Задание №3 по ОГЭ на тему «Художественные средства выразительности», 9 класс
1.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности». (И.А.Гончаров)
2.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение». (И.А.Гончаров)
3.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела». (И.А.Гончаров)
4.Какое художественное средство использует автор в предложении: «- Чего вам? – сказал он, придерживаясь одной рукой за дверь кабинета и глядя на Обломова, в знак неблаговоления, до того стороной, что ему приходилось видеть барина вполглаза, а барину видна была только одна необъятная бакенбарда, из которой так и ждешь, что вылетят две-три птицы». (И.А.Гончаров)
5.Какое художественное средство использует автор в предложении: «На жене и дочерях платьишки коротенькие: все поджимают под себя ноги, как гусыни…» (И.А.Гончаров)
6.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Он повернул голову к столу, где все было гладко, и чернила засохли, и пера не видать, и радовался, что лежит он, беззаботен, как новорожденный младенец, что не разбрасывается, не продает ничего…». (И.А.Гончаров)
7.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Огромные бледные буквы тянулись в торжественной процессии, не касаясь друг друга, по отвесной линии, от верхнего угла к нижнему». (И.А.Гончаров)
8.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Ни ему самому и никому другому и в голову не приходило, чтоб он пошел повыше». (И.А.Гончаров)
9.Какое художественное средство использует автор в предложении: « Торговки, сидевшие на базаре, всегда закрывали руками своими пироги, бублики, семечки из тыкв, как орлицы детей своих, если только видели проходившего бурсака». (Н.В.Гоголь)
10.Какое художественное средство использует автор в предложении: « Он поднял глаза и увидел стоявшую у окна красавицу, какой еще не видывал отроду: черноглазую и белую, как снег, озаренный утренним румянцем солнца». (Н.В.Гоголь)
11. Какое художественное средство использует автор в предложении: « Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь». (Н.В.Гоголь)
12.Какое художественное средство использует автор в предложении: « Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы». (Н.В.Гоголь)
13.Какое художественное средство использует автор в предложении: « Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их». (Н.В.Гоголь)
14. Какое художественное средство использует автор в предложении: « Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов». (Н.В.Гоголь)
15.Какое художественное средство использует автор в предложении: « По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек». (Н.В.Гоголь)
16.Какое художественное средство использует автор в предложении: « Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе». (Н.В.Гоголь)
17.Какое художественное средство использует автор в предложении: « На них прямо глядели ночные звезды». (Н.В.Гоголь)
18.Какое художественное средство использует автор в предложении: « Нигде не попадались им деревья, все та же бесконечная, вольная, прекрасная степь». (Н.В.Гоголь)
19.Какое художественное средство использует автор в предложении: « Один только раз Тарас указал сыновьям на маленькую, черневшую в дальней траве точку, сказавши: «Смотрите, детки, вон скачет татарин!» Маленькая головка с усами уставила издали прямо на них узенькие глаза свои, понюхала воздух, как гончая собака, и, как серна, пропала, увидевши, что козаков было тринадцать человек». (Н.В.Гоголь)
20.Какое художественное средство использует автор в предложении: « Чуприна развевалась по ветру, вся открыта была сильная грудь; теплый зимний кожух был надет в рукава, и пот градом лил с него, как из ведра». (Н.В.Гоголь)
21. Какое художественное средство использует автор в предложении: « И вся Сечь молилась в одной церкви и готова была защищать ее до последней капли крови, хотя и слышать не хотела о посте и воздержании». (Н.В.Гоголь)
22.Какое художественное средство использует автор в предложении: « Литавры грянули, – и скоро на площадь, как шмели, стали собираться черные кучи запорожцев». (Н.В.Гоголь)
23.Какое художественное средство использует автор в предложении:» Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей». (Н.В.Гоголь)
24.Какое художественное средство использует автор в предложении: « Уже козаки окончили свою вечерю, вечер давно потухнул; июльская чудная ночь обняла воздух; но он не отходил к куреням, не ложился спать и глядел невольно на всю бывшую пред ним картину». (Н.В.Гоголь)
25.Какое художественное средство использует автор в предложении: « Там обгорелый черный монастырь, как суровый картезианский монах, стоял грозно, выказывая при каждом отблеске мрачное свое величие». (Н.В.Гоголь)
26.Какое художественное средство использует автор в предложении: « Свежее, кипящее здоровьем и юностью, прекрасное лицо рыцаря представляло сильную противоположность с изнуренным и бледным лицом его спутницы». (Н.В.Гоголь)
27. Какое художественное средство использует автор в предложении: « Они поворотили в улицы и были остановлены вдруг каким-то беснующимся, который, увидев у Андрия драгоценную ношу, кинулся на него, как тигр, вцепился в него, крича: «Хлеба!» (Н.В.Гоголь)
28.Какое художественное средство использует автор в предложении: « Он было возвел на них истомленные очи, но татарка сказала ему одно слово, и он опустил их вновь в открытые страницы своего молитвенника». (Н.В.Гоголь)
29.Какое художественное средство использует автор в предложении: « Как вскинулся Андрий! Как забунтовала по всем жилкам молодая кровь!». (Н.В.Гоголь)
30.Какое художественное средство использует автор в предложении: « Бульба и Янкель пришли к строению, имевшему вид сидящей цапли. Оно было низкое, широкое, огромное, почерневшее, и с одной стороны его выкидывалась, как шея аиста, длинная узкая башня, на верху которой торчал кусок крыши.». (Н.В.Гоголь)
Источник
Вопрос по книге Гончарова «Обломов»
Что нам известно о внешности главного героя? Отмечается, что это был человек «с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица» . Последнее определение уже напрямую относится к внутреннему миру Обломова. Иногда он бывает по-своему одухотворен: «Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в складках лба, потом совсем пропадала. » И какое же впечатление производил Обломов на людей? «Добряк, должно быть, простота! » — такое мнение могло сложиться у человека поверхностного. Человек же «поглубже, посимпатичнее» после долгого вглялывания в лицо Обломова «отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой». .
Рисуя портрет Обломова, писатель даже вещи делает частью его характера. Так, например, он описывает халат Ильи Ильича: «. как послушный раб покоряется самомалейшему движению тела» . О чем бы ни шла речь — о внешности ли главного героя, о выражении его лица, о его мыслях или чувствах — во всем сквозят апатия и лень. Сам Илья Ильич дал название той непреодолимой силы, которая всю жизнь тянула его ко дну, пока не погубила окончательно. Он определил ее одним словом — «обломовщина» .
Характерные черты «обломовщины» воплотились не только в образе Обломова, но и в образе его слуги Захара. Несмотря на различие в социальном положении, они сродни друг другу. Оба выросли на одной и той же почве, оба испытали на себе «обаяние обломовской атмосферы, образа жизни» . «Обломовщина» разрушающим образом подействовала не только на господ, но и на их слуг.
Интересно, что Захар, с одной стороны, был безгранично предан Обломову, а с другой — без конца лгал ему. Помимо необычайной лени ему были свойственны и другие пороки. Он любил выпить и всегда норовил «усчитать» у барина гривенник. Захар также не прочь посплетничать, придумать про барина какую-нибудь небылицу. Таким образом, барин и слуга прекрасно дополняют друг друга. В одном из эпизодов Илья Ильич подумал о Захаре: «Ну, брат, ты еще больше Обломов, чем я сам».
Источник
Выдумщик Обломов — это кто?
“… Илья Ильич Обломов… Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности… Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба…” И.А. Гончаров. «Обломов.» Издание 1859 года.
Не каждому дано так размышлять и придумывать, как литературный герой Обломов, созданный в 19 веке русским писателем И.А. Гончаровым. А ведь раньше, когда человек мечтал и не имел возможности воплотить свои мечты, то он просто обсуждал их с соседями, знакомыми, разжигая в них желание мыслить, творить, вызывал чувство восхищения придуманным, видение смысла в будущем, целей развития каждого и всех.
В те времена в России без хороших дорог (то дождь размоет, то пурга занесёт) при огромных расстояния между нашими селениями да ещё на медленных конных повозках, – трудно было часто общаться, в отличии от компактной Западной Европы.
Единственными местами для редкого общения в старину были у нас в России собрания различных сословий, приходы, церкви, а то и просто сборы у кого-нибудь из состоятельных людей в поместьях – для охоты и бесед обо всём интересном – кто что знает, кто что видел.
И до того они иногда были интересны по содержанию, что никто о том раньше ведать не ведал и даже не слыхивал. Но вот окружающие да ребетня слушала всё это и на ус мотала. Так и росли будущие мыслители с вольными мыслями, услышанными на сословных охотах, да праздниках.
В России огромные без границ свободные пространства и объединяющий на Руси русский язык давали славянским и другим, знающим наш язык, народам свободу таким необъятным мыслям, что по силе своей они превосходили всё до сих пор знаемое.
А вот о таких инакомыслящих людях не сразу докладывалось наверх (для принятия решения о принуждении правильно мыслить – по образу и подобию заповедей и правящих указов).
И людей таких – выдумщиков – ценили, потому как без их рассказов да выдумок и охота была б не охота, и праздник был бы не в радость – такова уж воля и традиция народная – ценить знающих дело, талантливых людей. При этом все традиции на Руси великой – славянские, русские – всегда были осмысленные, ясные, свободолюбивые и стремящие к справедливости, влекущие к сильному и умному братству народов, живущих на нашей необъятной для взора чудесной земле.
И появлялись такие традиции там, где люди собирались на охоту, на праздники славян, на праздники других дружных с нами народов – вместе, чтобы поохотиться в охотку и побеседовать по душам обо всём полезном и интересном: кто что знает, кто что видел и кто что никогда б и не узнал и никогда б не увидел без встреч и праздников с выдумщиками, да людьми умными нашими и заезжими.
В том и состояла на Руси великая роль писателей – великих выдумщиков, написавших и про Обломова – рассказать всем всё и про всё – умно и ясно; а других роль – в книгах всюду разослать, чтоб люди грамотные читали, думали и других уму-разуму жить умно учили.
И те, кто владел великим умом и придумывал пути к мечтам, умели и Россию умом объять и понять, и аршином общим измерить, и в силы и ум её народов поверить, и её, великую – обустраивать! – По традициям и законам великой и трудолюбивой, нашей необъятной страны!
Источник