Наблюдение птицы нашего двора

Открытое занятие по внеурочной деятельности » Птицы нашего двора»

Цели: расширение знания ребят о птицах живущих рядом с нами, о зимующих птицах, обобщение жизненных наблюдений детей за птицами; воспитание заботливого отношения к ним.

Формируемые УУД.
Предметные: сформировать у детей представление о птицах живущих рядом с нами; учить распознавать перелетных и зимующих птиц.

Коммуникативные: учить добывать информацию из разных источников; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.

Личностные: воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; привлекать семью к проблеме помощи животным; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

АМО (активные методы обучения); системно-деятельностный подход; технология работы в группе; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.

Оборудование: карточки с названиями птиц, танграм, фломастеры и карандаши, клей, бумага, выставка книг о птицах, кроссворд « Птицы»

1. Организация класса. Сообщение темы и цели занятия.

З дравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости, повернитесь, посмотрите.

С каким настроением вы пришли на занятие?

Улыбнитесь друг другу и начнём занятие.

Я предлагаю Вам послушать стихотворение Елены Благининой «Друзья».

Есть во дворе у нас друзья,

Повеет ветер с темных нив,

Потом пойдет крутить пурга,

И вдруг весна растопит лед,

Теплынь нахлынет с влажных нив,

«Ты жив? Ты жив? Ты, братец, жив?»

— Вы догадались, о ком пойдет речь на занятии? (о птицах)

Правильно наше занятие посвящается птицам. Сегодня мы только начнём разговор о птицах, который продолжим на следующем занятии. А о каких именно птицах будем говорить вы мне ответите, если соберёте пазл (ворона, сорока, воробей)

Где можно увидеть этих птиц?

Да, тема нашего занятия» Птицы нашего двора», а все ли это птицы, которых мы можем увидеть во дворе?

А какую цель поставим на занятие? (узнать птиц, которые обитают во дворе,

Узнать о них что-то новое, научиться различать по описанию)

2. Актуализация знаний

Все птицы имеют 2 ноги, 2 крыла, клюв, тело, покрытое перьями.

Обитают – лес, водоём, птичник. ( У них разные ноги, клювы)

— Вы никогда не задумывались над тем, чем отличаются птицы от других животных, чем привлекают они нас? (ответы детей)
— Конечно же, самое главное: птицы летают, и у каждой свой стиль в полете. Орлы и некоторые крупные морские птицы подолгу плавно парят, порой пролетая за день более 15 км. Серые журавли могут подниматься на высоту до 9 км. Стрижи и жаворонки не только неутомимы в полете, но при этом еще постоянно поют. У птиц необычайно острое зрение, ведь им надо с огромной высоты разглядеть добычу. Едва ли найдется в животном мире (за исключением, пожалуй, рыб) существа столь причудливо окрашенного, как птицы: взять хотя бы попугаев или наших щеглов.
— И наконец – птицы поют, Очаровывают и завораживают своим пением. Трудно рассказать обо всех птицах сразу.
— А почему птицы называются именно птицами, а не насекомыми, не цветами, деревьями?

Читайте также:  Пансионат синия птица саратовской области

Где можем найти ответ на вопрос?

Давайте обратимся к толковому словарю,
— Кто нашёл значение этого слова в толковом словаре?

1. Покрытое перьями и пухом позвоночное животное с крыльями, двумя конечностями и клювом. Певчие птицы. Перелётные птицы. Водоплавающие птицы.

(Зачитывание толкования из этимологического словаря, где определяется происхождение и история слова. Пернатые, птицы — корень, с которым связано это слово, дал в индоевропейских языках целый ряд слов со значением «крыло», «птичье перо»: греческое птэрон – «перо», «крыло». Его же мы встречаем в русских словах парить, перо. Таким образом, пернатые от слов перо, парить.)

Скажите, дети, зачем нам нужны птицы, можно ли жить без них на свете?

Что случится? В группах
— Птицы охраняют наши леса, поля, сады и огороды от вредных насекомых. Работа их огромна. И сейчас мы с вами в этом убедимся.
— Я немного расскажу о том, какую огромную пользу приносят птицы.

На отдельно стоящей березе на 20 000 листьев обитает 680 тысяч животных, а на одном крупном дубе их уже будет на 1 кв. м поверхности дерева до 4000 жуков и личинок.
Нет ничего удивительного в том, что насекомые полностью могут уничтожить урожай на большой площади. Так вот в борьбе с насекомыми, нам помогают птицы и приносят большую пользу сельскому хозяйству. Птицы очень прожорливы, многие из них за сутки съедают столько, сколько весят сами. Если бы человек обладал птичьим аппетитом, он должен был бы съедать в день 40 буханок хлеба.
— Теперь, я думаю, вы убедились в том, что птицы очень важны в природе.

3. Коллективная работа
— Всех ли птиц можно встретить сейчас в октябре?
— Почему?
— Как называют птиц, которые остаются на зиму? (Зимующими)

Почему остаются зимовать? (питаются ягодами, семенами деревьев)
— Как называются птицы, которые улетают в тёплые края? (Перелётные)
— Почему они улетают? (Некоторые птицы не переносят холода, зимой им недостаточно корма, поэтому они улетают в тёплые края)

— На доске вывешены карточки с названиями птиц. Здесь есть не только зимующие птицы, но и перелетные, которые отстали от своих стай и ждут, не дождутся, когда вы им поможете продолжить свой путь.
— Для этого всех птиц надо разделить на две группы. Зимующих птиц надо внизу, а перелётных – раз они улетают в тёплые края – ближе к солнцу. (На доске нарисовано дерево и солнце, дети группами выходят к доске и прикрепляют карточки)
дятел воробей ласточка голубь стриж сорока журавль утка галка скворец ворона лебедь синица цапля

Скоро зима. Какую помощь лично вы и ваша семья оказывают птицам зимой?

Для птиц зимующих вы должны заранее заготовить корм.

Делают это летом и осенью. Чем питаются.

Это – семена подсолнуха, тыквы, дыни.

Овес едят овсянки, воробьи, синицы.

Пшено и просо-любимая еда воробьев.

Семена крапивы — еда зерновых птиц.

Для заготовки семян срезают растения и хранят их в виде веничков. Зимой венички весят около кормушек.

Сало-корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки сала подвешивают на ниточках.

Читайте также:  Все птицы умеют петь

Поделитесь с птицами едой!

Накрошите хлеба им на блюдце.

Пусть они над вьюжною бедой

Не опустят крылья-не согнутся.

А теперь поиграем в игру «Прилетели птицы»

Если я называю птицу – надо помахать руками, если насекомых, то нужно положить голову набок, показав, что насекомое зимой отдыхает.

-Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, воробьи, пчелы, муравьи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, воробьи, вороны, снегири, скворцы.

5. Сообщения детей о птицах
— А сейчас расскажите, что интересное вы узнали о птицах, которые живут

рядом с нами. (Краткие сообщения детей)

Я Воробей – маленький, коричневый, с черными пятнами, ножки короткие, клюв тонкий, ходить не умею, а только прыгаю. Чистоплотный, постоянно купаюсь: зимой в снегу, весной и летом – в лужах и в пыли (так я избавляюсь от насекомых). Весной я строю гнездо под крышами домов, выкармливаю птенцов, уничтожают много вредных насекомых, а также питаюсь хлебными крошками и семенами растений.

В нашей стране существует два вида воробьев: городской (обитает в городе) и полевой, или деревенский (в селе).

Деревенский меньше, но наряднее, чем городской. У него есть приметная шапочка коричневого цвета, за что его ещё называют красноголовым. И крик у них разный. Домовой кричит — «джив-джив», а полевой «ЧИРР_ЧИРР». Зимой ночевать под открытым небом не могут, т.к. когда то были обитателями южных стран, поэтому держатся вблизи жилья человека. Эти юркие птички собирают в огородах вредных насекомых, чем приносят пользу. Однако в садах они объедают фруктовые деревья, особенно вишню. Вредят они и зерновым культурам. За месяц стая воробьёв уничтожает около 8 кг сорняков и до 600 насекомых, которые вредят растениям.

А кто из вас знает пословицу про воробья? Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.

Я черной окраски, но подружки мои чаще встречаются серые. У меня только черная голова, крылья и хвост, остальные перышки серые. Встретить меня можно на опушке леса, в парке, в саду. Я ловлю жуков, муравьев, мышей, иногда ворую яйца других птиц. Гнездо моё можно встретить на деревьях в городе. Строим их из толстых веток, внутри выстилают шерстью, тряпьём. В городе меня можно увидеть около мусорных контейнеров или свалок. Я птица сильная, смышленая. В неволе могу научиться разговаривать, как попугай.

Я Голубь и отличаюсь от других птиц. Характерной особенностью у нас голубей является наличие зоба. Это своеобразный мешок пищевода, куда попадает только что проглоченная пища. Зоб помогает быстро собрать много корма, не заботясь о его размягчении. Когда пью, то не только утоляю жажду, но и размачиваю твердые семена, которые скопились.

Эти птицы даже воду пьют иначе: погрузив голову в воду, сосут ее. Голубь глотает песок, который помогает ему истирать в желудке твердые семена. Голуби хорошо бегают и собирают корм на земле, отлично летают. Селятся рядом с челорвеком. Люди приручили этих красивых птиц. Существуют различные породы почтовых, декоративных, спортивных голубей. У многих народов голубь является символом мира.

— А теперь выполним задание в группах:
1 группа — Собрать птиц из деталей Танграма.
2 группа – составить описание птицы, а ребята должны отгадать. (галка, дятел, синица)

3 группа – Разгадать кроссворд

Читайте также:  Где проживают райские птицы

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/21185_3961655d6f6a839b1ac040d8a415d278.bmp.jpg

По горизонтали:
1. По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки, дарит мягкие пушинки.

2. Днем слепа она бывает, а ночью прозревает.

3. На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его……

4. Раздается громкий стук
Среди веток — тук да тук. — Чистишь дерево, приятель
-Тук-тук-тук, ответил…….

5.Вразвалку идет, как моряк.
Белый галстук, черный фрак.
В Антарктиде среди льдин
Проводит свои дни……

6. Мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крохи подбирает.

1. Черный проворный,
Кричит «крак», червям враг.

2. Вещунья, белобока,
А зовут ее……

3.Трели, песни разлились
Среди листьев и ветвей.
Как прекрасно твое пенье,
Голосистый…..

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/21185_71f53a1ceb90507ad462c1932f9b3632.bmp.jpg

7. Представление работ

Оцените свою работу и товарищей по группе

Ребята, а как вы думаете откуда и из каких источников можно больше узнать про птиц?

Писатели создали книги о птицах, энциклопедии.

А сейчас я предлагаю вам выбрать ту птичку, которая больше нравится и раскрасить.

8. Итог занятия .

Какие цели ставили на занятии? Достигли мы их?

— Ответьте на вопросы «Что нового я сегодня узнал?», «Чему мне ещё предстоит научиться?», Что запомнилось?

Давайте разместим наших птиц на фоне этого роскошного дерева. Если вам было интересно и вы узнали много нового, У ВАС ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ, то размещайте птиц вверху чудо – дерева, вам немного грустно-на ветвях, а если вам было

неинтересно, неинтересно, скучно – разместите птиц у подножия.

Послушаем стихотворение о птицах

Чтобы были голубями небеса,

Мы хотим, чтоб солнце грело

И под елкой жил смешной колючий еж.

Я рада, что все птицы заняли свое почетное место на ветвях нашего чудо — дерева. Это означает, что занятие понравилось, и время мы провели сегодня не зря. Посмотрите на птиц! Как они хорошо смотрятся на нашем дереве. Большое вам спасибо за занятие. Всего хорошего.

9. Домашнее задание:
1. Наблюдать за птицами в своём дворе

2. подумать, как можно изготовить кормушку, из каких материалов

Источник

Птицы нашего двора презинтация
презентация к уроку по теме

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Зеленая аптечка нашего двора»

Проект разработанный группой учащихся с целью познания лекарственных растений.Проект защищен на уровнях . Имеет сертификаты.Описание проекта « Зеленая аптечка нашего двора». Постановка проблемы ,це.

Проект «Зеленая аптечка нашего двора»

Проект разработанный группой учащихся с целью познания лекарственных растений.Проект защищен на уровнях . Имеет сертификаты.Описание проекта « Зеленая аптечка нашего двора». Постановка проблемы ,це.

Виртуальная экскурсия «Птицы нашего двора»

Материал содержит конспект занятия, презентацию и вопросы викторины «Что ты знаешь о птицах из отряда воробьиных». Виртуальная экскурсия на птичью ферму проводится в интересной игровой форме.

Проект «Зимующие птицы школьного двора».

Деревья нашего двора

Деревья нашего двора. Презентация для 1 класса. Окружающий мир.

Рабочая программа «Игры нашего двора» 2 класс

Программа по внеклассной деятельности «Игры нашего двора» для 2 класса разработана в соответствии:- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра.

«Дети нашего двора» в «Учительской газете» Москва №45 от 5 ноября 2019 года.

В последнее время в связи с неблагоприятной экологической обстановкой, вредными привычками все чаще рождаются дети с особенностями в развитии. В этом году школа стала участником проекта ДОНМ «Рес.

Источник

Оцените статью