Мотивационная направленность методов управления
Курсовая работа выполнена на тему «Методы управления, их мотивационная направленность».
Пояснительная записка содержит печатного текста 39 листов, рисунков 2, использовано источников 6.
Цель курсовой работы – закрепление и углубление знаний в области управления предприятием, получение навыков самостоятельного решения сложных управленческих задач.
Объект наблюдения: ГП «Называевское ДРСУ» Омской области.
На предприятии имеется необходимый штат сотрудников, имеющих необходимые профессиональные знания и опыт работы по своей специальности. На предприятии широко используются теории управления человеческими ресурсами, правильно выбраны стратегия управления персоналом и планирование кадровой работы в организации, а также решены вопросы управлением поведением персонала организации и оценки результатов его деятельности.
Анализ работы ДРСУ показал, что система экономически эффективна, что находит своё выражение в снижении затрат на производство, при устойчивой динамике роста производительности труда и увеличении прибыли, сохраняя при этом хорошее качество собственной продукции.
1. Общая характеристика методов управления и мотивации
1.1 Понятие и классификация методов управления
1.2 Содержание основных методов управления
1.3 Мотивационная направленность методов управления
2. Основные методы управления и мотивации в ГП «Называевское ДРСУ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ДРСУ
2.2 Административные методы управления предприятием
2.3 Экономические методы управления деятельностью ДРСУ
2.4 Социально-психологические методы управления ДРСУ
3. Основные направления совершенствования методов управления и мотивации персонала ДРСУ
3.1 Управление кадровой и социальной политикой в организации
3.2 Мотивационная направленность управления
3.3 Оценка результатов управления
Список использованных источников
Экономические реформы, проводимые в России, существенно изменили статус организации как основного звена экономики. Появились частные организации, наряду с базирующимися на государственной собственности, смешанные, имеющие коллективную собственность. Рынок ставит организацию в принципиально новые отношения с государственными органами, с производственными и иными партнёрами, работниками. Появились новые экономические и правовые регуляторы. В связи с этим изменились отношения между руководителями организации, между руководителями и подчинёнными, между всеми работниками внутри организации. Моя курсовая работа ставит своей целью показать новые механизмы управления персоналом организации в складывающейся рыночной среде. В работе рассмотрены методы управления персоналом ДРСУ, а также излагаются основы организационного проектирования и построения системы управления персоналом организации, методы формирования целей, функций, организационной структуры управления персоналом. Кроме того, в курсовой работе подробно рассмотрены поросы кадрового, информационного, технического, нормативно-методического и документационного обеспечения системы управления персоналом. Подробно рассмотрены методики мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала, формы оплаты труда.
С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”. Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин “управление” имеет более широкий смысл. Вообще, “управление” – это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер. К сожалению, далеко не все в нашей стране отдают себе отчет в том, что экономические цели могут достигаться не только путем наращивания капиталовложений непосредственно в производство, но и за счет вложений в социальную инфраструктуру, создания в трудовом коллективе благоприятной духовной атмосферы, способствующей высокопроизводительному труду. Как свидетельствуют результаты одного из социологических обследований, 65% экспертов сочли, что руководителям недостает умения использовать в своей деятельности социально-психологические походы. В результате существенные возможности улучшения деятельности остаются невостребованными.
Невозможно стремиться управлять людьми, если и руководителям, и подчиненным цели совершенно не ясны. Управлять – значит побуждать других к достижению ясной цели, а не заставлять других делать то, что считаешь правильным. Процесс управления базируется на нахождении и постановке цели. Однако затем наступает этап планирования, т.е. исследования и определения пути достижения цели. Ибо, не спланировав заранее, как можно добиться результата, только зря тратить деньги и время. Только тогда, когда планируют, и можно организовать процесс и определить, кто за сто отвечает (структура управления процессом), что и в какой последовательности следует предпринимать (ход процесса), какие средства для этого необходимы (обеспечение процесса) и т. д. Высокая мотивация персонала — это важнейшее условие успеха организации. Ни одна компания не может преуспеть без настроя работников на работу с высокой отдачей, без высокого уровня приверженности персонала, без заинтересованности членов организации в конечных результатах и без их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей. Именно поэтому так высок интерес руководителей и исследователей, занимающихся управлением, к изучению причин, заставляющих людей работать с полной отдачей сил в интересах организации. И хотя нельзя утверждать, что рабочие результаты и рабочее поведение работников определяется только лишь их мотивацией, все же значение мотивации очень велико. В моей курсовой работе именно этому важному фактору отводится значительная роль, ибо мотивация — это способ побуждения себя и других людей к целенаправленному действию для достижения цели. Это определенный внешний фактор, влияющий на человека и его внутреннее состояние, который увеличивает желание человека работать. Цель курсовой работы заключается в изучении сущности и возможности применения основных методов управления для повышения степени мотивации сотрудников предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи: — раскрыть понятие методов- управления; — рассмотреть подходы к классификации методов управления; — раскрыть содержание основных методов управления; — изучить мотивационную направленность методов управления; — провести анализ практики применения- методов управления на примере исследуемого объекта; — разработать рекомендации по совершенствованию методов управления исследуемого объекта. Объектом исследования в данной курсовой работе является предприятие дорожного хозяйства Омской области ГП «Называевское ДРСУ». Предметом исследования выступают методы управления. При написании курсовой работы были использованы учебные материалы по менеджменту, а также материалы периодической литературы. Структура курсовой работы включает введение, три основных главы, заключение и список использованной литературы.
Источник
Методы государственного управления. Понятие и классификация. Мотивационная природа.
Под методом ГУ понимается способ, средство, приём воздействия субъекта управления (органа, руководителя) на коллектив людей или отдельных их членов как объектов управления для достижения целей управления. Другими словами, метод управления есть конкретный способ, средство, прием осуществления задач и функций субъекта управления, обеспечивающий достижение его цели.
1. Властной мотивации делятся на: административные (приказ, постановления, распоряжения, указания); организационные (организационное регламентирование, орг. нормирование, орг-но-методологическое инструктирование).
2. материальной мотивации экономич. стимулирование (премии, з/п); экономическая ответственность; хоз. расчет
3. моральной мотивации социальные ( убеждение, соц. нормирование, метод соц.регулирования, моральное стимулирование, широкое информирование работника руководителем, метод упр.личн.поведением, упр.малыми группами), психологические (метод комплектования малых групп и коллективов, гуманизация труда, псих.побуждения, метод проф.отбора
К методам ГУ на основе властной мотивации относятся административные и организационные методы управления, которые предназначены для воздействия на субординационные, организационные и контрольные управленческие отношения. Эти методы выражают государственно-властный характер управления и определяются обязательностью исполнения предписаний органов ГУ подчиненными им объектами.
Административные методы управления осуществляются в виде прямого административного воздействия на объекты управления в различной категоричной форме: постановления, распоряжения, приказы, указания.
Постановления – правовые акты, определяющие общие правила, нормы поведения, рассчитанные на неоднократное применение. Принимаются органами ГУ общей компетенции, как коллегиальными (правительство), так и единоначальными (глава администрации).
Распоряжения – правовые акты, имеющие персонифицированный характер, издаются для решения оперативных вопросов. Издаются представителями правительств и главами администраций территории.
Приказы – издаются руководителями органов ГУ отраслевой компетенции, осуществляющих управление на единоначальной основе. Руководители коллегиальных органов управления межотраслевой компетенции издают приказы по вопросам деятельности аппарата этого органа.
Указания — руководители органов ГУ и их структурных подразделений могут давать указания работникам в пределах их компетенции.
Организационные методы представляют собой совокупность организационных взаимодействий субъектов управления на управляемый объект, а также на субъект управления, т.е. на самого себя.
Организационные методы подразделяются на:
v Организационное регламентирование — осуществляется в виде нормативных документов, устанавливающих чёткий порядок в организации деятельности как объекта, так и субъекта управления.
v Организационное нормирование заключается в разработке норм жилой площади на одного человека при получении жилья из муниципальных фондов и т.п.
v Организационно-методическое инструктирование выражается в разработке и утверждении органами ГМУ различного рода инструкций для предприятий и организаций, а также граждан (инструкции по обеспечению пожарной безопасности).
К методам управления на основе материальной мотивации относятся экономические методы, которые базируются на материальных интересах людей и лежат в основе экономического механизма ГМУ. Они выступают как средства реализации требований экономических законов, предназначены для воздействия на экономические управленческие отношения. К ним относятся:
ü Экономическое стимулирование – формирование доходов работников в зависимости от вкладов в общие результаты труда. Это материальное стимулирование, основная форма – зарплата.
ü Экономическая ответственность за результаты деятельности органов ГМУ – устанавливается законодательством. Сюда относят метод компенсации потерь, возникающих по вине органа ГМУ.
ü Хозрасчёт – стимулирование роста эффективности производства на основе широкой интенсификации, соизмерения затрат на производство продукции или услуг с полученным от их реализации доходом. Содержание хозрасчёта характеризуется его принципами: самостоятельность, рентабельность, окупаемость, заинтересованность работников в результате труда.
Методы управления на основе моральной мотивации ориентированы на интересы людей, связанных с самоутверждением и самовыражением человека в трудовом коллективе, его стремлением получить моральное удовлетворение в труде.
Выделяют следующие методы управления на основе моральной мотивации:
Социальные – конкретные способы и приёмы воздействия на социальные процессы формирование и развитие коллектива. Эти методы подразделяются на:
— Убеждение – издание актов ГМУ, носящих рекомендательный характер, работа аппарата управления по разъяснению актов органов ГМУ;
— Социальное нормирование – правила внутреннего трудового распорядка;
— Социальное регулирование – договоры, взаимные обязательства;
— Моральное стимулирование – объявление благодарности, представление к наградам и т.д.
Психологические – способы, приёмы, воздействия на регулирование отношений между людьми посредством создания оптимального психологического климата в группе. Подразделяются на:
— метод комплектования малых групп и коллективов – определяются оптимальные количественные и качественные соотношения между работниками в малых группах, возникающие симпатии и антипатии;
— методы гуманизации труда – исключение монотонности труда, расширение творческих процессов, использование психологического воздействия цвета, музыки и т.д.
Источник