- Природа в лирике Лермонтова. Мотив природы в лирике Лермонтова
- Стихотворение «Осень»
- Философские и политические мотивы
- Человек и природа
- Природа в позднем творчестве Лермонтова
- Природа и Родина
- «Выхожу один я на дорогу. «
- Гений Лермонтова
- Природа в поэзии М. Ю. Лермонтова
- Описание природы в стихах Лермонтова
- Природа и человек в творчестве поэта
- Природа — символ свободы
Природа в лирике Лермонтова. Мотив природы в лирике Лермонтова
Природа в лирике Лермонтова – мотив, проходящий через все творчество поэта. В стихах он часто обращался к ней как к средству раскрытия единства окружающей среды и духовного мира своего героя. Лирический герой Михаила Юрьевича тянется к природе в своем одиночестве, он способен ценить ее красоту. Этот мотив часто вводится в стихотворения для того, чтобы подчеркнуть одиночество изображенного персонажа. Сосна «на севере диком» мечтает о далекой пальме. Утес-великан из произведения Лермонтова «Утес» также остается одиноким.
Стихотворение «Осень»
Природа в лирике Лермонтова — мотив, символическое значение которого меняется по мере развития таланта автора. В раннем стихотворении Михаила Юрьевича «Осень» основные детали пейзажа воспроизведены едва ли не ученически. Здесь и мрачная зелень елей, и пожелтевшие листья, и туман с тусклым месяцем, проглядывающим сквозь него, и воспоминание о многоцветье летних дней, и сожаление поэта об ушедшей весне со всеми ее радостями. В этом произведении, в сущности, описывается чувство утраты, овладевающее человеком в период поздней осени, когда он созерцает увядающую природу. Однако чувство грусти и изображение пейзажа здесь несколько условны. Они лишены указания на приметы эпохи, представлены вне связи с событиями в жизни поэта.
Философские и политические мотивы
Очень обширная тема — природа в лирике Лермонтова. Сочинение на эту тему нередко вызывает затруднения. Давайте вместе проследим, как этот мотив развивался в творчестве поэта. Стихотворения Лермонтова, посвященные природе, по мере возмужания его таланта становились все богаче в смысловом отношении. В них появляются не только патриотические или элегические, но и политические мотивы, философские размышления о самых важных проблемах. К примеру, в небольшой зарисовке Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» Михаил Юрьевич представил нам целую концепцию бытия. Пейзаж в этом произведении будто бы заслонил житейские дрязги. В душу лирического героя через него вливается успокоение и уверенность. Михаил Юрьевич изображает жизнь природы гармоничной. Эта гармония помогает человеку преодолеть противоречие своей духовной жизни. Природа в лирике Лермонтова — это источник прекрасного, который разлит повсюду вокруг, это воплощение целесообразного.
Человек и природа
А как же человек? Разве он не дитя природы? Как же так получилось, что человеческое общество выпало из-под действия всеобщих законов бытия? Наблюдая за природой, Михаил Юрьевич понял, что и в мире людей должны восторжествовать красота и высшая целесообразность. Ведь человек родился не только для страданий. Если бы это было так, зачем тогда Творец или природа наделили его жаждой счастья, стремлением к правде, чувством справедливости? Человек и природа в лирике Лермонтова взаимосвязаны. Порыв ветра, лес, серебристый ландыш, желтеющая нива – все эти явления вовсе не разрозненные, не изолированные. Они представляют собой части некоего цельного бытия. Михаил Юрьевич умел оживлять, одухотворять природу. В его поэзии человеческими страстями наделены дружные волны, тучи, утес, пальма, дубовый листок, сосна. И человек, и природа в лирике Лермонтова характеризуются тем, что им ведомы и неутолимая грусть, и горечь разлук, и радость встреч.
Природа в позднем творчестве Лермонтова
Лирика Михаила Юрьевича к 1841 году достигла своего высшего расцвета. Поэт в последний год жизни написал множество произведений, отличающихся удивительным мастерством. Особое место среди них принадлежит таким стихотворениям, как «Выхожу один я на дорогу», «Прощай, немытая Россия» и «Родина». В этих творениях тема природы в лирике Лермонтова получает дальнейшее развитие. Это теперь символ Родины, которая у Михаила Юрьевича является противоречивым и сложным образом. Предлагаем вам подробнее остановиться на этой теме.
Природа и Родина
Природа в лирике М. Ю. Лермонтова многогранна. Так, в стихе «1830 год. Июля 15-го» для него это дом детства, счастье родной семьи. В произведении 1840 г. «Как часто, пестрою толпою окружен» мы обнаруживаем эту же мысль. Находясь в конфликте с обществом, поэт лелеет в своей душе мечту снова оказаться там, где прошло его детство. Он жаждет окунуться в мир природы.
Однако неприятие России с ее «рабством» и «цепями» звучит уже в юношеской лирике. Поэт протестует против государства, в котором «царствует порок» и невозможно воплощать в жизнь идеалы справедливости и свободы. Эта тема с большой силой звучит в стихотворении Лермонтова «Прощай, немытая Россия».
«Выхожу один я на дорогу. «
Давайте обратимся к стиху «Выхожу один я на дорогу…». Всего 5 из двадцати строк занимает в нем пейзаж. Однако тема природы в лирике Лермонтова очень хорошо раскрывается на примере этого произведения. Пейзаж здесь очень необычный, он обладает символическим значением. На космическом фоне предстает перед нами жизнь лирического героя. Из-за этого она становится сложным образом-символом, который напоминает нам о сложных вопросах, мучивших не только Лермонтова, но и многих других его современников.
Поэт пишет про «кремнистый путь», который блестит сквозь туман. Этот путь лирический герой проходит в ночной тишине, в пустыне, совершенно один. Мотив природы в лирике Лермонтова отражает внутренний мир поэта. Кремень напоминает о страданиях, ранах, крови. «Кремнистый путь» в этом стихотворении является образным воплощением жизненного пути Михаила Юрьевича Лермонтова. Он тщетно пытался вызвать отклик у своих современников. Поэт осознает свое полное одиночество среди людей, мир которых он сравнивает с пустыней. Михаил Юрьевич считает, что не должно быть такого непонимания и отчуждения. Ведь во вселенной, частью которой является каждый человек, все друг с другом связано. Даже звезда говорит с звездою.
Гений Лермонтова
Как и любой истинный поэт, тем более великий, Михаил Юрьевич исповедовался в своей лирике. Перелистывая его произведения, мы приобщаемся к его внутреннему миру. Эти стихи открывают возможность понять Михаила Лермонтова и как человека, и как поэта. Белинский в свое время писал о том, что имя Михаила Юрьевича уже скоро станет народным. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что это время пришло.
Удивительно красочная, образная, мелодичная поэзия Михаила Лермонтова интересна и свежа до сих пор. Века не способны ее состарить, поскольку она является творением истинного гения. Природа в лирике Лермонтова полна драматизма, она участвует в судьбе лирического героя, отражает его переживания, чувства, настроения. Характерной ее особенностью является преобладание мотива одиночества над остальными. Как вы видите, очень интересна природа в лирике Лермонтова. Сочинение по этой теме не случайно задают писать школьникам.
Источник
Природа в поэзии М. Ю. Лермонтова
Романтичная поэзия Лермонтова не оставляет равнодушным даже людей, мало интересующихся лирическими произведениями. Одной из ее характерных черт считается символичность и эмоциональность. Бесконечная любовь поэта к России отражена в каждом творении в форме описаний ее просторов. Пейзажная лирика присутствует не только в отдельных стихотворениях, ею пронизано каждое произведение.
Описание природы в стихах Лермонтова
Михаил Юрьевич создал очень яркие образы, надолго врезающиеся в память читателей. Удивительная сила слова, словно рисует картины перед поклонниками поэта. Шелест листьев, знойная песня пустыни, рокот горных рек – все это становится реальным уже с первых строк. Способность одушевлять деревья, ветер, горы, равнины и поля позволила сделать стихи невероятно пронзительными, острыми:
«На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она».
Краткое четверостишие обладает характерной выразительностью. Легкий холод и щемящее одиночество чувствуется благодаря точно подобранным эпитетам: « на голой вершине», «севере диком» и пр. Поэт ассоциирует с этой несчастной сосной себя. Он также одинок и печален. Использование такого приема как олицетворение характерно для поэзии Лермонтова. Его стиль легко отличить среди сотен лирических произведений. Изящество, эмоциональность и выраженная страстность – все это присуще поэту не только в описаниях пейзажа:
«У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская…».
Нескрываемая эмоциональность более всего свойственна описаниям природы Кавказа. Так, например, описывает Мцыри недолгое свое счастье на воле:
«Простерты в воздухе давно
Объятья каменные их,
И жаждут встречи каждый миг…».
Умение органично переплетать эмоции главных героев и явления природы сделало произведения Лермонтова настоящим шедевром русской поэзии. Образность позволяет легко заучивать целые поэмы Михаила Юрьевича. Поколонники сравнивают четверостишия с музыкой, которую просто невозможно забыть.
Природа и человек в творчестве поэта
Во многих произведениях часто можно встретить не только олицетворение природных явлений, но и обратный прием – присвоение персонажу (человеку, демону, ангелу) качеств и способностей стихии. Вот как описывает Лермонтов искусителя в поэме «Демон»:
«Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь,- ни мрак, ни свет!».
«Скользил без звука и следа
В тумане легком фимиама;
Сиял он тихо, как звезда…».
Органичное сочетание человеческого, сверхъестественного и природного позволило придать произведением особый, неповторимый оттенок.
Природа — символ свободы
Творчество Лермонтова изменялось в зависимости от его возраста и политических взглядов. Исследуя произведения поэта, можно сделать вывод о том, что природа для автора являлась неким символом свободы, справедливости и мудрости. Яростный противник царизма и угнетения крестьян Михаил Юрьевич часто отражал свои взгляды на существующую действительность в стихах. Например, в произведении «Листок» он открыто говорит о своем несогласии с существующими ценностями и нормами:
«До срока созрел я и вырос в отчизне суровой…».
Отношение Лермонтова в России прослеживается в стихах не только раннего, но и позднего периода. Гонения и отчуждения выливались в описание странствующих туч и известного парусника, а жажда перемен в бушующих горных потоках. Однако постепенно стремление к коренным переломам сменяется разочарованием и тихой грустью. Автор жаждет покоя, мирного и справедливого, он чувствует себя одиноким, но продолжает восхищаться красотой и глубиной своей Родины.
Образцом поэзии Лермонтова можно назвать стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…». Спокойное, словно течение ручья, простое и скромное, как описанное автора осеннее поле – оно стало настоящим символом русской природы.
Завершая рассуждения на тему природы в поэзии Михаила Юрьевича, следует отметить, что его работы и сегодня остаются актуальными. Кипучая энергия и бесконечная любовь, желание познать законы мироздания – все это остается ценным и в 21-м веке.
Источник