Наблюдение восприятие природных объектов

Наблюдение — метод чувственного познания природы

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия — зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы.

Видный отечественный психолог С.Л.Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой — оно само требует наличия определенных знаний как отправны моментовнаблюдений.Осмысленное восприятие предметов зарождается рано. Однако небольшие опыт и знания маленького ребенка не позволяют ему видеть существенные стороны предметов. Восприятие находится вплену моторных и эмоциональных реакций. Яркие впечатления, прежде всего от быстро меняющихся, движущихся предметов и явлений, — это результат непроизвольных наблюдений детей. С другой стороны, в высшем своем проявлении наблюдение — это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Но это умение, как утверждает С.Л.Рубинштейн, опирается на более или менее обширную систему знаний. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому. Важным является вопрос о содержании наблюдений — что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. С.Л.Рубинштейн считает, что для ребенка во все периоды его развития могут быть доступны как целое, так и части. Различные формы восприятия у ребенка обычно сосуществуют. При этом наибольшую значимость приобретает смысловая интерпретация как частей, так и целого. Эти положения имеют решающее значение для экологического воспитания дошкольников — познания ими в процессе наблюдений различных объектов, взаимосвязей в природе, познания специфики живого. Для проведения наблюдений важными являются три момента: наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.

Читайте также:  Результат сохранения природы человеком

Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада, постоянно находящимися рядом с ребенком, складывается из следующих моментов: выделение самих объектов (целого), частей, из которых они состоят (т.е. определение особенностей строения растений и животных), различных проявлений живых существ (т.е. способов их функционирования, для животных — разных форм поведения); определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности и пр.); выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. Такое содержание позволяет детям на основе наблюдений устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы, т.е. обеспечивает накопление конкретных, чувственных, экологически значимых знаний, которые ведут к пониманию зависимостей, существующих в природе.

Источник

5. Наблюдение как метод чувственного познания природы.

Сущность наблюдения заключается в чувственном познании природных объектов, в их познании через различные формы восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное и др.). Для успешного достижения поставленной цели в наблюдении, необходимо использовать спе­циальные приемы, организующие активное восприятие детей (вопросы, обследовательские дейст­вия, сравнение объектов, устанавливать связи между отдельными объектами и между объектами и явлениями).

Запас знаний детей накапливается в процессе восприятия ими образов природных объектов и явлений. Чем конкретнее, ярче представления, тем легче ребенку использовать его в практиче­ской и познавательной деятельности. Наблюдение позволяют показать детям природу в естествен­ных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны наблюдению (связь организма со сре­дой, защитная окраска, пищевые отношения).

Общими требованиями к организации наблюдений являются:

  • Определение цели и задач наблюдения.
  • Для каждого наблюдения воспитатель отбирает небольшой круг знаний.
  • В организации наблюдения следует предусматривать системность.
  • Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей.
  • Знания, полученные в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы.
  • В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или эле­ ментарное понятие об объекте или явлении.
Читайте также:  Природные ресурсы нашей области акмолинской

В наблюдении кроме содержания чрезвычайно важно определить организационно-методическую форму проведения его:

  • Кратковременные наблюдения на прогулках.
  • Циклы наблюдений.
  • Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы.

Наблюдение за котенком во 2-й младшей группе.

Цель: Учить узнавать котенка по его характерным признакам.

Возле печки греется,

Без водички умывается.

• Дети, к нам кто-то пришел в гости. Его зовут Мурзик. Кто это? (Котенок). — Его можно гладить, он любит, когда к нему относятся ласково. Что есть у котенка? (Обвожу в воздухе туловище). — Что это? (Туловище). — Какой котенок, большой или маленький? Что еще есть у котенка? (Голова). — Позовите тихонько котенка. Посмотрите, как он слушает. Что есть у него на голове? (Ушки).

Предлагаю ребенку показать ушки (можно котенка погладить).

• Что еще есть у котенка на голове? (Глаза и усы). — Какие глаза у котенка, большие или малень­ кие? (Большие). — Чем покрыто тело котенка? (Шерсткой). — Какая у него шерстка? (Мягкая).

Предлагаю детям погладить котенка.

  • А еще какая шерстка? (Пушистая, теплая).
  • Дети, что есть еще у котенка? (Лапки). — Посмотрите, какие у него острые коготки. (Мягко надав­ ливаю на лапку). — Где живет котенок? (Дома, у хозяйки).

Источник

Оцените статью