- 47. Структура и содержание мониторинга природных ресурсов
- Классификация ресурсных циклов
- Экологические (геоэкологические) ситуации и их оценка
- Планирование охраны и рационального использования водных ресурсов
- Экологическая оценка величины ущерба от деградации почв
- Госуд. Мониторинг водных объектов
- 25. Базовый и оперативный мониторинг природных ресурсов (более подробно каждый)
47. Структура и содержание мониторинга природных ресурсов
1) сбор, хранение, обработку исходных данных о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов по комплексу параметров, предусмотренных государственными и производственными программами мониторинга, ведение кадастров и информационных банков данных мониторинга компонентов окружающей среды и природопользования;
2) комплексное обобщение данных по экологическому состоянию окружающей среды и использованию природных и техногенных процессов и явлений;
3) подготовку и передачу регламентированных исходных данных и результатов их обработки, включая прогнозы, справки, доклады и иные формы представления информации органам государственной власти и управления, республиканскому и областным государственным органам мониторинга окружающей среды и природных ресурсов;
4) разработку рекомендаций по осуществлению мероприятий по ликвидации или снижению последствий негативного воздействия на окружающую среду, охране и рациональному использованию природных ресурсов;
5) информационное обеспечение ведения государственной статистики, экологической экспертизы, экологического аудита, контроля в области окружающей среды и использования природных ресурсов.
Классификация ресурсных циклов
В общем случае под ресурсным циклом понимается обмен в-вом, энергией и информацией между природными системами, а также между природой и обществом. Выделяются 3 вида ресурсных циклов: биогеохим. (природный); природно-техногенный; техногенный. Приведены их характеристики. С точки зрения природопользования и ОП наиболее подробно характеризуется техногенный ресурсный цикл;
Экологические (геоэкологические) ситуации и их оценка
К видам изменений, нарушений и деградации ресурсов и компонентов природы относятся отторжение, истощение, загрязнение, разрушение и т. д. В результате этих изменений формируется соответствующая экологическая ситуация. Иначе говоря, интенсивность воздействия нарушений ресурсов и компонентов природы и экологическая ситуация территории взаимосвязаны и взаимозависимы. В связи с этим, изучив одно явление (например интенсивность воздействия), можно составить представление и о другом (об экологической обстановке) и наоборот.
Планирование охраны и рационального использования водных ресурсов
Экологическая оценка величины ущерба от деградации почв
Госуд. Мониторинг водных объектов
Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц.
2. Государственный мониторинг водных объектов является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
3. Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в целях:
1) своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов;
2) оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов;
3) информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного надзора в области использования и охраны водных объектов.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
4. Государственный мониторинг водных объектов включает в себя:
1) регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования водоохранных зон;
2) сбор, обработку и хранение сведений, полученных в результате наблюдений;
3) внесение сведений, полученных в результате наблюдений, в государственный водный реестр;
4) оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов.
5. Государственный мониторинг водных объектов состоит из:
1) мониторинга поверхностных водных объектов с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
2) мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон;
3) мониторинга подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр;
4) наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а также за объемом вод при водопотреблении и водоотведении.
6. Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в границах бассейновых округов с учетом особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей.
7. Организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов проводятся уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
8. Порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Источник
25. Базовый и оперативный мониторинг природных ресурсов (более подробно каждый)
Мониторинг окружающей среды — это система постоянного наблюдения и регулярного контроля, проводимых по определенной программе для оценки текущего состояния окружающей природной среды, анализа всех происходящих в ней в данный период процессов, а также заблаговременного выявления возможных тенденций ее изменения.
Базовый (фоновый) мониторинг — предусматривает слежение за общебиосферными явлениями без наложения антропогенных влияний. Целью базового мониторинга является слежение за общебиосферными явлениями в природной среде, не подверженной региональным антропогенным воздействиям. На глобальном уровне базовый мониторинг проводится на территориях биосферных заповедников – строго охраняемых больших участков, практически не испытывающих локальных воздействий деятельности человека.
Оперативный (дежурный) мониторинг земель ведется комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам районов, городов и автономных образований с использованием данных базового и периодического мониторинга. Полученные результаты накапливаются в архивах (фондах) и банках данных автоматизированной информационной системы.
Оперативный (дежурный) мониторинг земель ведется комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам районов, городов и автономных образований с использованием данных базового и периодического мониторинга. Полученные результаты накапливаются в архивах (фондах) и банках данных автоматизированной информационной системы.
26. КАДАСТР ОСОБО-ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ. Особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов. Это государственный свод регулярно обновляемых систематизированных данных, необходимых для управления ООПТ и обеспечения экологически безопасного развития регионов РФ. Ведется за счет средств федерального и местного бюджетов и внебюджетных источников.Задачами Кадастра являются:
- накопление и систематизация данных о существующих и перспективных особо охраняемых природных территорий;
- мониторинг особо охраняемых природных территорий;
- анализ состояния и эффективности функционирования разных категорий особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения;
- обеспечение информацией об ООПТ органов государственной власти федерального и регионального уровней, местного самоуправления, министерств и ведомств, государственных и общественных организаций, частных лиц.
27. ДЕГРАДАЦИЯ ЛЕСНЫХ ЭКОСИСТЕМ. Это утрата жизнеспособности и гибель лесных насаждений под влиянием антропогенных факторов или природных факторов. Деградация леса проявляется в снижении жизненного состояния деревьев и усыхании древостоев, гибели подроста, уменьшении биологической продуктивности, упрощении структуры и сокращении видового разнообразия лесных экологических систем. Основными факторами деградации леса являются техногенное загрязнение окружающей среды, лесные пожары, лесозаготовки, выпас скота, рекреация и др. Одним из главных последствий заготовки древесины становится замена коренных лесов вторичными, как правило, менее ценными и нередко менее продуктивными. преобладает переруб леса — вырубается больше, чем прирастает в течение года. недоруб спелого леса, когда рубки отстают по темпам от прироста древесины. Лес стареет, снижается его продуктивность, заболеваемость старых деревьев возрастает.Наибольший вред причиняет трелевка -перевозка древесины волоком (уничтожают надпочвенный покров, образуется колея, погибает подрост) и сплошные концентрированные рубки. На начальных этапах деградации леса под влиянием техногенного загрязнения уменьшается видовое разнообразие за счет выпадения из лесных экосистем наиболее чувствительных к загрязнению видов, особенно среди моховидных и лишайников. На последующих стадиях деградации леса гибнут всходы и подрост многих видов деревьев. При сильном и продолжительном воздействии токсических веществ происходят структурные изменения в лесных экосистемах: деградирует подстилка, исчезает мохово-лишайниковый ярус, сокращается видовое разнообразие травяно-кустарничкого яруса, подавляется рост деревьев, усыхают древостой. рекреационная дигрессия, в ходе которой повреждается растительность, нарушается возобновление лесообразующих пород, изменяются количественный и качественный состав и структура лесной фауны и флоры, особенно напочвенного покрова. На начальной стадии деградации леса видовое разнообразие увеличивается за счет сорных растений, на следующих стадиях — уменьшается. Вытаптывание и уничтожение лесной подстилки приводит к обеднению, уплотнению, нарушению структуры, уменьшению водопроницаемости и аэрированности почв. Трансформируются щдролопгческий и температурный режимы почвы и условия минерального питания растений. Это ведет к снижению полноты насаждений, к поражению деревьев вредителями и болезнями, уменьшению их прироста и листовой поверхносга и, в результате — к преждевременному старению и отмиранию деревьев. С увеличением рекреационной нагрузки уменьшается количество подроста, значительная часть которого угнетена или повреждена.
Источник