«Умеет ли разговаривать природа?»; 1 класс.
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
Методическая разработка урока литературного чтения (обучение грамоте).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения (обучение грамоте) «Умеет ли разговаривать природа?» Место проведения: 1 класс
— научить детей понимать язык природы, ценить ее и сопереживать ей
Задачи:
• обучающие – совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью,
учиться анализировать используемые автором в данном произведении средства языковой выразительности, делать разметку текста для выразительного чтения: постановку логического ударения, пауз.
• развивающие — развивать творческое мышление, эмоциональную сферу,
воображение, память, произвольное внимание, речь.
• воспитательные — воспитывать доброту ко всему, что нас окружает, умение чувствовать красоту слова,
взаимоуважение.
Задачи урока:
• Создать условия для отработки темпового чтения.
• Читать небольшой текст с использованием правил выразительности: делать паузы
между словами и в конце предложения, соблюдать интонацию предложений, разных по цели высказывания.
• Объяснять название текста.
• Организовать работу в группах, парах.
• Способствовать развитию желания придумывать свой рассказ по заданной теме.
-понимание значение знаний для человека и принятие этих знаний ; желание и стремление хорошо учиться.
-моделирование – преобразование объекта из словесной формы в пространственно – графическую модель;
— рефлексия способов и условий действия , контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
— планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
— прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
— постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; — управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
— владение монологической и диалогической формами речи.
-изучение нового материала
Необходимое техническое оборудование
4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Планируемые результаты:
• Научиться читать небольшой текст с использованием правил выразительности:
делать паузы между словами и в конце предложения, соблюдать интонацию предложений, разных по цели высказывания.
• Объяснить название текста.
• Плодотворная работа в группах, парах.
• Разнообразные рассказы детей по заданной теме.
• Метапредметные результаты
Личностные: умение оценивать жизненные ситуации; выражать свои эмоции
Регулятивные: определять и формировать цель на уроке с помощью учителя; принятие цели урока.
Предметные: рассматривание портрета писателя
Регулятивные, предметные: самостоятельное чтение в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность).
Познавательные, предметные: умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст.
Коммуникативные: проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и разгадать авторские подсказки в тексте
Личностные: оценка и рефлексия собственной деятельности и своего настроения
Организационный момент. Самоопределение к деятельности 1 МИН .
Заранее, заранее всё было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне что к чему,
И вот он начал свой рассказ:
-почему девочка ничего не поняла?
А как вы думаете, умеет ли разговаривать природа? (ответы детей в таблицу)
(Анализ ответов) вывод: недостаточно знаний
-Как по вашему мнению она говорит?
-Что может разговаривать в природе? Давайте соберем все ваши предположения в одну корзинку (по щелчку появляется корзина).
Как вы думаете, о чем будет наш сегодняшний урок (о природе, о разговоре природы с человеком)
2 этап. Стадия осмысления 2 МИН.
Я люблю побродить по зеленой стране
Здесь друзей заводить очень нравиться мне
На сюрпризы горазд молчаливый народ
И за то, что отдаст, ничего не берет
В той стране благодать, удивительный свет
Вот бы нам разгадать, в чем тут главный секрет
Загляни – ка со мной в эту славную жизнь
И с зеленой страной навсегда подружись.
-Какая бывает природа? (живая и неживая) Какая же природа умеет разговаривать? (птицы, звери…) А может ли с нами говорить природа неживая?
Динамическая пауза
.Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности 3 МИН.
Так о чём мы будем сегодня говорить и читать?
Значит, мы должны выяснить «Умеет ли разговаривать природа?» Откройте Азбуку на стр. 84. Проверьте, правильно ли мы определили тему? Прочитайте тему по учебнику все вместе. А какая будет цель урока?
(Научиться разговаривать с Природой и понимать, как и о чём она говорит)
Открытие нового знания 2 МИН.
Мы много говорим, мы много участвуем в беседах, много читаем и слушаем из разных источников информации потоки слов и предложений, но при этом остаемся глухи к истинным звукам мира. Где-то на уровне подсознания, когда нас тянет на природу, в горы и к морям, мы осознаем важность процесса происходящего там, но не наученные истинному общению с Вселенной, мы проходим мимо важных ответов на важные для нас вопросы. Природа ищет пути донести до нас смысл нашего бытия, мы отмахиваемся, заглушая эти попытки электронной музыкой, телевизорами, шумами деланного веселья и рокотом моторов.
Тогда Вселенная находит свои способы вернуть нас к пониманию: морской прибой нашептывает нам мудрые мысли, Луна своими фазами подсказывает правильные ритмы жизни, цикличность суток и времен года настраивают нас на нужный режим. Мы же в суматохе не обращаем на это внимание, демонстрируя ей полное непонимание процессов, происходящих во Вселенной, частью которой является каждый из нас.
Понять красоту природы нам помогают поэты, композиторы, художники
— ( слайд). Вы видите портрет И.Токмаковой. которая услышала необычный разговор в природе.
На стр. 84 есть стихотворение И.Токмаковой. Прочитайте, как оно называется. Посмотрите на иллюстрацию к нему. Как вы думаете, кто главные герои? Что такое ива? Как художник изобразил их общение? О чём же могут говорить Ива и Дождь?
« Дерево предсказаний»: кластер
Сейчас в группах попробуйте обсудить и составить рассказ в лицах на тему «Разговор Ивы и Дождя». В каждой группе есть костюмы ивы и дождя. Кого вы определите на роль ивы и дождя, те артисты и будут выступать перед нами.Не забудьте изобразить характер и настроение героев. Желаю вам удачи!
(две группы. Во время работы групп я помогаю детям, предлагая варианты тем, на которые могут разговаривать Ива и Дождь. Но решают сами дети, о чём будет идти разговор героев, и кто будет представлять свой рассказ)
Выступление артистов. Аплодисменты.
Чтение стихотворения. Анализ.
-Угадали ли вы, о чем разговаривала ива с дождем?
-Как поэт оживил иву и дождь? Прием, когда предмету приписывают качества человека называется олицетворением.
Групповая дискуссия . Синквейн после первичного чтения
На доске есть слова. Прочитайте их и выберите те слова, которые можно отнести к дождю, иве и вашему настроению.
1 ряд: Дождь (какой?) грустный, печальный, весёлый, беспокойный, радостный, заботливый, добрый
2 ряд: Ива (какая?) радостная, грустная, весёлая, печальная, любознательная
3 ряд: Настроение (какое?) тревожное, грустное, радостное, весёлое, печальное
(На слайде те же самые слова. После того, как каждая пара покажет свои карточки, мы коллективно определим, какие у нас ива, дождь и настроение. Лишние слова дети убирают сами
-Какими словами вы описали свое настроение?
-По какому признаку они сформированы?
-Чем похожи эти слова? Чем отличаются?
-слова с общим лексическим значением называются синонимы
Работа в парах. Чтение по ролям.
-Разговором наших друзей заинтересовалось….
-Откройте свои тетради на стр . 58 и напишите отгадку. Составьте схему этого предложения .
А сейчас мы немного отдохнем.
За солнышком вслед наши глазки пойдут, в танце весеннем они отдохнут (слайд)
Найди в записи слова. Запиши предложения. Где поставишь точку, а где — вопросительный знак?
Работа с деформированным текстом
На доске схемы предложений
Соотнесите предложения и схемы
_ а как эти предметы с нами разговаривают?
Подведение итогов 2 МИН.
-Как вы думаете, ответили мы на главный вопрос нашего урока? (Ответы детей). Что надо делать, чтобы слышать то, что говорит Природа? (Ответы детей).
Природа говорит с тобой.
Опушка леса. Ясный день,
Лучи играют по росе,
Сосна отбрасывая тень,
Волной стелиться по траве.
А если взглянешь на просвет,
Через сплетения ветвей,
Увидишь в мареве рассвет,
Предвестник ярких светлых дней.
Прислушайся к тиши лесной,
И ты услышишь много песен,
Природа говорит с тобой,
Она поёт, как мир чудесен.
-Но природа хочет к себе бережного отношения. Она прислала вам свое послание.
_что это? (цветик- семицветик)
— Что она хочет нам сказать?
Рефлексия деятельности 2 МИН.
Понравился вам урок? А что больше всего понравилось? С кем мы разговаривали на уроке? (….) А что происходит в природе, если встречаются дождик и солнышко? (Появляется радуга). Радуга тоже разговаривает с нами, передавая настроение своими цветами. Посмотрите на экран, и скажите, с каким настроением вы заканчиваете урок. (слайд)
Молодцы, спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку обучения грамоте «Умеет ли разговаривать природа. Стихи Н.Матвеевой». УМК»Перспектива».
В данной презентации содержатся фото и аудиофайлы голосов птиц, также краткая биография Н.Матвеевой и её портреты.
Урок литературного чтения в 1 классе в рамках технологии проблемного обучения на тему: «Умеет ли разговаривать природа?»
На этом уроке через фантазию и творчество ребята убеждаютсяв том, что природа умеет «разговаривать».
Умеет ли разговаривать природа?
Презентация к уроку литературного чтения. 1 класс.
Урок литературного чтения(обучение грамоте)в 1 классе ТЕМА: « УМЕЕТ ЛИ РАЗГОВАРИВАТЬ ПРИРОДА?»
конспект урока литературного чтения в 1 классе.
Умеет ли разговаривать природа?
Урок обучения грамоте со здоровьесберегающими технологиямиУМК «Перспектива».
Конспект урока окружающего мира «Что умеет компьютер» для 1 класса
Урок соответствует требованиям ФГОС,с применением системно — деятельностного подхода.
2 кл. 10 ур. «Умеет ли разговаривать музыка?»
laquo;Музыка. 2 класс, Усачёва В.О., Школяр Л.В., Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ».
Источник