Мониторинг природных ресурсов кратко

47. Структура и содержание мониторинга природных ресурсов

1) сбор, хранение, обработку исходных данных о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов по комплексу параметров, предусмотренных государственными и производственными программами мониторинга, ведение кадастров и информационных банков данных мониторинга компонентов окружающей среды и природопользования;

2) комплексное обобщение данных по экологическому состоянию окружающей среды и использованию природных и техногенных процессов и явлений;

3) подготовку и передачу регламентированных исходных данных и результатов их обработки, включая прогнозы, справки, доклады и иные формы представления информации органам государственной власти и управления, республиканскому и областным государственным органам мониторинга окружающей среды и природных ресурсов;

4) разработку рекомендаций по осуществлению мероприятий по ликвидации или снижению последствий негативного воздействия на окружающую среду, охране и рациональному использованию природных ресурсов;

5) информационное обеспечение ведения государственной статистики, экологической экспертизы, экологического аудита, контроля в области окружающей среды и использования природных ресурсов.

Классификация ресурсных циклов

В общем случае под ресурсным циклом понимается обмен в-вом, энергией и информацией между природными системами, а также между природой и обществом. Выделяются 3 вида ресурсных циклов: биогеохим. (природный); природно-техногенный; техногенный. Приведены их характеристики. С точки зрения природопользования и ОП наиболее подробно характеризуется техногенный ресурсный цикл;

Экологические (геоэкологические) ситуации и их оценка

К видам изменений, нарушений и деградации ресурсов и компонентов природы относятся отторжение, истощение, загрязнение, разрушение и т. д. В результате этих изменений формируется соответствующая экологическая ситуация. Иначе говоря, интенсивность воздействия нарушений ресурсов и компонентов природы и экологическая ситуация территории взаимосвязаны и взаимозависимы. В связи с этим, изучив одно явление (например интенсивность воздействия), можно составить представление и о другом (об экологической обстановке) и наоборот.

Планирование охраны и рационального использования водных ресурсов

Экологическая оценка величины ущерба от деградации почв

Госуд. Мониторинг водных объектов

Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц.

Читайте также:  Комитет природных ресурсов администрации тульской области

2. Государственный мониторинг водных объектов является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

3. Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в целях:

1) своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов;

2) оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов;

3) информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного надзора в области использования и охраны водных объектов.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

4. Государственный мониторинг водных объектов включает в себя:

1) регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования водоохранных зон;

2) сбор, обработку и хранение сведений, полученных в результате наблюдений;

3) внесение сведений, полученных в результате наблюдений, в государственный водный реестр;

4) оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов.

5. Государственный мониторинг водных объектов состоит из:

1) мониторинга поверхностных водных объектов с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

2) мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон;

3) мониторинга подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр;

4) наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а также за объемом вод при водопотреблении и водоотведении.

6. Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в границах бассейновых округов с учетом особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей.

7. Организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов проводятся уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

8. Порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Источник

25. Базовый и оперативный мониторинг природных ресурсов (более подробно каждый)

Мониторинг окружающей среды — это система постоянного наблюдения и регулярного контроля, проводимых по определенной программе для оценки текущего состояния окружающей природной среды, анализа всех происходящих в ней в данный период процессов, а также заблаговременного выявления возможных тенденций ее изменения.

Читайте также:  Запиши явления живой природы

Базовый (фоновый) мониторинг — предусматривает слежение за общебиосферными явлениями без наложения антропогенных влияний. Целью базового мониторинга является слежение за общебиосферными явлениями в природной среде, не подверженной региональным антропогенным воздействиям. На глобальном уровне базовый мониторинг проводится на территориях биосферных заповедников – строго охраняемых больших участков, практически не испытывающих локальных воздействий деятельности человека.

Оперативный (дежурный) мониторинг земель ведется комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам районов, городов и автономных образований с использованием данных базового и периодического мониторинга. Полученные результаты накапливаются в архивах (фондах) и банках данных автоматизированной информационной системы.

Оперативный (дежурный) мониторинг земель ведется комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам районов, городов и автономных образований с использованием данных базового и периодического мониторинга. Полученные результаты накапливаются в архивах (фондах) и банках данных автоматизированной информационной системы.

26. КАДАСТР ОСОБО-ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ. Особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов. Это государственный свод регулярно обновляемых систематизированных данных, необходимых для управления ООПТ и обеспечения экологически безопасного развития регионов РФ. Ведется за счет средств федерального и местного бюджетов и внебюджетных источников.Задачами Кадастра являются:

  1. накопление и систематизация данных о существующих и перспективных особо охраняемых природных территорий;
  2. мониторинг особо охраняемых природных территорий;
  3. анализ состояния и эффективности функционирования разных категорий особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения;
  4. обеспечение информацией об ООПТ органов государственной власти федерального и регионального уровней, местного самоуправления, министерств и ведомств, государственных и общественных организаций, частных лиц.
Читайте также:  Мягкие капсулы природного алоэ

27. ДЕГРАДАЦИЯ ЛЕСНЫХ ЭКОСИСТЕМ. Это утрата жизнеспособности и гибель лесных насаждений под влиянием антропогенных факторов или природных факторов. Деградация леса проявляется в снижении жизненного состояния деревьев и усыхании древостоев, гибели подроста, уменьшении биологической продуктивности, упрощении структуры и сокращении видового разнообразия лесных экологических систем. Основными факторами деградации леса являются техногенное загрязнение окружающей среды, лесные пожары, лесозаготовки, выпас скота, рекреация и др. Одним из главных последствий заготовки древесины становится замена коренных лесов вторичными, как правило, менее ценными и нередко менее продуктивными. преобладает переруб леса — вырубается больше, чем прирастает в течение года. недоруб спелого леса, когда рубки отстают по темпам от прироста древесины. Лес стареет, снижается его продуктивность, заболеваемость старых деревьев возрастает.Наибольший вред причиняет трелевка -перевозка древесины волоком (уничтожают надпочвенный покров, образуется колея, погибает подрост) и сплошные концентрированные рубки. На начальных этапах деградации леса под влиянием техногенного загрязнения уменьшается видовое разнообразие за счет выпадения из лесных экосистем наиболее чувствительных к загрязнению видов, особенно среди моховидных и лишайников. На последующих стадиях деградации леса гибнут всходы и подрост многих видов деревьев. При сильном и продолжительном воздействии токсических веществ происходят структурные изменения в лесных экосистемах: деградирует подстилка, исчезает мохово-лишайниковый ярус, сокращается видовое разнообразие травяно-кустарничкого яруса, подавляется рост деревьев, усыхают древостой. рекреационная дигрессия, в ходе которой повреждается растительность, нарушается возобновление лесообразующих пород, изменяются количественный и качественный состав и структура лесной фауны и флоры, особенно напочвенного покрова. На начальной стадии деградации леса видовое разнообразие увеличивается за счет сорных растений, на следующих стадиях — уменьшается. Вытаптывание и уничтожение лесной подстилки приводит к обеднению, уплотнению, нарушению структуры, уменьшению водопроницаемости и аэрированности почв. Трансформируются щдролопгческий и температурный режимы почвы и условия минерального питания растений. Это ведет к снижению полноты насаждений, к поражению деревьев вредителями и болезнями, уменьшению их прироста и листовой поверхносга и, в результате — к преждевременному старению и отмиранию деревьев. С увеличением рекреационной нагрузки уменьшается количество подроста, значительная часть которого угнетена или повреждена.

Источник

Оцените статью