской Федерации, обеспечивающей всестороннее и своевременное информирование органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц (населения) достоверной и полной информацией о состоянии окружающей среды, а также прогнозирование ее изменений.

Для достижения целей федерального проекта в 2023-2024 годах планируется сформировать нормативную правовую базу для функционирования комплексной системы мониторинга состояния окружающей среды; проанализировать существующую систему экологического мониторинга и возможные пути развития; обеспечить функционирование комплексной информационной системы мониторинга состояния окружающей среды на всей территории Российской Федерации. Также будет спроектирована цифровая модель экологического мониторинга состояния окружающей среды на территории Российской Федерации, включающая сеть сбора данных о состоянии компонентов природной среды, объекты негативного воздействия на окружающую среду и объекты накопленного вреда окружающей среде.

Читайте также:  Все природные пояса тихого океана

Источник

Оцените статью