Начальная школа явления природы

Конспект урока по окружающему миру «Явления природы»

Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока .

  1. Дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года, расширить знания детей об изменениях в неживой природе .
  2. Развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
  3. Воспитывать через элементы театрализации, музыки, отрывков произведений известных писателей в детях эстетическое восприятие природы , культуру поведения при фронтальной работе.

– выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);
– умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД);
– умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);
– умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

Планируемый результат.

Иметь представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года.

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно искать и собирать информацию по теме урока (Коммуникативные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

  • учебник “Окружающий мир” для 1 класса, автор Н.Ф. Виноградова;
  • рабочая тетрадь по окружающему миру.
  • мультимедиа установка, компьютер;
  • карточки с изображением времен года, явлений природы для практической работы.
Читайте также:  Бетховен прославление бога природою

I. Самоопределение к учебной деятельности (2 минуты)

— Здравствуйте! Начнём наш урок окружающего мира.

– А что мы должны совершать на каждом уроке? (На каждом уроке мы должны открывать для себя что-то новое.)
– А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе? (Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь.)

– Каким вы хотите, чтобы получился наш урок ? (Интересным, весёлым, познавательным)
– Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу.
– Итак, чему будет посвящён наш урок ? (Изучению нового)

II. Актуализация опорных знаний (2 минуты)

Послушайте загадку. (Учитель читает загадку):

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг … природа.

— А какая природа бывает? (Живая и неживая)

Сейчас мы с вами проведём речевую разминку

— Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать.

— На основе этих вопросов сформулируйте тему сегодняшнего урока.(явления природы)

III. Постановка проблемы(1 мин)

— Какую же цель мы поставим на этом уроке ? (узнать о явлениях природы .)

— Мы поговорим о явлениях природы , в разные времена года.

IV. ”Открытие” нового знания (17 мин)

— Я в вопросах вам называла явления природы. А что такое «явление»?

— Более точное значение этого слова можно узнать в специальных словарях. Обратимся к толковому словарю Ожегова (показываю словарь) и найдем значение слова » явление» (показываю как работать со словарём).

«Явление природы- всякое обнаружение чего-нибудь».

Откройте учебник на с. 40,41,42.

— Что изображено на этих картинках? Перечислите. (дождь, иней, листопад, снегопад, снег, таяние снега, ледоход, гроза, роса, радуга, туман)

— Что вы перечислили? (явления природы)

Посмотрите на доске ребус. На нём зашифрованно явление природы. Разгадайте.

— Какое явление природы у вас получилось? (дождь)

Ребята, а вы знаете откуда берётся дождь?

Читайте также:  Дикая природа гавайские острова

А как дождь попадает в тучу?

Три дня назад мы с вами налили в стакан воды и поставили в тёплое место. Что произошло в водой? Давайте проверим.

То же происходит и на поверхности земли. вода испаряется непрерывно и в большом количестве. она испаряется не только с поверхности рек, озер, морей и океанов, но и с суши. Много воды испаряется с поверхности почвы, песка, большое количество воды испаряют растения.

Что же происходит с водой в небе? Высоко в небе намного холоднее, на поверхности земли. невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много, и они образуют облако.

на доску прикрепляется карточка облако.

— Капельки соединяются. становятся крупнее. Так образуется туча.

— Нижний край тучи становится тёмным от крупных капелек, которые не могут больше держаться в воздухе. они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождём.

вывешивается карточка с дождём.

посмотрите. как образуются тучи и осадки.

учитель показывает опыт.

Плотно сжать сухой комочек ваты. затем опустить его в блюдце с водой. Комочек с ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут капать в блюдце.

Учитель поясняет детям все действия:

— Посмотрите, представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки воды не могут удержаться в ней и начинают падать. Идёт дождь.

Динамическая пауза. Метод «Электрическая цепь»

Сейчас мы с вами отдохнём, получим заряд энергии для следующей работы.

Постройтесь по росту. Рассчитайтесь по порядку 1,2. Первые номера 2 шага вперёд. Повернитесь к своим товарищам. Возьмитесь за руки, образуя цепь..Задача передать сигнал по цепочке. Когда сигнал получит первый ученик, он хватает предмет со стола. Играем молча.

Молодцы! Отдохнули! Садитесь!

А может ли дождь быть во все времена?

Это мы с вами узнаем поработав в группе .

– Какие времена года (сезоны) вы знаете? (Осень, зима, весна, лето)

– Сейчас мы разобьемся на 4 группы.

Читайте также:  Информация об изменениях нашей природы

Перед каждым на столе лежит квадрат. На квадрате время года. Разбейтесь на группы по временам года.

Каждая группа получает таблицу и картинки. Задача группы подобрать явления природы к своему времени года и наклеить в таблицу.

Выберите, кто будет отвечать.

Выслушиваются выступления каждой группы.
На доску вывешиваются иллюстрации с явлениями природы с данным временем года.

— На какой вопрос мы должны были ответить?( А может ли дождь быть во все времена?)

V. Первичное закрепление (2 мин)

1. Творческое задание в рабочей тетради (с. 21)

Внизу нарисованы рисунки: листопад, тучи, дождь.

Выберите самостоятельно явление природы, которое вам понравилось и раскрасьте его.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой. (5 мин)

У детей разрезанные на несколько частей карточки с изображением явлений природы . Составляют рисунок и говорят, к какому времени года относится это явление .(Фронтальная проверка)

VI I . Включение нового знания в систему знаний и повторение (3)

1. Игра. «Угадай, к какому времени года относятся явления природы?»

Учитель называет явления природы – ученики показывают карточки с изображением времени года.

Таяние снега Гром и молния

Сделаем вывод нашего урока: изменения в природе : дождь, снег, град, ветер, метель, радуга, гром и молния, туман, иней, листопад – все это явления природы

VII I . Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

– О чем мы говорили на уроке ?

Хочется ли узнать ещё больше по этой теме?

– Достигли ли поставленных целей?

— Где можно применить новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получилось?

— Над чем ещё надо поработать?

— У вас на партах лежат карточки “настроения” – лучик и капелька.

Если вам понравился урок и у вас урок вызвал хорошее настроение, то возьмите карточку с лучиком от солнышка , если у вас не всё получилось, как вы хотели, то возьмите карточку с капелькой дождя. Подойдите к доске и прикрепите лучик к солнышку или капельку к туче.

Спасибо всем за урок , все ребята молодцы, хорошо поработали.

Источник

Оцените статью