Налогообложение природных ресурсов перспективы

Содержание
  1. Перспективы совершенствования экологического налогообложения в России
  2. История и особенности экологического налогообложения в России. Описание основных налогов в данных рамках. Анализ динамики собираемости экологических платежей и задолженностей по ним. Рекомендации по экологизации налоговой системы Российской Федерации.
  3. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
  4. Для реального наполнения федерального бюджета необходимо создать механизм, стимулирующий максимальное получение на местах платежей за природные ресурсы.
  5. Постепенное увеличение доли платежей за природные ресурсы в доходной части бюджета позволит обеспечить повышение уровня финансирования мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов. Принципиальные подходы к реформированию системы платного природопользования должны быть отражены и в общем законодательстве о природопользовании.

Перспективы совершенствования экологического налогообложения в России

История и особенности экологического налогообложения в России. Описание основных налогов в данных рамках. Анализ динамики собираемости экологических платежей и задолженностей по ним. Рекомендации по экологизации налоговой системы Российской Федерации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Для реального наполнения федерального бюджета необходимо создать механизм, стимулирующий максимальное получение на местах платежей за природные ресурсы.


Постепенное увеличение доли платежей за природные ресурсы в доходной части бюджета позволит обеспечить повышение уровня финансирования мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов. Принципиальные подходы к реформированию системы платного природопользования должны быть отражены и в общем законодательстве о природопользовании.


Кроме того, необходимо разработать комплекс административных и экономических мер воздействия на природопользователей, имеющих просроченную задолженность по платежам в бюджет за пользование природными ресурсами.

В перспективе развития экологического налогообложения в России возможна замена существующих экологических платежей за загрязнение окружающей среды экологическим налогом, но на это потребуется очень много времени и сил со стороны государства.

Итак, в качестве перспектив развития экологического налогообложения также можно отметить совершенствования законодательства в этой области (устранение двойственности взимания экологических платежей), установление размера платы по экологическим платежам, который бы стимулировал внедрение экологически безопасного производства на предприятиях. Возможно создание нового государственного органа эколого-экономической направленности, в ведении которого были бы и охрана окружающей среды, и взимание экологических налогов, и контроль за деятельностью предприятий-загрязнителей. В данной организации экологи могли бы напрямую взаимодействовать со специалистами по налогам и сборам ради координированной работы в этой сфере [15].

Стоит отметить и то, что в контексте устойчивого развития, курс на который был взят нашим государством, принцип справедливого перераспределения может быть понят более широко, то есть как равный доступ к ресурсам не только современного поколения, но и будущих поколений. Кроме того, если следовать принципу эффективности налоговой системы, то необходимо признать тот факт, что налоги на ресурсы и потребление преимущественнее налогов на доходы, т.к. их гораздо труднее скрыть и легче взыскать [17].

Читайте также:  Неживая природа план старшая группа

Таким образом, подводя итог всего выше сказанного, можно сделать вывод, что необходима экологизация налоговой политики, со следующими направлениями, представленными в таблице 7.

Таблица 7 — Рекомендации по экологизации налоговой системы РФ

Преимущества существующей системы экологических платежей

Недостатки существующей системы платежей

Предложения по экологизации налоговой системы

Невозможность доступа к рынку природных ресурсов компаний, не обладающих достаточным опытом работы в данной области

Монополизация продажи природных ресурсов коммерческими структурами, во владении которых находятся лучшие по качеству и местоположению компоненты природной среды; высокая вероятность истощения невозобновимых ресурсов

Введение дифференцированного НДПИ в зависимости от месторождения, стимулирование перехода на щадящие и малоотходные технологии добычи, адресный подход к налогообложению крупнейших проектов разработки месторождения

Возможность точного планирования компаниями минимально необходимых по законодательству расходов за воздействие на окружающую среду

Неизменность ставок налогов и платежей за негативное воздействие на окружающую среду, недостаточное разнообразие экономических инструментов воздействия на загрязнителей, отсутствие гибких механизмов реагирования на потенциально опасные проекты

Дифференциация налоговых ставок в зависимости от степени загрязнения оболочек планеты, использование механизмов переуступаемых разрешений и квот на наиболее распространенные виды загрязнений, предоставление возможности субсидирования экологически чистых предприятий

Косвенное налогообложение через НДС, акцизы и налог на прибыль учитывают результаты производства

Отсутствие экономического механизма по привлечению инвестиций в экологически чистое производство, а следовательно, и инновационных проектов, слабая разработанность механизма послаблений для фирм, использующих альтернативные источники энергии

Переход на прямое налогообложение ресурсов (ресурсная рента), что автоматически подразумевает обязательство экономических субъектов по несению расходов на защиту и восстановление окружающей среды

Экологические платежи, действующие в данный момент, в большей степени выполняют фискальную функцию

Сложность контроля над аккумулированием и дальнейшим движением денежных средств, предназначенных для улучшения экологической ситуации

Обеспечение целевого использования денежных средств, включая целевое финансирование инвестиционных проектов по охране окружающей среды

Относительно небольшая налоговая нагрузка на физических лиц -загрязнителей

Не охвачены мобильные источники загрязнения окружающей среды, принадлежащие физическим лицам

Введение налога на моторное топливо, пересмотр взимания налоговых платежей по транспортному налогу с физических лиц

Обобщая всё вышесказанное в таблице 7 можно сделать вывод, проведение экологизации налоговой политики должно быть одним из приоритетных направлений работы государственных органов по созданию долгосрочной концепции стабильного развития Российской Федерации. Экологические налоги должны быть целевыми. Налогоплательщик должен быть уверен, что более высокая цена на бензин «преобразуется» в хорошее качество дорог, альтернативную энергетику и т. д.

Читайте также:  Береги природу будь ее другом

налог экологизация платеж

На территории нашей страны расположено значительное количество объектов общемирового и общенационального достояния, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Будущее России всецело зависит от эффективного использования природно-ресурсного потенциала.

В данной курсовой работе были рассмотрены теоретические аспекты экологического налогообложения, проведен анализ собираемости платежей и задолженностей по ним, так же рассмотрены проблемы связанные с экологическим налогообложением и предложены предложения по совершенствованию.

Таким образом, можно сделать вывод, что ресурсные платежи должны стать более экономически значимыми, иметь целевой характер и существенный удельный вес в общей структуре налогов. Совершенно нелогичным, являются допустимые сверхлимитные сбросы, поскольку в этом случае в РФ даже самое опасное и экологически грязное предприятие может получить разрешение на любые выбросы и сбросы. Размеры платы за эти выбросы и сбросы ничтожно малы по сравнению с наносимым ущербом природе, да и не создают практически никаких стимулов для внедрения «чистых» технологий и модернизации производств. Необходимо, как сказано выше, увеличивать все категории экоплатежей. Тогда пользование станет более рациональным, появится больше средств на охрану, а особенно, на воспроизводство ресурсов, которому, к слову, уделяется незаслуженно мало внимания в России, да и у предприятия, несущих потери прибыли за счет отчислений в бюджет за загрязнения, появится «стимул беречь природу».

Несомненно, экологические платежи должны стимулировать более бережное отношение к природе не только предпринимателей, но и простых граждан. С этой целью возможно введение налога на бытовой мусор, дабы сократить его количество, катастрофически увеличивающееся с каждым годом. Причем ставки должны варьироваться в зависимости от так называемого «срока естественной утилизации», т.е. процессов разложения (соответственно, чем дольше — тем ставка выше). Также можно ввести налог на пластиковую и полиэтиленовую продукцию. Здесь есть варианты — заложить его в стоимость товаров (то есть значительно повысить их цену), сделать дорогими полиэтиленовые пакеты, заменить их на бумажные, как в развитых странах.

В заключение хотелось бы сказать, что различные налоги, сборы не должны ставить своей основной целью только пополнение бюджета, они существуют, чтобы стимулировать граждан беречь, восстанавливать природные объекты. От этого зависит качество жизни и здоровья. Кроме того, экологические платежи регулируют интенсивность использования природных ресурсов, способствуют ресурсосбережению, что так важно в наше время, когда все более истощаются запасы сырья, а природа не успевает восстанавливать нарушенный баланс. Не стоит забывать, что природа дает нам и значительные альтернативные источники энергии. Свет, вода, тепло — это то, что человек может использовать уже сегодня, тем самым снижая потребность в источниках, добыча которых наносит вреде окружающей среде.

Читайте также:  Любовная лирика тема природы

Список использованных источников

1. Гордеева С.Н. Платежи за выбросы: право, учет, налоги // Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2012. — № 5. — 8 с.

2. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.1991 г. (утратил силу).

3. Экологическое право: учебник / О.И. Крассов. — М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 768 с.

4. Правовое регулирование природоресурсных платежей: учебно-методич. комплекс / А.А. Ялбулганов. — Москва-Курск: Курск. гос. ун-т, 2013. — 109 с.

5. Постановление Правительства РФ № 344 от 12.07.2003 г. «О нормативах плат за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

6. Налоги и налогообложение. Теория и практика: учеб.пособие / Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова. — М.: Проспект, 2013. — 520с.

7. Налоги и налогообложение: Теория и практика: учеб.пособие / М.Я. Погорелова. — М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 205 с.

8. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие / А.З. Дадашев. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 240 с.

9. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая: текст с изм. и доп. на 01.01.2016 г.

10. Налоги и налогообложение: учебн. пособие / В.Р. Захарьин. — 2-e изд., перераб. и доп. — М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. — 320 с.

11. Федеральные налоги и сборы: учебн. пособие / Г.Л. Баяндурян, А.А. Полиди, М.Л. Осадчук; Под общ. ред. Г.Л. Баяндуряна. — М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 240 с.

12. Налоги и налогообложение: учебник / И.М. Александров. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К, 2014. — 228 с.

13. Федеральная налоговая служба. Права и обязанности налогоплательщиков, налоговая отчетность, статистика (поступление в бюджетную систему РФ и государственные внебюджетные фонды доходов, администрируемых ФНС России), налоговое законодательство, новости и другое.

14. Евдокимов П.В. Проблемы и перспективы введения экологического налога в Российской Федерации // Налоги. 2015. ? № 6.

15. Грошева В.Е. Актуальные вопросы налогового регулирования добычи полезных ископаемых в РФ// Экономика и эффективность организации производства. 2015. ? № 23.

16. Салова М.А., Лапина Е.Н. Экологическое налогообложение в России: проблемы и перспективы его развития// Журнал «Young Science». 2014. ? №3.

17. Вессели Р. Экологическое налогообложение: концепция для России // Журнал «Налоговая политика и практика». 2014. ? № 11.

18. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7 — ФЗ.

20. Статистический портал Высшей Школы Экономики. Подборка различных экономических показателей российской экономики.

Источник

Оцените статью