38. Понятие «партийная система». Какие характеристики лежат в основе классификаций партийных систем? Охарактеризуйте основные разновидности партийных систем.
Партийная система – совокупность политических партий, а также отношений, кот.образуются в связи с их функционированием.
Для хар-ки ПС используются различные качественные (демократические, авторитарные, тоталитарные) и количественные хар-ки:
— система с одной партией. Данная партия монополизирует полит деятельность, превращается в руководящую силу гос-ва. Другие партии запрещены.
— система с партией, осуществляющей гегемонию. Формально функционирует несколько ПП-ий, однако лишь одна находится у власти. Другие ПП-ии поддерживают её, не допуская никакой оппозиции (В Китае: компартия + 4 ПП-ии).
— система с доминирующей партией. Возможности всех партий одинаковы, однако фактически достаточно длительное время у власти остается одна партия (До недавнего времени Либерально-демократическая партия Японии и Индийский национальный конгресс).
— двухпартийная система. Независимо от кол-ва партий в стране лишь две имеют решающее значение и способны сменять друг друга у власти (В США: Республиканская и Демократическая партия). Двухпартийная система – результат длительного отбора и консолидации полит сил.
— система ограниченного плюрализма. Один из видов многопартийных систем, главный признак – ориентированность всех составляющих ей партий на участие в правительстве (Бельгия). Различия в части идеологической направленности невелики.
— система крайнего плюрализма. В неё входят партии, выступающие против существующего в стране общественно-политического строя; оппозиционные партиирасполагаются с двух сторон от правительства (критикуют правительство справа и слева, а также друг друга). В такой системе одна или группа партий занимают позицию «центра».
— атомизированная партийная система (Малайзия, Боливия).
Перечисленные ПС сводятся к трем типам: однопартийные, двухпартийные и многопартийные.
39. На основе сравнительного анализа раскройте положительные (сильные) и отрицательные (слабые) стороны двухпартийной и многопартийной систем с точки зрения их воздействия на функционирование и развитие политической системы и общества в целом.
Совокупность политических партий и складывающиеся в связи с их функционированием многочисленные отношения образуют партийную систему в той или иной стране. Партийные системы различаются по количественному и качественному критериям.
Количественный критерий дифференциации партийных систем.
система, при которой независимо от количества партий в стране лишь две имеют решающее значение и способны сменять друг друга у власти. Пример США (Республиканская и Демократическая партии). Такая система укореняется в традиционно стабильных обществах.
Принято считать, что это система, включающая три и более партии. В числе многопартийных систем можно, в свою очередь, выделить пять их типов: ПС с партией, осуществляющей гегемонию; Система с доминирующей партией; Система ограниченного плюрализма; Система крайнего плюрализма; Атомизированная партийная система
обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства, поскольку победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством депутатских мандатов
способствует постепенному смягчению идеологических конфликтов между партиями и их постепенному переходу на более умеренные позиции. А это делает политическую систему более устойчивой.
облегчит выбор при голосовании
стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим преимуществом;
обеспечивает наиболее полное представительство интересов различных социальных групп, содействует состязательности и публичности политического процесса, периодическому обновлению политической элиты общества.
концентрация внимания на критике противника, а не на своих достоинствах. В результате избиратели голосуют не столько за кандидата, сколько против его противников;
она исключает образование и функционирование единого политического центра.
возможность смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии
ПС с партией, осуществляющей гегемонию: Формально в стране функционируют несколько партий, но лишь одна находится у власти. Другие ее поддерживают, не допуская никакой оппозиции
Мне этот пункт не нравится, но больше ничего не нашла
Источник
4. Что такое партийная система и каковы ее виды?
Партийная система–политическая структура, составленная из самостоятельных, но взаимозависимых элементов (партий).В каждой конкретной стране она характеризуется: 1) количеством партий; 2) социально-политическими и правовыми условиями их деятельности; 3) типом электоральной системы и числом избирателей; 4) особыми параметрами – размерами, спецификой строения партий, условиями коалиционной политики; 5) реальными возможностями доступа партий к власти.
Упрощая определение, можно сказать, что партийная система представляет собой механизм взаимодействия и соперничества таких партий, которые реально борются за государственную власть и участвуют в ее осуществлении.
В соответствии с количеством партий принято выделять три вида партийных систем: двухпартийная(бипартизм), система«двух с половиной партий»,многопартийная система.
Двухпартийная система существует в основном в англосаксонских странах, где две основные партии чередуются у власти (Демократическая и Республиканская партии в США, консерваторы и лейбористы в Великобритании). Двухпартийная система автоматически обеспечивает одной из партий большинство в парламенте, которое гарантирует устойчивость кабинета министров, обычно позволяя ему отработать весь отпущенный законом срок.
Система «двух с половиной партий» (ФРГ, Япония) – нечто вроде переходного варианта от бипартизма к многопартийности. Здесь рядом с двумя основными партиями, не способными набрать большинство голосов, появляется третья партия, вступающая в коалицию с одной из основных.
Многопартийная система отличается гибкостью и разнообразием. В ее условиях получают право на вполне достойное существование малые партии. При такой системе партии, как правило, не могут править самостоятельно (не имея большинства в парламенте) и вступают в коалиции. Тем самым они вырабатывают политический курс государства с учетом мнений других партий. Политологи выделяют несколько вариантов такой системы: система умеренного плюрализма (от 3 до 5 партий) – Франция, Бельгия; система крайнего плюрализма (от 6 до 8 партий) – Нидерланды, Финляндия; атомизированная система (свыше 8 партий) – Малайзия.
5. Что представляет собой партийная система современной России?
Анализируя партийную систему России, следует отметить, что пока она находится на стадии формирования. Партийное строительство в Российской Федерации началось одновременно с радикальными реформами в политике и экономике в начале 1990-х годов. Оно было стихийным, не имело соответствующей законодательной базы, а создаваемые организации часто не соответствовали основным критериям партий. В начале 1990-х годов в России число политических партий колебалось около цифры 260. На начальном этапе становления партийной системы Российской Федерации большинству вновь созданных партий были присущи такие особенности, как малочисленность, элитарный характер членства и поиск своей социальной базы, организационная слабость, аморфность программ, напряженная фракционная борьба, популизм, но самое главное – партии не были долговременными образованиями. Многие из них объединялись в союзы и блоки с другими партиями, распадались и снова объединялись. Лишь немногие из возникших в начале 1990-х годов партии сохранились на сегодняшний день: ЛДПР, КПРФ, Яблоко.
Подъемы в развитии партийного строительства были связаны с выборами в Государственную Думу. Результаты выборов выявили следующих лидеров. 1993 год: ЛДПР (22,9%), Выбор России (15%), КПРФ (12%), Яблоко (7,8%); 1995 год: КПРФ (22%), ЛДПР (11%), НДР (10%), Яблоко (6,9%); 1999 год: КПРФ (24%), Единство (23%), ОВР (13%), Союз правых сил (8,5%), Яблоко (5,9%), ЛДПР (5,9%); 2003 год: Единая Россия (37,1%), КПРФ (12,7%), ЛДПР (11,6%), Родина (9,1%).
В силу сложившейся в России «президентско-парламентской» системы власти влияние парламента на состав и политический курс правительства минимально. Поскольку российские партии не участвуют в формировании правительства, они лишены одного из устойчивых стимулов к межпартийной кооперации. Именно строительство коалиций способно привести к увеличению политического веса больших партий и повышению роли института партий в российской политической системе в целом.
С точки зрения политологических теорий, «президентско-парламентская» форма наилучшим образом сочетается с двухпартийной системой. В процессе становления современных политических институтов в России возникла идея о том, что в нашей стране должна быть сформирована двухпартийная система. Представители высших эшелонов власти стали предпринимать попытки сформировать такую систему с помощью так называемых «партий власти». «Партии власти» – это чисто российский феномен, означающий поддержку властных структур со стороны специально созданных для этих целей блоков, движений, перерастающих затем в политические партии. В 1993 году таким движением стал «Выбор России» Е. Гайдара, в 1995 году – «Наш дом – Россия» во главе с В. Черномырдиным, в 1999 году – сразу два движения – «Единство» и «Отечество – вся Россия», которые в скором времени объединились в «Единую Россию». Термин «партии» может применяться к таким образованиям сугубо формально. По сути же очевидно, что это особые объединения государственной бюрократии, представляющие структуры исполнительной власти.
Когда к 2000 году стало ясно, что пестрая атомизированная система с большим количеством неравноценных партий, по преимуществу вождистских, столичных, слабо связанных с регионами, не может вызывать доверия граждан и способствовать демократизации и стабилизации партийной системы, ключевым стал вопрос о принятии закона о партиях. Федеральный закон «О политических партиях», принятый в 2001 году, был направлен на усиление роли партий в общественной жизни страны. Принятие закона ликвидировало основу для создания партий по локальным, национальным и религиозным признакам. В результате действия этого закона количество зарегистрированных партий в 2003 году сократилось до 44.
Политические партии – институты, представляющие в политической системе те или иные группы интересов. Власть должна являться для партий не самоцелью, а средством реализации многообразных общественных интересов. Особенность российской партийно-политической системы заключается в том, что большинство партий порождены новой элитой, финансируются, направляются или полностью контролируются ею. В России на сегодняшний день сложилась суррогатная партийная система, не отражающая интересы гражданского общества в политической системе, а являющаяся инструментом политического манипулирования власти. Следовательно, речь должна идти о том, чтобы усилиями общества превратить партии в важнейший инструмент развития демократической политической системы.
Источник