Вводная лекция.
Изучение философии способствует повышению общей культуры и формированию культуры личности. Это осуществимо через решение ряда задач:
— формирование навыков критического мышления;
— формирование самобытной личности.
П. 1. Понятие «философия».
Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» — любовь, «sophia» — мудрость и означает любовь к мудрости, любовь к теоретическим рассуждениям. Однако это ещё не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия ещё недостаточно, чтобы быть философом.
Первым кто объяснил слово «философ», был Пифагор (ок.580-500гг до н.э.)
По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание: «Жизнь … подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только славы и истины». Т.е смысл философии по Пифагору – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит.
Софисты: главная задача философии – научить своих учеников мудрости. Но мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным.
Распространение этого понятия связано с именем Платона (428/427-347 гг до н.э.)
Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой – философами не становятся, а рождаются.
Аристотель: задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а её предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».
Т.обр., вначале философия включала в себя весь комплекс знаний о мире, Знание не было разделено по наукам и дисциплинам; оно было единым, синкретичным, т.е. включало в себя всю информацию о мире, о его строении, о человеке, его месте в мире, о счастье, смысле человеческой жизни и пр.
Суть философии разные мыслители видели по-разному. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету и свидетельствует о её плюралистическом характере.
Нет и не может быть однозначного ответа на вопрос : что такое философия. В 20-е гг. в России развернулась дискуссия о природе, специфике философского знания, об отношении философии к религии, науке, искусству, идеологии…
Является ли она наукой или относится к другим формам общественного сознания?
Философия ?
- наука NB!
- образ жизни
- миропонимание
- проблема бытия
- образ мышления
- искусство
- идеология
- религия…
1) наука, изучающая наиболее общие законы развития природы, общества и мышления;
— учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.
2) наука о месте, роли и отношении человека к миру и мира к нему;
— наука о всеобщих законах бытия, всеобщих закономерностях, которым подчинено не только бытие, но и мышление человека, процесс познания.
3) особый круг духовной деятельности, позволяющий человеку критически осмыслить прошлое (своё и человечества в целом), на его основании прогнозировать будущее и творить его в настоящем.
Философия – это не профессия, а темперамент и способ жизни. Это особая страсть человека, страсть чувствовать себя существующим и убеждаться в своем существовании, неотменимом и уникальном, в любом жизненном проявлении.
«…больше, чем жизнь, она есть завершение жизни, но жизнь первее философии: она есть источник её и предмет… Не бред, не пустословие. Это наука о жизни, систематическое понимание жизни. Форма, законы, категории делают философию наукой (в полном смысле этого слова)».
Философия – это ответы на вопросы о смысле жизни человека к окружающему его миру, о возникновении, устройстве и развитии этого мира.
«Что такое философ? – Философ на Руси слово бранное, и означает оно – дурак».
«В сущности, говоря, вся философия есть лишь человеческий рассудок на туманном языке».
Вообще вокруг вопроса о том, является ли философия наукой, ведутся споры. Ряд философов отрицают ее принадлежность к миру науки, другие отстаивают прямо противоположную позицию.
— философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами, наблюдениями, экспериментами, т.е. не удовлетворяет критерию научности знания.
— утверждения философии эмпирически неопровержимы (но и не всегда недоказательны)
— в философии никогда не было положений, признаваемых абсолютно всеми философоми, для нее характерен плюрализм взглядов (каждый самостоятельный мыслитель создает свою собственную философскую систему).
— провозглашается ненаучность методов, проблем, языка философии и пр.
+ рационально-понятийная форма познания
— опровергаются или доказываются ходом истории или открытиями естественных наук (напр.: атомистическое учение др. греков).
П.2 Исторические типы мировоззрения. Генезис философии.
Т.обр., Философия – это мировоззренческая форма сознания.
Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место в нем человека
— совокупность различных взглядов, принципов, оценок, убеждений, интересов, обуславливающих место, роль и отношение человека к миру, а также, обусловленные этими взглядами, основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Мировоззрение – представление о:
НО!! не всякое мировоззрение можно назвать философским!
Типы мировоззрения:
Источник
1. Философия как наука о наиболее общих законах развития природы человеческого общества и мышления
Философия образования издавна было связано, прежде всего, с умственным развитием. А последнее в связи с классовым расслоением общества «отделяется» от обучения физическому труду и делается привилегией детей имущих (жрецов, вождей). Зачатки философского образования как системы преподавания и изучения философии появились еще в античном мире. В Древней Греции дети богатых родителей могли учиться в гимнасиях (позднее – гимназиях), в которых изучалась и философия. Однако и в государственных воспитательных учреждениях Спарты – агеллах, и в различных школах. Афин (например, палестре) с учениками проводились беседы на нравственные и политические темы, которые включали и элементы философских представлений о поведении в жизни и политике. Тем более что эти беседы иногда проводили государственные деятели и наиболее уважаемые граждане, имевшие соответствующее положению образование. Они хорошо понимали, что значит для человека мудрость, образ мыслей, философия.
В древнем Риме обучение Философии юношей знатного происхождения проходили в основном в школах риторов (ораторов), где готовили к высшим государственным должностям, к карьере чиновников. Воспитанникам прививались этические вкусы соответствующие этой эпохе. Философия рассматривалась как путь человека к мудрости, то есть к счастью.
Фундамент педагогики – есть философия, та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания. Философия воспитания – это область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи различных философских систем. Одна из задач философии воспитания, как ее определяет английский философ А. Брент, состоит в том, чтобы определить критерий и разработать принципы, позволяющие выяснить суть предмета и методов воспитания.
У философии и педагогики имеется ряд общих вопросов и проблем, в том числе:
— проблемы формирования мировоззрения;
— взаимосвязь коллектива и личности;
— проблемы, связанные с разработкой теории познания и ученического познания, как одной из форм познания человеком окружающей его действительности.
Таким образом, педагогика (а мы изучаем введение в педагогическую профессию) является частью общей культуры человечества. А концепции образования, воспитания и обучения, которые они разрабатывают, имеют научную и общекультурную ценность.
2. Образование в современном мире.
Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-экономическими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации.
Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей: саморазвитии и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.
Понятие «образование» происходит от слова «образ». Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Потому оно есть, прежде всего, социальное явление. Образование выступает в двух своих аспектах:
1 – как общественное явление и (где идет накопление накопленного опыта последующим поколениям)
2 – как педагогический процесс.
Понятие формирование – это процесс развития, становления личности в конкретных условиях жизни и общества.
Просвещение — распространение научных знаний в народе о мире, о человеке.
Воспитание– это процесс влияния на человека с целью формирования личности, развития ее физических, умственных и нравственных качеств в соответствии с требованиями жизни.
Обучение– двусторонний процесс учения и преподавания, процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной деятельности. В учении ребенок познает окружающий мир, а преподавание – это руководство педагогом процесса познавательной и учебной деятельностью ребенка.
«Система образования»— это общее и специальное образование. Общее – это начальное и среднее образование, которое дает знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку. Специальное образование (среднее, высшее) дает знания, умения и навыки, необходимые работнику определенной профессии.
3. Образование как ценность, система, процесс и деятельность.
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждено Конституцией – человек имеет право на образование в большинстве стран мира. Человек должен понимать динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни.
Самый главный вывод: направленность образования на гармоническое развитие личности, которое есть назначение, призвание и задачи каждого человека. Суть гуманистического образования в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободе личности, в совместном росте педагога и учащегося.
Образование как процесс – это освоение человеком в условиях образовательного учреждения, либо посредством самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.
Профессиональная педагогическая деятельность протекает в специально образовательных учреждениях. Как для профессиональных педагогов, так и для не профессиональных важно иметь знания основ профессиональной педагогической деятельности как наиболее изученной в педагогике. Итак, педагогическая деятельность– это особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными целями.
Говоря о профессиональной педагогической деятельности есть смысл дать определение педагогической профессии.
Педагогическая профессия – это род трудовой деятельности, являющийся источником существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью деятельности которых является создание условий для становления и преобразования личности другого человека, управление процессом его разностороннего развития педагогическими средствами.
Источник