- Природа в музыке великих композиторов. материал
- помогите найти примеры музыкальных произведений о природе. напишите пожалуйста их. и если возможно их авторов
- Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней
- «Времена года» А. Вивальди
- «Времена года» Й. Гайдна
- «Времена года» П. И. Чайковского
- «Карнавал животных» К. Сен-Санса
- Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова
- «Румяной зарёю покрылся восток…»
Природа в музыке великих композиторов.
материал
(1915-1998) — совет. и российский композитор, пианист.
— Сюита «Метель» (муз. иллюстрации к повести А. С. Пушкина)
(1844 — 1908) — русский композитор, педагог,
дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки».
Опера «Сказка о царе Салтане» вступление ко 2 картине 4 действия «Три чуда»
— Рождественская сюита «Ночь»
— вступление «Океан – море синее»
(1825 — 1899) — австрийский композитор,
дирижёр и скрипач, признанный «король вальса», автор многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт.
Вальс «Сказки венского леса»
(1840 — 1893) — русский композитор, педагог,
дирижёр и музыкальный критик.
фортепианный цикл, состоящий из 12 характеристических картин.
Сергей Сергеевич Прокофьев ( 1891 — 1953) — русский советский композитор
пианист, дирижёр, музыкальный писатель.
Франц Йо́зеф Гайдн ( 1732 — 1809) — австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.
(1862 — 1918) -французский композитор. Ведущий представитель музыкального импрессионизма.
«Море» три симфонических эскиза (1903—1905)
— первый — «Прекрасное море у островов Сангинер»
— третий — «Ветер заставляет море плясать»».
Э́двард Хагеруп Григ ( 1843 — 1907) — норвежский композитор периода романтизма,
музыкальный деятель, пианист,
— Лир.пьесы, Op.71 — II. «Летний вечер»
Антонио Лучо (Лучио [1] , Лючио [2] ) Вивальди (1678 — 1741)
католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе.
цикл из четырёх скрипичных концертов «Времена года»
2 Largo e pianissimo sempre. Спящий пастух.
3 Allegro, danza pastorale. Деревенский танец
Концерт № 2 соль минор «Лето»,
1 Allegro non molto. Жара. Allegro. Кукушка. Горлинка. Зефир. Борей. Жалоба крестьянина.
3 Presto, tempo impetuoso d’estate. Летняя гроза.
Концерт № 3 фа мажор «Осень»,
1 Allegro, ballo e canto de’villanelli. Танец и песня крестьянских парней.
2 Adagio molto, Ubriachi dormienti. Спящие пьяные.
3 Allegro, la Caccia. Охота.
Моде́ст Петро́вич Му́соргский ( 1839 — 1881) — русский композитор, член «Могучей кучки»
— Вступление к опере «Рассвет на Москва — реке»
Андре́й Па́влович Петро́в
советский и российский композитор. Народный артист СССР.
Море и румба своб.обр.С.Назарова
Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис (до 1955 г. использовалась русская форма имени Николай Константинович Чурлянис ( 1875 — 1911) — литовский художник и композитор; родоначальник профессиональной литовской музыки
Роберт Шуман (1810 — 1856) — немецкий композитор, педагог и влиятельный музыкальный критик. Широко известен как один из выдающихся композиторов эпохи романтизма.
Анто́н ( Анто́ний ) Степа́нович Аре́нский (1861 1906) — русский композитор, пианист и дирижёр, педагог.
Источник
помогите найти примеры музыкальных произведений о природе. напишите пожалуйста их. и если возможно их авторов
П. И. Чайковский — цикл «Времена года» (12 пьес) .
А. Вивальди — концерты «Времена года» (4 концерта) .
М. П. Мусоргский — вступление к опере «Хованщина» — «Рассвет на Москве-реке».
Э. Григ — пьеса «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».
Н. А. Римский-Корсаков — «Океан — море синее» (вступление к опере «Садко»).
С. В. Рахманинов — романс «Весенние воды».
А. Рыбников — «Осенняя мелодия».
А. Глазунов — симфоническая фантазия «Лес».
П. И. Чайковский — цикл «Времена года» (12 пьес) .
А. Вивальди — концерты «Времена года» (4 концерта) .
М. П. Мусоргский — вступление к опере «Хованщина» — «Рассвет на Москве-реке».
Э. Григ — пьеса «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».
Н. А. Римский-Корсаков — «Океан — море синее» (вступление к опере «Садко»).
С. В. Рахманинов — романс «Весенние воды».
А. Рыбников — «Осенняя мелодия».
А. Глазунов — симфоническая фантазия «Лес».
П. И. Чайковский — цикл «Времена года» (12 пьес) .
А. Вивальди — концерты «Времена года» (4 концерта) .
М. П. Мусоргский — вступление к опере «Хованщина» — «Рассвет на Москве-реке».
Э. Григ — пьеса «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».
Н. А. Римский-Корсаков — «Океан — море синее» (вступление к опере «Садко»).
С. В. Рахманинов — романс «Весенние воды».
А. Рыбников — «Осенняя мелодия».
А. Глазунов — симфоническая фантазия «Лес».
Источник
Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней
Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые композиторы умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.
Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.
«Времена года» А. Вивальди
Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.
Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.
Вивальди «Времена года» — «Зима»
«Времена года» Й. Гайдна
Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.
Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.
Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.
У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – золотому ходу валторн. Послушайте:
Гайдн Симфония № 103 — финал
«Времена года» П. И. Чайковского
Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.
Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.
Чайковский «Времена года» — Март — «Песнь жаворонка»
«Карнавал животных» К. Сен-Санса
Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.
Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.
В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.
Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».
Единственный номер цикла, опубликованный и исполнявшийся публично при жизни Сен-Санса, – знаменитый «Лебедь», ставший в 1907 году и шедевром балетного искусства в исполнении великой Анны Павловой.
Сен-Санс «Карнавал животных» — Лебедь
Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова
Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.
Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.
Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.
Римский-Корсаков «Садко» — вступение «Океан-море синее»
«Румяной зарёю покрылся восток…»
Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.
У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.
Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.
Мусоргский — «Хованщина» — вступление «Рассвет на Москве-реке»
Перечислить все известные классические музыкальные произведения, в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.
Автор – Светлана Субботина
Источник