Мусульмане собака грязное животное

Мусульмане собака грязное животное

Во многих исламских странах собака считается животным нечестным и низким. Но если взглянуть в Коран и хадисы, то можно обнаружить, что в священных текстах. 02.07.2019, Sputnik Таджикистан

ДУШАНБЕ, 2 июл — Sputnik. Второго июля в мире отмечают Международный день собак.Отношение к собакам в исламе довольно противоречиво. С одной стороны, подавляющие число мусульман придерживаются мнения, что пес – однозначно нечистое животное, хуже только свинья. Не только слюна, но даже шерсть собаки среди верующих считается скверной – наджасом.С другой стороны, в Коране не встречается ни одного дурного слова в адрес четвероногих. Еще сложнее с преданиями о словах и действиях Пророка.Хадисы про собак очень уж многочисленны и противоречивы: от призывов убивать псов определенного цвета, до обещания прощения грехов за спасение собаки.Sputnik Таджикистан решил разобраться в том, что говорит Коран и Сунна о «лучших друзьях человека» и справедливо ли их считать столь нечистыми созданиями.Что говорится о собаках в КоранеВ первую очередь стоит обратиться к священной книге любого мусульманина. В Коране собаки упомянуты всего лишь трижды и что важно – ни разу строго отрицательно. Более того, в двух сурах собака представляется как верный и полезный спутник человека.Взглянем подробнее. В суре «Аль-Араф» говорится, что человек, не принявший божественной истины и слова пророка, становится пленником земных благ и «подобен положению пса», который следует самым примитивным и низменным желаниям. Это единственное сравнительно негативное упоминание животного, но с другой стороны в отношении собак это просто сравнения, все-таки даже от самого верного пса не ждут осознанности и сознательности, подобной человеческой.Собаки-хулигаки: как нашкодившие псы пытаются избежать наказания — видеоЧто касается практической пользы от собак для человека, на это Коран отвечает вполне определенно: собак можно тренировать и добытая ими дичь разрешена к употреблению.Об этом прямо говорится в суре » Аль-Маида» (5:4) – «что поймали для вас обученные хищники, которых вы обучаете, как собак, части того, чему обучил вас Аллах, ешьте и поминайте над этим имя Аллаха». Едва ли однозначно нечистому животному было бы дозволено добывать для верующих еду.Третье кораническое упоминание собаки содержится в достаточно известной суре «Асхаб аль-Кахф» (обитатели пещеры). В ней говорится о группах юношей, бежавших из родного города во время религиозных преследований и спрятавшихся в пещере и погруженных в сон Господом на 309 лет. Вместе с ними была собака, которая охраняла их сон, а потом также заснула у входа в пещеру.Толкование слов Пророка о собакеНо если негативное отношение к собакам, очевидно, идет не из Корана, то, возможно, дело в трактовке хадисов из Сунны, священного предания о жизни Мухаммада.Действительно есть сразу несколько достоверных хадисов, где предписывается убивать собак, причем именно черного цвета.В «Сахих Муслима», втором по достоверности сборнике хадисов, на вопрос о том, почему смерти заслуживает лишь черная собака, а скажем, не рыжая, приводятся слова пророка Мухаммада.А вы так сможете? Собака скачет на батуте, как акробат — смешное видео»Я спрашивал об этом посланника Аллаха (мир ему и благословение), и он ответил: черная собака — это шайтан».Почему шайтан принимает облик именно черного, а не какого иного пса, хадисы точного ответа не дают.Существуют и другие, более понятные и практичные достоверные хадисы, где собак предписано убивать, только в том случае, если они представляют угрозу для людей. Самым известным примером такого толкования является хадис из сборника исламского ученого Мухаммада аль-Бухари.»Существуют пять (вредителей), убивать которых дозволено, (даже) если человек в ихраме: змея, скорпион, коршун, крыса и злобная (кусающаяся) собака».Собаки могут испытывать стресс вместе со своими хозяевамиЧто касается религиозной скверны песьей породы, то сторонники этого утверждения, обычно ссылаются на мнение трех знаменитых ученых — Абу Дауда, ан-Насаи и Ибн Хиббана – каждый из которых упоминал слова пророка о том, что ангелы не входят в дом, где есть изображение, собака или оскверненный. А благие поступки человека, держащего в доме любую собаку, кроме пастушьей и охотничьей, — будут уменьшаться на два карата.Ислам собак не осуждаетНо существуют ли в исламском каноне положительные упоминания четвероногих? Да, и причем их едва ли не больше, чем хадисов, описывающих собаку как низкое животное.Самым известным является хадис от богослова Мухаммада аль-Бухари (2363), где со слов одного из сподвижников Мухаммада по имени Абу Хурайра передаются слова пророка: «Как-то раз одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился оттуда, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. Увидев это, он сказал себе: «Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня». После чего он наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему (грехи — ред.). Слушатели Мухаммада спросили: «О, посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?» На что он ответил: «Награда полагается за все живое».Собака-хулиганка манипулирует хозяином, театрально вызывая жалость — видеоА в книге известного средневекового имама Ан-Навави «Равзат ат-талибин» говорится следующее: если у человека имеется голодная собака (не бешеная и не опасная) и баран, то он обязан зарезать этого барана, чтобы накормить собаку.У этого же богослова сообщается, что пророк также запрещал без причины убивать любое живое существо: тот, кто убьет даже воробья или кого-то больше не по праву, непременно будет спрошен за это Аллахом в Судный день».То есть сострадание к животным, даже к тем, что вроде бы считаются «нечистыми» являются долгом правоверного мусульманина. Конечно, в хадисах есть упоминание о том, что если собака попьет из человеческой посуды, должно вымыть ее семь раз.Но поскольку в исламской системе ценностей, сохранение жизни и здоровья человека несомненно перевешивает цену жизни собаки, большинство исламских ученых видят в этом не более чем санитарную норму, появление которой продиктовано бытовым опытом, скажем, случаем заражения бешенством кого-либо из общины. Отсюда же и предписание убивать черную собаку, которая в раннеисламские времена могла ассоциироваться либо с особо агрессивными особями, либо с какими-то опасными родственниками песьего племени, скажем, шакалами.А потому, несмотря на пренебрежительное и даже брезгливое отношение к псовым, во многих частях исламского мира продиктовано это, скорее, национальными обычаями, а никак не религиозными предписаниями.Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Читайте также:  10 месяцев носит животное

Источник

Грязное животное: когда и почему мусульмане стали считать собак нечистыми существами

Собаки в исламе, как и в раввинистическом иудаизме, традиционно считаются ритуально нечистыми. Эта идея опирается на давнюю традицию, согласно которой один только простой взгляд на собаку во время молитвы аннулирует просьбы благочестивого мусульманина. Подобно многим другим ошибочно рассматриваемым аспектам исламской истории, сегодня большинство мусульман считают, что ислам и собаки не совместимы.

Забытая история

Однако в исламе существует совершенно другая, не совсем известная традиция, относящаяся к собакам — долгая история позитивных взаимоотношений мусульман с ними, восходящая к самым истокам этой религии.

Согласно нескольким авторитетным рассказам о жизни и учениях пророка Мухаммеда, он сам молился в присутствии собак. Многие из его двоюродных братьев и сестер (первых в мире мусульман) воспитывали маленьких щенков. В мечети Пророка в Медине, которая является вторым священным местом в мире для мусульман после Каабы, регулярно видели собак, резвящихся при жизни Мухаммеда, а также в течение многих столетий после него.

Использование собак кочевыми племенами

Неудивительно, что у первых мусульман было так много собак. У кочевников были большие стада коз и овец, и собаки помогали справляться с ними и защищали их, не давая убежать, отпугивая потенциальных хищников и воров. Для ранних мусульман козы и овцы были одновременно источниками пищи и капиталом, а собаки помогали охранять эти инвестиции.

Собаки также являлись важными спутниками во время охотничьих экспедиций. Задолго до ислама этих животных изображали на каменных барельефах Древнего Египта и Ирака рядом со своими хозяевами-людьми. Мусульмане продолжали эту традицию.

Роль собак в городах

Поскольку ислам распространился по всему Ближнему Востоку и миру, он превратился из религии кочевых народов в религию, сосредоточенную в городах. Многие крупнейшие города мира за тысячу лет между 700 и 1700 годами стали мусульманскими.

Читайте также:  От боли укус животного

Как и в сельской местности, в городах собаки играли жизненно важную роль. Они, конечно, продолжали защищать имущество и отгонять злоумышленников, но здесь животные начали выполнять еще одну не менее важную задачу — они поедали пищевые отбросы.

Городские власти от Багдада и Дамаска до Стамбула и Каира использовали потребляющих отходы собак как средство поддержания чистоты городских улиц. Лидеры мусульман строили поилки для собак, многие мечети снабжали их едой, а мясники их использовали для отпугивания крыс и прочих вредителей. Люди, совершавшие насилие против городских собак, нередко подвергались наказанию. Города мусульман были намного чище и приятнее, когда в них жили собаки, чем без них.

Все это означало, что мусульмане всего мира регулярно взаимодействовали со множеством собак. Они поняли, насколько эти животные полезны в качестве охранников и средств очистки улиц, и, мы можем предположить, что у них сложились довольно близкие отношения, основанные на регулярном контакте и типе привязанности, порожденной взаимной зависимостью.

Истоки вражды

Учитывая эту историю, откуда тогда пришла идея, что ислам враждебен к собакам?

Если отвечать коротко, то причиной этого является болезнь. Около двух столетий тому лет назад начали меняться представления о заражении болезнями. Хотя они были еще очень далеки от того, что мы сегодня признаем теорией микробов, люди в Европе, на Ближнем Востоке и в других местах стали замечать связь между вспышками малярии, чумы и холеры и физической близостью заразившихся к таким объектам, как свалки, кладбища и заболоченные озера.

Поэтому правительства и планировщики городов на всем Ближнем Востоке стали удалять эти источники распространения смертельно опасных заболеваний от городских районов, население которых продолжало стремительно увеличиваться. Пищевые отходы стали вывозить за городские стены. Исчезновение отбросов из городских улиц непреднамеренно повлекло за собой исчезновение собак, которые питались ими. Если раньше животные содержали улицы в чистоте, то теперь это делали люди.

Читайте также:  Название животного женского пола

Изменение отношения к собакам

Историческая связь собак с отходами сослужила им плохую службу. Мало того, что в городах теперь стало меньше мусора, но и оставшиеся отходы теперь рассматривались как угроза общественной гигиене.

Всего через несколько десятков лет, в начале XIX в. к собакам стали относиться как к экономически бесполезным и даже опасными для здоровья населения животным. Что в итоге? Было проведено несколько широкомасштабных кампаний по искоренению собак, их количество в городах Ближнего Востока значительно сократилось, а также произошли изменения в отношении людей к этим животным. Собаки, которые больше не были полезными и продуктивными городскими жителями, теперь считались опасными, подверженными болезням и были невостребованными.

Это относительно недавнее изменение в мусульманском отношении к собакам объясняет доминирующий взгляд на животное сегодня. Хотя, конечно, мнения различаются, и элита во многих мусульманских странах сохраняет собак в качестве символов статуса, большинство мусульман считают их грязными, нечистыми, иногда даже злыми. Как и в прошлом, история собак сегодня неправильно понимается как мусульманами, так и немусульманами. Большинство не знают, и многие, вероятно, не думают, что Пророк дорожил собаками, как и миллионы мусульман после него.

Уроки истории

Для тех из нас, как мусульман, так и остальных людей, чье общение с братьями нашими меньшими в первую очередь касается взаимодействия с собаками, история отношения к этим животным в исламе преподает еще один урок.

Люди не всегда содержали собак, потому что любили их или они им нравились. Большую часть истории они не были домашними животными. Их использовали по экономической необходимости для работы в качестве охотников, сторожей или уборщиков улиц. Не считая служебных собак, которые ищут наркотики, помогают слепым или преследуют преступников, очень многие сегодня считают этих животных источниками радости. Однако на протяжении всей истории это было не так.

Знание этого прошлого не только дает нам более полное представление о вездесущих собаках, которых мы приветствуем среди нас, но также помогает нам понять, как наша история взаимоотношений с ними сформировала наш нынешний мир.

Источник

Оцените статью