Наблюдение погода неживая природа

Наблюдения за неживой природой
картотека по окружающему миру (средняя группа) на тему

Наблюдения за изменениями погоды проводятся ежедневно с целью углубить и обобщить представления о летних признаках: отмечается, что солнце ярко светит и греет, небо чистое или на небе есть облака, ветер слабый или шквалистый, на улице тепло или жарко, были ли осадки (дождь, град).

Наблюдение за солнцем

  • закрепить представления о солнце и его роли в жизни всего живого;
  • развивать умение устанавливать связи между изменениями в природе и положением солнца;

-дать знания о мерах предосторожности от солнечного удара и ожогов.

⁻ Воспитатель может рассказать детям о Солнце, как раскалённой звезде – источнике света и тепла, о роли солнечного света для всего живого.

⁻ Летом солнце сильно греет, поэтому люди надевают лёгкую одежду и головные уборы.

⁻ Лучи ложатся светлыми пятнами на траву и переливаются на ней как солнечные зайчики, с ними можно даже поиграть с помощью зеркала.

⁻ Жарко бывает днём, когда солнце высоко, утром и вечером оно расположено ниже, поэтому не так жарко.

⁻ Определить время восхода и захода солнца, место, куда оно заходит.

⁻ Отметить, что летом бывает самый длинный день в году – 22 июня.

⁻ Чем выше находится солнце, тем короче тень от предметов.

⁻ От солнечного тепла нагреваются вода, почва, камни, металлические предметы, а растения стоят поникшие от жары.

Наблюдение за небом, облаками

  • обратить внимание детей на красоту летнего неба;
  • учить замечать изменения, которые происходят на небе с изменением времени суток (утром, днём, вечером, ночью);
  • формировать представления об облаках и их видах.
Читайте также:  Виды рынка природных ресурсов

⁻ При наблюдении за небом и облаками можно отметить с детьми, что зимой небо было серым и низким, а весной и летом становится ярко- голубым.

⁻ Обратить внимание детей, на что похожи облака, почему иногда они плывут по небу медленно, а иногда быстро (когда их подгоняет ветер).

⁻ Уточнить, чем тучи отличаются от облаков (тяжёлые, грозовые, несут дождь, тёмные).

⁻ Рассмотреть, как по небу движутся облака, определить, какие –

перистые , кучевые или слоистые .

  • Перистые облака располагаются очень высоко и часто кажутся тонкой, едва заметной дымкой, от них не бывает на земле тени. Они не закрывают солнца, движутся незаметно, состоят из ледяных кристалликов, осадков из этих облаков не бывает.
  • Кучевые облака имеют крупную форму с чёткими очертаниями, они хорошо заметны весной и летом. Эти облака ярко-белого цвета, похожи на клубы пара, с утра собираются, днём клубятся, громоздятся друг на друга. Передвигаются они очень быстро. На поверхность земли отбрасывают то очень светлые, то очень тёмные тени. Обычно кучевые облака к вечеру исчезают.
  • Слоистые облака почти всегда несут дождь, они не поднимаются высоко над землёй, иногда плывут над самыми крышами домов. Нередко кажутся серыми грядами, глыбами, напоминают слой серого тумана. В них много водяных пузырьков, которые легко могут обратиться в дождевые капли.

Наблюдение за ветром

  • формировать знания детей о ветре,
  • учить вести наблюдения за действием ветра,
  • объяснить значение ветра в природе и жизни человека

разгоняет тучи или, наоборот, приносит дождь; заставляет крутиться мельницы; надувает паруса лодок в море; переносит пыльцу с цветка на цветок, опыляя растения. Но есть и опасные ветра – это смерч, ураган, шквалистый ветер, которые приносят разрушения и вред всему живому .

Читайте также:  Использование предметов данных природой стремление объяснить законы природы продолжение

Наблюдение за дождём

Задачи:

  • формировать знания детей о дожде;
  • учить вести наблюдение за дождем, объяснить значение дождя в природе и жизни человека;
  • упражнять в определении состояния погоды,
  • учить устанавливать связь между живой и неживой природой;
  • учить делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.

— Уточнить с детьми, какой бывает дождь (мелкий, моросящий, сильный – ливень, тёплый, проливной, слепой и т.д.).

  • Объяснить, что дождь оказывает благотворное влияние на растительность – зелень и окраска цветов становится ярче, а при длительном отсутствии дождя краски блекнут, трава желтеет.
  • Когда небо закрывают тёмные тучи, бушует ветер, начинается гроза с молниями и громом. Бояться грозы не нужно, надо зайти в укрытие и переждать, только нельзя прятаться во время грозы под деревом, в него может ударить молния.
  • Обратить внимание на природу после дождя – стало свежо, чисто, деревья и цветы, как будто умылись, капли дождя блестят на листьях.
  • После дождя на асфальте остаются лужи, а на земле их нет, потому что земля впитывает воду.
  • Иногда после дождя в небе можно увидеть радугу – можно выучить с детьми цвета радуги и их расположение: « К аждый О хотник Ж елает З нать, Г де С идит Ф азан». Расположение и количество цветов в радуге всегда одно и то же.

Наблюдение за градом

Источник

Оцените статью