Наиболее общие законы развития природы общества мышления диалектика

20 Диалектика как наука

Диалектика от греческого слова dialektike переводится как искусство вести беседу, спор.

Диалектика представляет теорию и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении.

Диалектика — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Следует отметить, что диалектика противоположна метафизике.

Метафизика (от греч. Meta ta phiysika — «после физики») — противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга. Отрицает внутренние противоречия, как источник развития явлений.

А теперь, дадим определение диалектики, как одного из методов познания явлений.

Диалектика — такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития.

Умение схватить связь разнообразных моментов — черта диалектического метода мышления, отличающая его от мышления догматического. Диалектика предстает как учение о связях.

Диалектическому мышлению присущ постоянный поиск новых способов постижения мира.

Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д.

Как философская наука, диалектика имеет длительную историю, уходя корнями во времена античности, но как бы заново открывая в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля.

Термин «диалектика» в школе Сократа-Платона означал умение вести беседу так, чтобы вскрыть противоречия в суждениях противника и найти таким путем истину. Уже в таком подходе содержался зародыш современного понимания диалектики как учения, рассматривающего материальный мир и мир идей в движении, противоречиях, развитии. Итак, что же такое диалектика?

Диалектика — это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику.

Объективная диалектика — это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества.

Читайте также:  Красота тумана в природе

Субъективная диалектика — это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Иными словами, объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей. Значит, зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей.

Диалектика как учение о развитии рассматривает три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, вопрос об источнике развития и его формах. Говоря об истории диалектики, следует отметить, что гениальные догадки о всеобщей изменчивости, движении и развитии мира высказывались уже древнегреческими философами. До наших дней дошло крылатое выражение Гераклита о том, что «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Уже этим Гераклит подчеркнул изменчивость и текучесть мира.

Однако в наиболее полной, систематизированной форме диалектика была развита в учении немецкого философа Гегеля, который, теоретически подытожив историю диалектики, пошел гораздо дальше своих предшественников. Он разработал на идеалистической основе систему диалектического миропонимания, диалектический метод и диалектическую логику, открыл основные законы диалектики. Собственно говоря, диалектика Гегеля — это первая систематическая критика того способа мышления, который сейчас определяется как метафизический. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет духовную природу.

С точки зрения диалектики, вещи не просто сосуществуют между собой, а воздействуют друг на друга, причем в процессе взаимодействия проявляются их свойства. Только определенная система взаимодействия данной вещи с другими вещами делает ее тем, чем она является. Изменение системы взаимодействий изменяет и саму вещь.

Диалектика как наука о связях включает в себя принцип детерминизма, т.е. признание объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений мира. Ядром данного принципа служит понятие причинности, т.е. такой связи, в которой одно явление (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает другое (следствие).

Категории диалектики — это ступени, узловые пункты познания мира, в которых отражаются взаимосвязь, взаимопереходы и противоречивость предметов и явлений природы, общества и мышления.

Читайте также:  Государственное финансирование природных объектов

К ним относятся также понятия, такие как:

· необходимость и случайность;

Источник

41 Наиболее общие и общие законы диалектики, их взаимосвязь.

Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история. Первоначально этим термином обозначался способ вести спор посредством вопросов и ответов, а также искусство классифицировать понятия, разделение вещей на виды и роды. Аристотель считает изобретателем Д. Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, при попытке мыслить понятия движения и множества. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Далее развитием Д. занимались неоплатоники. В эпоху Возрождения диалектические идеи о « совпадение противоположностей» выдвигают Николай Кузанский и Бруно. В 18 в. богатством диалектических идей выделяются Руссо и Дидро. Для определения законов важно знать о категориях. Категории- формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества, мышления. Большая роль в разработке категорий принадлежит Аристотелю. Основными категориями являются- материя и движение, время и пространство, качество и количество, особенное и всеобщее, противоречие, сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность. Взаимосвязи категорий образуют систему, воспроизводящую объективную, исторически развивающуюся взаимосвязь всеобщих способов отношения человека к миру. Следовательно все взаимно связано. Принцип всеобщей универсальной связи: принцип противоречий (вероятностные и статистические методы), принцип системности( теория систем), принцип отражения( теория информации), принцип саморегуляции( кибернетика), принцип самоорганизации( сибернетика).Философские картины мира задаются этими принципами. Саморазвитие любого объекта отражается наиболее общими законами диалектики: единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода качественных и количественных переходов. В даосизме есть два основных понятия: дао без имени- это путь развития всего человечества, дао с именем- путь развития любого объекта. С становлением общенаучного знания к каждому принципу была выстроена целая научная теория. С созданием этих теорий у философии появились не только наиболее общие, но и общие законы. Эти законы еще мало изучены, но некоторые из них можно назвать: любой процесс, явление системно организовано, каждая система имеет следующие характеристики: : узлы целостности, параметры целостности, законы структуры, законы функций, законы развития, законы саморегуляции, законы самоорганизации

Читайте также:  Кризис природных ресурсов кратко

42 Необходимость и случайность, возможность и действительность как категории диалектики.

Случайность — это то, что в данных условиях может быть , но может и не быть, может произойти так, а может иначе. Случайность может быть внешней и внутренней. Внешняя с. – человек наступил на арбузную корку и упал. Но он мог и не упасть. Внутренняя- незаметные случайные изменения организмов, закрепленные наследственностью.

Необходимость — это такое развитие явлений, которое с неизбежностью вытекает из внутренних существенных свойств, взаимоотношений этих явлений. Н. также бывает внутренней и внешней, т.е. порожденной собственной природой или стечением внешних обстоятельств. Она может быть характерной для множества объектов или единичного объекта. Н.- это существенная черта закона. Человек не должен делать ставку на случайное, но и не должен упускать благоприятные случайности. Немало научных открытий и изобретений техники было осуществлено в силу благоприятных обстоятельств. Пожарные лестницы, страхование жизни и т.д. — все это рассчитано на случай.

Действительность –это то , что уже возникло, осуществилось, что живет и действует. Под д. Поним. творческий итог действия всех реальных сил мира: это природа и всемирная история, человек и его разум, материальная и духовная культура, это окружающий нас мир во всем его многообразии.

Возможность- это будущее в настоящем, это то, чего не существует в данной качественной определенности, но что может возникнуть и существовать, стать действительностью при определенных условиях. Во времени в. предшествует д.. В. возникает в данной д. и реализуется в новой. В природе превращение в. в д. происходит в целом стихийно. Совсем иное дело в человеческом обществе. Историю делают люди. От их воли, сознания, активности зависит очень многое. В мире все пронизано противоречиями. Это относится и к возможностям, которые могут быть как прогрессивными так и реакционными.

Источник

Оцените статью