Музыкальные произведения рисующие картины природы

Природа в музыке великих композиторов.
материал

(1915-1998) — совет. и российский композитор, пианист.

— Сюита «Метель» (муз. иллюстрации к повести А. С. Пушкина)

(1844 — 1908) — русский композитор, педагог,

дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки».

Опера «Сказка о царе Салтане» вступление ко 2 картине 4 действия «Три чуда»

— Рождественская сюита «Ночь»

— вступление «Океан – море синее»

(1825 — 1899) — австрийский композитор,

дирижёр и скрипач, признанный «король вальса», автор многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт.

Вальс «Сказки венского леса»

(1840 — 1893) — русский композитор, педагог,

дирижёр и музыкальный критик.

фортепианный цикл, состоящий из 12 характеристических картин.

Сергей Сергеевич Прокофьев ( 1891 — 1953) — русский советский композитор

пианист, дирижёр, музыкальный писатель.

Франц Йо́зеф Гайдн ( 1732 — 1809) — австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.

(1862 — 1918) -французский композитор. Ведущий представитель музыкального импрессионизма.

«Море» три симфонических эскиза (1903—1905)

— первый — «Прекрасное море у островов Сангинер»

— третий — «Ветер заставляет море плясать»».

Э́двард Хагеруп Григ ( 1843 — 1907) — норвежский композитор периода романтизма,

музыкальный деятель, пианист,

— Лир.пьесы, Op.71 — II. «Летний вечер»

Антонио Лучо (Лучио [1] , Лючио [2] ) Вивальди (1678 — 1741)

католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе.

цикл из четырёх скрипичных концертов «Времена года»

2 Largo e pianissimo sempre. Спящий пастух.

3 Allegro, danza pastorale. Деревенский танец

Концерт № 2 соль минор «Лето»,

1 Allegro non molto. Жара. Allegro. Кукушка. Горлинка. Зефир. Борей. Жалоба крестьянина.

3 Presto, tempo impetuoso d’estate. Летняя гроза.

Концерт № 3 фа мажор «Осень»,

1 Allegro, ballo e canto de’villanelli. Танец и песня крестьянских парней.

2 Adagio molto, Ubriachi dormienti. Спящие пьяные.

3 Allegro, la Caccia. Охота.

Моде́ст Петро́вич Му́соргский ( 1839 — 1881) — русский композитор, член «Могучей кучки»

— Вступление к опере «Рассвет на Москва — реке»

Читайте также:  Памятниками природы могут быть объявлены

Андре́й Па́влович Петро́в

советский и российский композитор. Народный артист СССР.

Море и румба своб.обр.С.Назарова

Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис (до 1955 г. использовалась русская форма имени Николай Константинович Чурлянис ( 1875 — 1911) — литовский художник и композитор; родоначальник профессиональной литовской музыки

Роберт Шуман (1810 — 1856) — немецкий композитор, педагог и влиятельный музыкальный критик. Широко известен как один из выдающихся композиторов эпохи романтизма.

Анто́н ( Анто́ний ) Степа́нович Аре́нский (1861 1906) — русский композитор, пианист и дирижёр, педагог.

Источник

помогите найти примеры музыкальных произведений о природе. напишите пожалуйста их. и если возможно их авторов

П. И. Чайковский — цикл «Времена года» (12 пьес) .
А. Вивальди — концерты «Времена года» (4 концерта) .
М. П. Мусоргский — вступление к опере «Хованщина» — «Рассвет на Москве-реке».
Э. Григ — пьеса «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».
Н. А. Римский-Корсаков — «Океан — море синее» (вступление к опере «Садко»).
С. В. Рахманинов — романс «Весенние воды».
А. Рыбников — «Осенняя мелодия».
А. Глазунов — симфоническая фантазия «Лес».

П. И. Чайковский — цикл «Времена года» (12 пьес) .
А. Вивальди — концерты «Времена года» (4 концерта) .
М. П. Мусоргский — вступление к опере «Хованщина» — «Рассвет на Москве-реке».
Э. Григ — пьеса «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».
Н. А. Римский-Корсаков — «Океан — море синее» (вступление к опере «Садко»).
С. В. Рахманинов — романс «Весенние воды».
А. Рыбников — «Осенняя мелодия».
А. Глазунов — симфоническая фантазия «Лес».

П. И. Чайковский — цикл «Времена года» (12 пьес) .
А. Вивальди — концерты «Времена года» (4 концерта) .
М. П. Мусоргский — вступление к опере «Хованщина» — «Рассвет на Москве-реке».
Э. Григ — пьеса «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».
Н. А. Римский-Корсаков — «Океан — море синее» (вступление к опере «Садко»).
С. В. Рахманинов — романс «Весенние воды».
А. Рыбников — «Осенняя мелодия».
А. Глазунов — симфоническая фантазия «Лес».

Источник

Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней

музыкальные произведения о природе

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые композиторы умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

Читайте также:  Примером природного сообщества служит

«Времена года» А. Вивальди

антонио вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди «Времена года» — «Зима»

«Времена года» Й. Гайдна

йозеф гайдн

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – золотому ходу валторн. Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 — финал

«Времена года» П. И. Чайковского

Пётр Чайковский

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский «Времена года» — Март — «Песнь жаворонка»

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Камиль Сен-Санс

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

Читайте также:  Природа це наше життя

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Единственный номер цикла, опубликованный и исполнявшийся публично при жизни Сен-Санса, – знаменитый «Лебедь», ставший в 1907 году и шедевром балетного искусства в исполнении великой Анны Павловой.

Сен-Санс «Карнавал животных» — Лебедь

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Николай Римский-Корсаков

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Римский-Корсаков «Садко» — вступение «Океан-море синее»

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Модест Мусоргский

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский — «Хованщина» — вступление «Рассвет на Москве-реке»

Перечислить все известные классические музыкальные произведения, в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.

Автор – Светлана Субботина

Источник

Оцените статью