Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
• воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, личную ответственность за выполнение коллективной работы.
— формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше».
— Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей .
— Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
— Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке .
— Уметь использовать в речи речевые единицы,
— Уметь сравнивать разные формы имен существительных, делать вывод на основе наблюдений за изменением формы слова;
— Знать правописание окончаний имен существительных при изменении существительных по падежам.
— Прозвенел звонок. Начинается урок русского языка. К нам на урок пришли гости. Обернитесь и поприветствуйте их.
— Садитесь. Проверьте своё рабочее место.
— Откройте тетради. Сядьте правильно, вспомните правила посадки при письме. Сегодня семнадцатое марта. Запишите число, классная работа.
— У каждого из вас в тетради лежит карточка, положите её перед собой.
— Сейчас вы сможете проверить, кто в нашем классе самый внимательный и сможет отгадать какие буквы мы будем прописывать на минутке чистописания. (слайд 2)
— Внимательно посмотрите на фигуры и буквы. Запомните их. Теперь в своей карточке впишите в нужные фигуры соответствующие буквы.
Самопроверка на слайде (слайд 4)
— Проверьте: какие буквы вы вписали.
— Поднимите руки, кто справился с заданием без ошибки. Молодцы!
— Ребята, скажите, какая буква здесь лишняя? (Ц) Почему? По какому признаку разделили?
— Какой звук обозначает буква Ц? (обозначают звук «Ц», всегда твёрдый, глухой)
— На какие группы можно разбить оставшиеся буквы? (твёрдые и мягкие) (слайд 5)
— Назовите твёрдые (ж-ш), мягкие (ч-щ)
— Запишите их, чередуя по вариантам
Вывод : какие буквы мы записали? Что их объединяет? (они обозначают шипящие звуки)
— Сегодня на уроке мы продолжим раскрывать тайны русского языка.
— Перед вами два фразеологических оборота:
болеть душ_й болеть сердц_м
— Как вы понимаете их значение?
— Правильно, эти два фразеологизма синонимичны и имеют одинаковое значение: волноваться, сильно переживать, беспокоиться.
— В какой части речи пропущена орфограмма?
— За какими согласными следует неизвестная орфограмма? (за ш — ц)
— А какая это может быть гласная? (о или е)
— Попробуем сформулировать тему нашего урока. (ПРАВОПИСАНИЕ гласных букв о – е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук Ц) (слайд 6)
— Откройте учебник на стр. 64, проверьте правильно ли мы сформулировали тему урока. Прочитай Аня.
— Ребята, а с какой целью мы открываем тайны русского языка? (чтобы грамотно писать, не допускать ошибок в диктантах на правописание этих орфограмм)
— Чтобы грамотно писать, мы должны на письме видеть эту орфограмму. Так какую проблему, глядя на эти слова, мы ставим перед собой? (когда в окончаниях существительных будем писать Е, а когда О)
— Чтобы решить эту проблему и не ошибиться, мы дополним нашу опорную схему – кластер. А для этого выполним следующее задание. (слайд 7)
— Разделите данные слова на две группы в зависимости от местоположения ударения.
с лапшой, под сердцем, над рощей, за ключом, перед дворцом, над задачей
— Выделите окончания. (слайд 9)
— В каком падеже стоят существительные?
— Какой вывод можем сделать? (В окончании имён существительных после шипящих и Ц под ударением пишется О, без ударения Е)
— Ребята, а насколько хорошо работает наш кластер проверим с помощью слова птица .
— Как же пишется это слово: птицей или птицой?
1 шаг: поставить ударение Диана
— Куда падает ударение? (на гласную в корне, значит гласная в окончании безударная, пишем букву е)
— А теперь составьте предложение с этим словом, используя его в Т.п. (Артём)
— Мы решили проблему, достигли своей цели? (Да, узнали, когда в окончаниях сущ. после шипящих пишется О, а когда Е)
— Когда же пишется О, когда Е?
— Мы хорошо поработали, настало время для отдыха.
— Встали, потянулись, проведём гимнастику для глаз.
— Ребята, мы решили поставленную в начале урока проблему, а теперь наша задача закрепить новый материал на практике, чтобы вы с лёгкостью могли выделять и находить опасные места на это правило.
— Откройте учебники на стр. 67, упр. 138.
— Глазками прочитайте задание.
(прибежал с (чем?) плачем) 1 шаг ставим ударение, 2 шаг – выделяем окончание
(ударение падает на первый слог, на букву а, безуд. гл. в окончании, значит пишем букву Е)
Ковш – широкий сосуд округлой формы с ручкой для зачерпывания жидкостей.
— Ударение падает на гласную в окончании, значит пишем букву О. Правильно будет ковшом.
(играл с малышом, окончание ударное, значит пишем букву О. Дружил с Алёшей – ё всегда ударный, окончание безударное, значит пишем букву Е)
— Остальные словосочетания запишите самостоятельно.
— Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями. (слайд 10) Оцените работу на полях.
— Поднимите руки, у кого работа на 5?
— Молодцы! Я очень рада, что вы справились с заданием.
VI. Закрепление. Работа в группе.
— Ребята, с какой темой познакомились на уроке?
— А как хорошо усвоили эту тему, мы сможем понять, выполнив работу в группе.
— Разделитесь на четыре группы.
— Каждой группе я предлагаю выполнить следующее задание: вставить пропущенные буквы в четверостишии. Но перед этим вспомним правила работы в группе.
— Выбираем командира группы, который будет защищать работу команды. Время пошло! (сигнальная карта)
Над крыш. й птиц..й вьётся,
В оконце бьёт луч..м,
В нём отражаясь солнц. м,
Как золотым меч..м.
— Время истекло, положите ручки. Каждая группа вставляет пропущенные буквы в словах одной строчки, а остальные группы проверяют у себя на листочках. Прошу командира I группы с объяснением. II, III
— У светофора есть три цвета: зелёный, жёлтый и красный. Если ваша группа справилась с заданием правильно и не допустила ошибок, покажите мне сигнальную карточку зелёного цвета. Если допустили одну – две ошибки, то жёлтого цвета. Ну а если вы ничего не выполнили, то красного цвета.
— Поднимите руки у кого зелёные и жёлтые кружочки.
— Я очень рада, что вы усвоили новую тему «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц»
— И в конце урока я хотела бы до конца прочитать стихотворение…
С метелицею споря — ненужным багажом
Её оставит в поле — за дальним рубежом
Пожарищем — зарницей так управлять он рад,
В зелёной колеснице к нам катит месяц март.
— Действительно, ребята, весна идёт и в наш светлый город Сургут, хоть и маленькими шажочками. Я желаю вам и нашим гостям только весеннего настроения!
Источник