- Природа в произведениях современных композиторов
- Ханс Циммер (Hans Zimmer), Германия – Time
- Людовико Эйнауди (Ludovico Einaudi), Италия – Elegy for the Arctic
- Юки Мурата (Yuki Murata), Япония – Red owl
- Мартин Кольштедт (Martin Kohlstedt), Германия – EXA
- Роберто Каччапалья (Roberto Cacciapaglia), Италия – Wild side
- Балморэй (Balmorhea), США – Sky could undress
- Музыкальные произведения о природе
- Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней
- «Времена года» А. Вивальди
- «Времена года» Й. Гайдна
- «Времена года» П. И. Чайковского
- «Карнавал животных» К. Сен-Санса
- Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова
- «Румяной зарёю покрылся восток…»
Природа в произведениях современных композиторов
Арман Амар пришел в музыку через мир хореографии и танца. Все началось в далеких 70-х. Арман, вдохновленный экспрессией, страстью и талантом танцевальной труппы южноафриканского антрополога и хореографа Питера Госса, предложил тому сотрудничество. Госс согласился. Так Амар дебютировал в качестве композитора. В тот момент он жил в Марокко. Сложная родословная – еще один важный секрет его восхитительной музыки. Арман – французский еврей марокканского происхождения, человек мира, с детства впитавший в себя микс африканской, азиатской и европейской музыкальных культур.
Подробнее об Армане Амаре в альманахе
Ханс Циммер (Hans Zimmer), Германия – Time
Ханс Циммер – один из самых известных, влиятельных и коммерчески успешных кинокомпозиторов XXI века. Человек, оказавший колоссальное влияние на новейшую историю голливудского кино и поп-культуру в целом. Он родился в еврейской семье в Германии, но еще в детстве переехал в Лондон. Рано потеряв отца и тяжело переживая утрату, Ханс нашел убежище в музыке.
Подробнее о Хансе Циммере в альманахе
Людовико Эйнауди (Ludovico Einaudi), Италия – Elegy for the Arctic
Людовико Эйнауди вне всяких сомнений – один из самых видных представителей неоклассики. Но успех и признание дались ему не просто. С детства над итальянцем довлел вес достижений членов его семьи. Мать Людовико играла на фортепиано. Дед по линии матери был композитором и дирижером итальянских опер. Отец – известный книжный издатель. Дед по линии отца – Луиджи Эйнауди – первый президент послевоенной Италии.
Подробнее о Людовико Эйнауди в альманахе
Юки Мурата (Yuki Murata), Япония – Red owl
Юки Мурата начинала на заре 2000-х как классическая пианистка, обучалась тонкостям игры на инструменте в Канаде, Франции, неоднократно становилась лауреатом национальных и международных конкурсов молодых исполнителей. Его величество случай сыграл важную роль в карьере артистки. Значительный импульс ее карьере дало знакомство с мультиинструменталистом Такахиро Кидо. Пианистка из японского города Сайтама была поражена широтой музыкального кругозора коллеги и без раздумий согласилась примкнуть к его группе Anoice в 2004 году.
Подробнее о Юки Мурата в альманахе
Мартин Кольштедт (Martin Kohlstedt), Германия – EXA
Мартин Кольштедт вырос среди густых лесов Тюрингии, земли, что называют зеленым сердцем Германии. Мистицизм, захватывающая дух встреча с природной стихией, смесь тревоги и восхищения – эти эмоции и атмосфера отчетливо слышны в музыке молодого немецкого композитора и пианиста. Иногда на концертах он теряет самообладание, всецело увлекаясь игрой. Пугающе прямолинейный и даже агрессивный, Кольштедт натягивает нерв, как струну. Но только для того, чтобы разрешить пьесу яркой, легкой и предельно выразительной мелодией.
Подробнее о Мартине Кольштедте в альманахе
Роберто Каччапалья (Roberto Cacciapaglia), Италия – Wild side
Выпускник Миланской консерватории Роберто Каччапалья — ревностный сторонник инновационных подходов в композиторском искусстве. Он находится в постоянном поиске чувственных материй между экспериментальной электронной музыкой и классической традицией. Итальянский новатор начинал с создания монументальных опер, сотрудничал с пионерами краут-рока, Королевским филармоническим оркестром и аккомпанировал лауреатам Нобелевской премии. Его альбом «Sei Note In Logica» 1978 года признан вехой в истории музыкального минимализма.
Подробнее о Роберто Каччапалье в альманахе
Балморэй (Balmorhea), США – Sky could undress
Мир неоклассики – вотчина одиночек, где многие артисты связаны между собой общими идеями, но настоящих единомышленников найти не так уж просто. Оттого коллективы в этом жанре – большая редкость. Интересные коллективы – случай почти уникальный. Один из них – секстет из американского города Остин Balmorhea (произносится как «Балморэй»). «Поэты своей Земли», Balmorhea не боятся использовать элементы традиционной американской музыки, чуждой серьезным композиторам. В их произведениях, к примеру, можно услышать банджо и «народную скрипку». К слову, в Америке для скрипачей вне академической музыки есть даже особый термин – фиддлеры.
Источник
Музыкальные произведения о природе
Э. Григ. Утро. (Пер Гюнт).
С.Прокофьев. Утро.
П.Чайковский. Зимнее утро.
И.Штраус. Утренние листки. Вальс.
М.Мусоргский. Рассвет на Москве-реке.
Э.Григ. Летний вечер.
С.Прокофьев. Вечер.
С.Прокофьев. Ходит месяц над лугами.
Р.Шуман. Вечером.
Р.Шуман. Ночью.
Н.Римский -Корсаков. Ночь. (Рождественская сюита).
К.Дебюсси. Лунный свет
А.Вивальди. «Времена года». Зима. 1-я, 2-я, 3-я части.
П.Чайковский. 1-я симфония «Зимние грезы»,1-я, 2-я части.
Р.Шуман. Зима 1.
Р.Шуман. Зима 2. (Два варианта исполнения). 9-10. Р.Шуман. Дед Мороз. (Два варианта исполнения).
П.Чайковский. На тройке.
Г.Свиридов. Тройка.
С.Прокофьев. Фея Зимы из балета «Золушка».
А.Вивальди. «Весна». Концерт для скрипки с оркестром, 1-я, 3-я части.
П.Чайковский. Подснежник .
Ф.Мендельсон. Песня без слов «Весенняя».
Э.Григ. Весной.
Э Григ. Ноктюрн.
С.Прокофьев. Фея Весны из балета «Золушка».
Р.Шуман. Май, милый май!
А.Вивальди. «Времена года». Лето. 2-я, 3-я части.
Л.Бетховен. 6-я симфония, «Пасторальная», 4-я ч. Гроза.
Г.Свиридов. Дождик.
С.Прокофьев. Дождь и радуга.
Р.Шуман. Цветы.
А.ЛЯДОВ. Волшебное озеро.
М.Глинка. Баркарола.
Ф.Лист. Фонтаны виллы Д,Эсте.
Э.Григ. Ручеек.
А.Аренский. Лесной ручей.
Н.Римский-Корсаков. Море. («Садко», симфоническая картина).
М.Равель. Лодка в океане.
М.Равель. Игра воды.
А.Вивальди.»Времена года». Осень.2-я ,3-я части.
П.Чайковский. Осенняя песня.
Г.Свиридов. «Весна и осень».
С.Прокофьев. Фея Осени из балета «Золушка».
Приведите пример музыки связанной с образами природы
Источник
Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней
Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые композиторы умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.
Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.
«Времена года» А. Вивальди
Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.
Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.
Вивальди «Времена года» — «Зима»
«Времена года» Й. Гайдна
Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.
Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.
Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.
У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – золотому ходу валторн. Послушайте:
Гайдн Симфония № 103 — финал
«Времена года» П. И. Чайковского
Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.
Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.
Чайковский «Времена года» — Март — «Песнь жаворонка»
«Карнавал животных» К. Сен-Санса
Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.
Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.
В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.
Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».
Единственный номер цикла, опубликованный и исполнявшийся публично при жизни Сен-Санса, – знаменитый «Лебедь», ставший в 1907 году и шедевром балетного искусства в исполнении великой Анны Павловой.
Сен-Санс «Карнавал животных» — Лебедь
Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова
Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.
Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.
Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.
Римский-Корсаков «Садко» — вступение «Океан-море синее»
«Румяной зарёю покрылся восток…»
Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.
У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.
Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.
Мусоргский — «Хованщина» — вступление «Рассвет на Москве-реке»
Перечислить все известные классические музыкальные произведения, в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.
Автор – Светлана Субботина
Источник