Наполовину человек, наполовину зверь: мифологические персонажи древности
Существа, которые являются полулюдьми-полуживотными существами, встречаются в легендах почти всех культур на нашей планете. Многие представители западной культуры впервые появились в рассказах и пьесах Древней Греции, Месопотамии и Египта. Вероятно, они еще старше: мифы о сфинксах, кентаврах и минотаврах, рассказанные за обеденным столом или в амфитеатрах, несомненно, передавались из поколения в поколение.
Сила этого архетипа проявляется в живучести современных сказок об оборотнях, вампирах, Докторе Джекилле, мистере Хайде и множестве других персонажи-монстры/ужасы. Ирландский писатель Брэм Стокер (1847–1912) написал «Дракулу» в 1897 году, и более века спустя образ вампира стал частью популярной мифологии.
Однако, как ни странно, наиболее близким к общему слову, содержащим значение гибрида получеловека-полуживотного существа, является “териантроп”, которое обычно относится к оборотню, кому-то, кто часть времени является полностью человеком, а в другой – полностью животным. Другие слова, которые используются в английском и других языках, относятся к смесям и часто относятся к легендарным созданиям из мифов. Вот некоторые из мифических полулюдей-полуживотных существ из историй, рассказанных в прошлые века.
Кентавр
Одно из самых известных гибридных существ – кентавр, всадник из греческих легенд. Интересная теория происхождения кентавров состоит в том, что они были созданы, когда люди минойской культуры, не знакомые с лошадьми, впервые встретили племена всадников и были настолько впечатлены мастерством, что создавали истории о людях-лошадях.
Каким бы ни было происхождение, легенда о кентавре сохранилась до римских времен, в течение которых велись большие научные дебаты о том, действительно ли существовали эти существа – в основном, так, как сегодня доказывают существование йети. И с тех пор кентавр присутствует в рассказах историй, даже появляясь в книгах и фильмах о Гарри Поттере.
Ехидна
Ехидна – наполовину женщина, наполовину змея из греческой мифологии, где она была известна как супруга грозный человек-змея Тифон и мать многих самых ужасных монстров всех времен. Первое упоминание об Ехидне находится в греческой мифологии Гесиода под названием Теогония , написанной, вероятно, на рубеже VII – VIII веков до нашей эры. Некоторые ученые считают, что рассказы о драконах в средневековой Европе частично основаны на Ехидне.
Гарпия
В греческих и римских сказаниях гарпия описывалась как птица с головой женщины. Самое раннее из существующих упоминаний исходит от Гесиода, а поэт Овидий описал их как человеческих стервятников. В легендах они известны как источник разрушительных ветров.. Даже сегодня женщина может быть известна за ее спиной как гарпия, если другие находят ее раздражающей, и альтернативный глагол для «ворчать» – «арфа».
Горгоны
Еще один териантроп из греческой мифологии – это Горгоны, три сестры (Стено, Эвриала и Медуза), которые были полностью людьми во всех отношениях, за исключением того, что их волосы были состоит из извивающихся, шипящих змей. Эти существа были настолько устрашающими, что любой, кто смотрел на них прямо, обращался в камень. Подобные персонажи появляются в ранних веках греческого рассказывания историй, в котором горгоноподобные существа также имели чешую и когти, а не только рептильные волосы.
Некоторые люди предполагают, что иррациональный ужас змей, который демонстрируют некоторые люди, может быть связан с ранними страшными историями, такими как история Горгон.
Мандрагора
Мандрагора – редкий случай, когда гибридное существо представляет собой смесь растения и человека. Мандрагора – это настоящая группа растений (род Mandragora) , произрастающих в Средиземноморском регионе, у которых есть своеобразное свойство иметь корни, похожие на человеческое лицо. Это, в сочетании с тем фактом, что растение обладает галлюциногенными свойствами, привело к тому, что мандрагора вошла в человеческий фольклор. Согласно легенде, когда растение выкопали, его крики могут убить любого, кто его услышит.
Поклонники Гарри Поттера, несомненно, помнят, что мандрагоры появляются в этих книгах и фильмах. История явно имеет силу.
Русалка
Первая легенда о Русалке, существе с головой и верхней частью тела человеческой женщины, а также нижней частью и хвостом рыбы, происходит из легенды из Древняя Ассирия, в которой богиня Атаргатис превратилась в русалку из-за стыда за то, что случайно убила своего любовника-человека. С тех пор русалки появлялись в историях на протяжении всех веков, и их не всегда признавали вымышленными. Христофор Колумб поклялся, что видел настоящих русалок в своем путешествии в новый мир, но тогда он довольно долго находился в море.
Есть ирландская и шотландская версия русалки, полу-тюленя, полуженщины, известная как селки. Датский сказочник Ганс Христиан Андерсон использовал легенду о русалке, чтобы рассказать о безнадежном романе между русалкой и человеком. Его рассказ 1837 года также послужил вдохновением для нескольких фильмов, в том числе «Всплеска» режиссера Рона Ховарда 1984 года и блокбастера Диснея 1989 года «Русалочка» .
Минотавр
В греческих, а позже и в римских историях, Минотавр – это существо, наполовину бык, наполовину человек. Его название происходит от бога-быка Миноса, главного божества минойской цивилизации Крита, а также от царя, который требовал жертв афинской молодежи, чтобы накормить его.. Самый известный облик Минотавра – в греческой истории о Тесее, который сражался с Минотавром в самом сердце лабиринта, чтобы спасти Ариадну.
Минотавр как существо легенда прочна, она появляется в Inferno Данте и в современной фантастической фантастике. Адский мальчик , впервые появившийся в комиксах 1993 года, является современной версией Минотавра. . Кто-то может возразить, что персонаж Зверя из сказки Красавица и чудовище – это еще одна версия того же мифа.
Сатир
Еще одно фантастическое существо из греческих историй – сатир, наполовину козел, наполовину человек. В отличие от многих легендарных гибридных существ, сатир (или фавн в позднеримском воплощении) не опасен, за исключением, пожалуй, человеческих женщин, поскольку существо гедонистически и хрипло предано удовольствиям.
Даже сегодня называть кого-то сатиром – значит подразумевать, что он озорно одержим физическим удовольствием.
Сирена
В древнегреческих историях сиреной было существо с головой и верхней частью тела человеческой женщины и ноги и хвост птицы. Она была особенно опасным существом для моряков, пела со скалистых берегов, которые скрывали опасные рифы и заманивали на них моряков. Когда Одиссей вернулся из Трои в знаменитом эпосе Гомера «Одиссея», он привязал себя к мачте своего корабля, чтобы противостоять их приманкам.
легенда существует довольно давно. Несколько веков спустя римский историк Плиний Старший приводил доводы в пользу того, что сирены рассматривались как вымышленные, вымышленные существа, а не как реальные существа. Они снова появились в трудах священников-иезуитов 17 века, которые считали их реальными, и даже сегодня женщину, которую считали опасно соблазнительной, иногда называют сиреной, а захватывающую идею – «песней сирены».
Сфинкс
Сфинкс – это существо с головой человека, телом и бедрами льва, а иногда и крыльями орла и хвостом змеи. Чаще всего он ассоциируется с Древним Египтом из-за знаменитого памятника Сфинксу, который сегодня можно посетить в Гизе. Но сфинкс был также персонажем греческих сказок. Где бы он ни появлялся, Сфинкс – опасное существо, которое заставляет людей отвечать на вопросы, а затем пожирает их, когда они не могут ответить правильно.
Сфинкс занимает видное место в трагедии Эдипа, который правильно ответил на загадку Сфинкса и сильно пострадал из-за этого. В греческих историях у Сфинкса голова женщины; в египетских сказках Сфинкс – это человек.
Подобное существо с головой человека и телом льва присутствует и в мифологии Юго-Восточной Азии.
Что это значит?
Психологи и исследователи сравнительной мифологии давно обсуждают, почему человеческая культура так очарована гибридными существами, сочетающими в себе атрибуты людей и животных. Исследователи фольклора и мифологии, такие как Джозеф Кэмпбелл, утверждают, что это психологические архетипы, способы выражения наших врожденных отношений любви-ненависти с животной стороной нас самих, из которой мы произошли. Другие восприняли бы их менее серьезно, как просто развлекательные мифы и истории, предлагающие пугающее развлечение, не требующее анализа.
Источники и дополнительная информация
- Хейл, Винсент, изд. «Месопотамские боги и богини». Нью-Йорк: Britannica Educational Publishing, 2014. Печать.
- Hard, Robin. «Справочник Рутледжа по греческой мифологии». Лондон: Рутледж, 2003. Печать.
- Хорнблауэр, Саймон, Энтони Спофорт и Эстер Эйдинов, ред. «Оксфордский классический словарь». 4-е изд. Оксфорд: Oxford University Press, 2012. Печать.
- Лиминг, Дэвид. «Оксфордский компаньон мировой мифологии». Oxford UK: Oxford University Press, 2005. Печать.
- Lurker, Manfred. «Словарь богов, богинь, дьяволов и демонов». Лондон: Рутледж, 1987. Печать.
Источник
Как называется полулошадь получеловек?
Названия этих полулюдей-полуконей мы помним еще со школьных времен, когда изучали Мифы Древней Греции. Они известны, как отчаянные и смелые воины, готовые сражаться, не отступая.
Происхождение они имеют божественное, но боги, как и люди, бывает, не доводят дела до их логического завершения. Прародителями кентавров были Иксион и призрак Геры.
В веках сохранились воинственность кентавров и чрезмерное пристрастие к вину. Что поделаешь, пьянство началось задолго до века технократии. Как видим, и потомки богов не были чужды некоторых слабостей.
Самым известным из кентавров остается Хирон, тот, кто воспитал Ахилла, отважным и бесстрашным.
Хирон известен своим доброжелательным отношением к людям, умом и мудростью.
Мифологическое существо, у которого был лошадиное тело и человеческий торс называется кентавром. Ученые-историки предполагают, что прообразами этих существ послужили первые всадники, вероятно кочевники с севера Европы, появившиеся на берегах Эгейского моря еще в те времена, когда живущие там народы не знали лошадей. По своему мифологическому происхождению кентавры скорее полубоги, жившие в горах на севере Греции, иногда злобные, иногда мудрые, но всегда сильные. С ними воевал Геракл.
Однако есть и другие существа. Например, святой Христофор иногда изображался человеком с лошадиной головой. Точного определения им нет, но в легендах многих народов они присутствуют.
Источник