Грех ли усыплять больное животное?
Люди, ставшие на путь истинного православного христианина, задаются многими вопросами, ответы на которые помогут приблизиться к духовному совершенству, совершая меньше грехов. Одним из таких вопросов является тот, который касается усыпления больных домашних животных. Из-за недостатка знаний и понимания, многие люди сравнивают животное с человеком, думая, что если эвтаназию церковь осуждает, то на счет усыпления больных домашних любимцев, ее позиция будет такой же. На самом деле, Библия четко рассказывает, какое различие между животным и человеком существует, а вникнув в слова Священного Писания глубже, можно найти исчерпывающий ответ на выше поставленный вопрос.
Что Библия говорит о различии животных и людей?
Внимательно погружаясь в строки Священного Писания, а конкретнее, читая книгу Бытия, можно найти Господни слова, которые звучат так: «да произведет вода пресмыкающихся, душу живую». Также в Библии говорится о свойствах животных, что «душа тела в крови». Эти слова дают четко понять, что душа животного – жизненная сила, произошедшая от природных стихий, что говорит о ее смертности, ведь от тела жизненная сила неотделима. Когда умирает тело животного, то исчезает и его кровь, а значит и душа.
Эти слова нельзя воспринимать, как некое разрешение на жестокое обращение с животными, ведь человек должен о них заботиться. Если домашний питомец серьезно заболел, то надо ему помогать до последнего. Но если ему уже ничего не помогает, и он очень сильно страдает, то можно его усыпить, грехом это не будет.
Что же касается слов Господа о человеке, которые опять-таки можно найти в книге Бытия, то они являются следующими: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему», что говорит о присутствии частички Господа в каждом из нас. Значит, если Господь вдохнул в человека частичку Себя, то и душа его остается бессмертной, даже после смерти, о чем также говорится в Писании. Если внимательнее почитать Библию, то можно найти строки о том, что после смерти человека, его тело возвращается в землю, из которой и взято, а вот душа возвращается к Богу, являясь его частичкой.
Поэтому Церковь осуждает эвтаназию, т.к. она препятствует созреванию человеческой души через страдания для Вечности, но не осуждает усыпление неизлечимо больных домашних питомцев, т.к. они не обладают бессмертной душой и не наследуют Вечной Жизни.
Что говорят по этому поводу православные священники?
Если задать православному священнику вопрос, описанный выше, то ответ служителя церкви будет следующим:
- по образу сотворения, между животным и человеком есть кардинальные отличия, которые касаются предназначения и свойств;
- душа животного от тела неотделима, значит, вечной не является, поэтому облегчить муки домашнего любимца можно.
Православные отцы говорят в своих поучениях о том, что эвтаназия является грехом, ведь препятствует созреванию души, чтобы она стала достойной Вечности. Поскольку душа животного умирает вместе с телом, то и страдания его можно считать не оправданными, значит, усыпление считается нормальной практикой. Именно таким способом, человек сострадая, помогает животному быстро и безболезненно завершить свое существование, понимая, что свое предназначение любимец уже выполнил.
Опять же таки, издеваться над животными из-за того, что они не имеют бессмертной души нельзя, ведь жестокость и отсутствие милосердия – не лучшая практика для спасения души человеческой.
Источник
Как Церковь смотрит на усыпление больных животных?
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как церковь смотрит на усыпление больных животных, например, когда известно, что никак помочь точно будет нельзя? С одной стороны, не нам решать, когда и кому умирать, а с другой очень больно осознавать, что ставшее другом существо страдает.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас благословение!
Специальных церковных постановления на этот счет нет, поэтому говорить о соборном церковном мнении на этот счет мы не можем. Думаю, в течение столетий существования Церкви этот вопрос не был важен, в древности, предполагаю, он и в принципе не возникал, потому что и жили иначе, и к животным отношение было совсем другое. Если речь о сельской местности, часто больные собаки и кошки просто уходили куда-то умирать, они так делают — умирают не дома. Сейчас вопрос об усыплении время от времени возникает даже в письмах читателей, но увы, по документам сориентировать Вас не могу.
Мое личное мнение — о животном нужно заботиться до тех пор, пока у Вас на это есть силы и средства (то есть Вы не выбираете, например, купить лекарство животному или себе или кому-то из членов семьи) и до тех пор, пока само животное все-таки живет, а не находится в постоянной мучительной агонии, так что продление жизни продляет ему только боль, какие-то кровотечения и так далее. Так что ищите хорошего грамотного ветеринара, который по анализам и состоянию животного сможет сказать, в каком оно состоянии. Если речь уже о финишной прямой и животное в целом не мучается, например, просто старое и перестало само есть и пить, я думаю, нужно, чтобы оно умерло само, это вопрос нескольких дней. Если оно буквально в агонии, я за то, чтобы не длить его страдания.
Источник
Зовите кота Васькой, а не Серафимом Саровским
Как поступить, если смертельно больной питомец сильно страдает перед смертью? Усыплять или не усыплять? Дозволительна ли христианину охота? Что делать с бездомными собаками и кошками? Как относиться к тому, что в лабораториях на животных испытывают новые препараты? На эти и другие вопросы отвечает корреспонденту «Правды.Ру» священник Алексей Плужников.
(Окончание. Читайте начало: Животные будут в раю)
— Однажды на форуме диакона Андрея Кураева разгорелся спор — как поступить, если смертельно больной питомец сильно страдает перед смертью. Усыплять или не усыплять? Рассматривался вопрос с позиций верующего православного человека, но к единому мнению так и не пришли. Усыпить животное, чтобы избавить его от страданий — грех это или нет? Можно ли это сравнивать с эвтаназией?
— Я уже говорил выше, что Бог нам дал власть над животными, поэтому мы можем употреблять ее в разумных пределах. Усыпить смертельно больное животное не грех, а сострадание, а вот эвтаназия — совершенно иное дело: право на жизнь человека в руках Божьих, а не в его собственных, его родных или врачей.
— Когда вообще животных убивать — не грех? Можно ли убивать животных на охоте? Как поступить с бродячей собакой, если она представляет опасность для окружающих?
— Животных убивать не грех, когда в этом есть необходимость. Если на охоте животное убивают ради пропитания, ради шкуры, как было в старину, то это не грех, а если охота — это вид развлечения скучающего бездельника с ружьем, не страдающего от голода, а порой просто бросающего труп убитого им льва или бизона на том же месте, — то это серьезный грех. То есть вся проблема сводится к побуждениям человеческого сердца: для чего он это делает.
Бродячую бешеную собаку убить необходимо ради безопасности людей. А вот просто убивать, потому что она «бродячая» — плохо, лучше искать иные пути решения проблемы: стерилизация, приюты…
— А что делать, если животное почему-то стало невозможно содержать? Например, у маленького ребенка обнаружилась аллергия, или умерла старушка, для которой кошка была отрадой, а родственники почившей бабушки уже не могут ухаживать за ней — работают целыми днями, уезжают в длительные командировки? Далеко не всегда удается питомца кому-то отдать. Далеко не во всех городах есть питомники. Что же делать? Усыпить? Выкинуть за порог? И то и другое — очень жестоко…
— Сам страдаю от аллергии, поэтому прекрасно понимаю вопрос. Но думаю, если приложить усилия, проблему почти всегда можно благополучно решить — надо лишь захотеть, а не сдаться при первой неудаче. Например, стало появляться немало сайтов, добровольных обществ любителей животных, которые занимаются пристраиванием таких «ненужных» питомцев.
— Как верующий человек должен относиться к тому, что над животными проводят опыты, что юные медики оттачивают на них новоприобретенные знания? Тут ведь мы снова возвращаемся к вопросу — где границы той власти, что Господь дал своему любимому творению, человеку, над животным миром?
— Относиться как к вынужденной необходимости, если цель этих опытов — добрая польза для людей, а не бессмысленное издевательство. Мы часто забываем, что колбаса, которую мы едим, тоже когда-товедьмычалаилихрюкала…Граница—вцелесообразностиидобройразумности.
— Как верующий человек должен относиться… на этот раз спрошу — к циркам и зоопаркам? Мы всегда рассматривали их как благо — ведь у многих детей (да и взрослых тоже) нет другой возможности приобщиться к природе, своими глазами взглянув на разнообразных экзотических животных. В цирке звери послушны дрессировщикам, выполняют забавные трюки. Но не является ли это завуалированным — а иногдаиоткрытым—издевательствомнадживотными?
— Вопрос опять сводится к любви: где издеваются — там зло совершается, а где животных любят как родных, когда выступление на арене дарит радость, то это допустимо. Джеральд Дарелл, например, писал в своих книгах о такой проблеме: он начал собирать животных со всего мира в свой зоопарк для того, чтобы… не дать им погибнуть, ибо в «свободном» диком мире этих животных истребляют браконьеры. Поэтому зоопарк являетсяспасениемдлябудущегомногихимногихвидовзверей, птиц, которые раноили поздно навсегдаисчезнут…
— Есть такое народное поверье — «голубиная молитва». Кормят голубей, чтобы они «помолились» за души усопших. Особенно если в храмах почему-то молиться нельзя за покойников — некрещеных, самоубийц. Как к этому относиться?
— Как к бессмысленному и вредному суеверию. Ни за кого птицы не «молятся», а вот о таком простом деле, как милостыня, люди почему-то забывают — вот лучший способ помочь усопших близким.
— Можно ли давать животным человеческие имена? Имена, как говорят некоторые священники, угодников Божиих даже в уменьшительном варианте мы не должны давать своим питомцам. То есть совсем неправильно называть кота привычным именем Васька. Это действительно так?
— Я не соглашусь с этими священниками: мне думается, надо проще к этому относиться. Любое имя — это условность. Мы привыкли, что есть «православные» имена, которые в святцах, а ведь если разобраться, то любое имя — это ведь в переводе просто… кличка. Ведь «Василий» — это василевс, базилевс, «царственный» по-русски. То есть на самом деле имя у человека — Царственный, Царек. Или меня можно звать не по-гречески Алексеем, а перевести на русский и звать Защитник. Ведь это будет одно и то же имя. Проблема лишь в наших привычках. В древности христиане не стыдились своих имен, а крестились даже с именами языческих богов, поэтому есть святой Вакх, святой Асклепиодот («дар Эскулапа», бога врачевания), святой Аполлон («губитель», имя греческого бога) и многие другие. И ничего: жили, не стеснялись, ибо знали, что «идол — ничто». Поэтому если кота назвать «Серафим Саровский», то это будет кощунством намеренным, а если его назвать Васькой, то ничего в этом предосудительного нет.
— Ну и в заключение хотелось бы узнать лично ваше, отец Алексий, отношение к животным. Какие звери и птицы вам наиболее симпатичны, живет ли у вас дома какая-нибудь животинка? Если бы условия позволили завести нескольких животных, вы воспользовались бы этой возможностью? Кто бы в таком случае стал вашим другом?
— Лично я с детских лет очень-очень люблю кошек. Кошки и коты всегда жили в родительском доме (недавно умер кот Бася, проживший с нами более 16 лет). Но сейчас, как я уже упомянул, у меня сильная аллергия, в том числе на кошек, поэтому дома не могу держать кота. Но зато при нашем приходе постоянно живут несколько кошек, приходят кормиться, подремать в уголке храма, порадовать меня и наших детей.
К собакам я более прохладно отношусь, то есть спокойно, но если бы жил в собственном доме, мог бы завести собаку, сенбернара, например. А вот дома у нас живет кролик, попавший к нам случайно: хозяева попросили подержать три дня его у нас, да так и бросили, не захотели забирать. Вот теперь это милое белое чудо со шмыгающим носиком живет у нас уже скоро как четыре года, чему мы рады, особенно дочка. Очень уютное существо, тихое, только порой топает задними лапами ночью. Приятно кормить его с руки, помогает расслабиться. Вот птиц и рыб я вряд ли бы стал заводить. А в глубине души — казачьих корней — живет неизбывная мечта о коне, верном скакуне, гнедом или вороном…
Читайте самое интересное в рубрике «Религия»
Встройте Новости религии от Правды.Ру в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Новости религии от Правды.Ру в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках.
Источник