Народная игрушка свистулька птичка

Конспект занятия «Знакомство с русской народной игрушкой-свистулькой. Роспись птички-свистульки» в младшей группе

Публикация «Конспект занятия „Знакомство с русской народной игрушкой-свистулькой, Роспись птички-свистульки“ в младшей группе» размещена в разделах

• Учить внимательно, слушать речь воспитателя, отгадывать простые загадки.

• Учить различать по форме, цвету, узору.

• Приобщать детей к национально-культурным традициям,

• Учить аккуратно наклеивать детали аппликации. развивать эстетический вкус детей.

• Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.

• Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

• Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.

• Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;

Материалы: Русская народная тряпичная кукла, современные игрушки, волшебный сундучок с русскими народными игрушками,

Игрушки – свистульки (деревянные, глиняные, керамические, шаблоны игрушек- свистулек для украшения.

1. Организационный момент. (Дети сидят на ковре полукругом).

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. А мы гостям всегда рады, какими словами мы встречаем гостей?

2. Вводная часть. (В гости пришла кукла)

Ребята, к нам в гости пришла кукла. Её зовут Алёнушка. Посмотрите на неё.

Во что она одета? Чем отличается от наших кукол?

Эта кукла из далёкого прошлого и пришла чтобы рассказать вам какие игрушки были раньше, но сначала давайте расскажем ей про свои любимые игрушки.

3. Основная часть (Знакомство с русской народной игрушкой – свистулькой).

Алёнушка принесла с собой волшебный сундучок, но он закрыт. И чтобы его открыть нужно отгадать загадки:

Молодцы, ребята! Вот волшебный сундучок и открылся. Давайте посмотрим, что же в нём лежит (открываем сундучок).

Свистулька — народная игрушка. В далёкие времена, на потеху детям делали игрушки-свистульки не только в образе птичек, а также всадников, барышень и т. д. Делали их из дерева или из глины и расписывали красками. У нас с вами водяная свистулька – «соловей». Я немного расскажу об этой игрушке. Хотите узнать, почему они называются игрушки-свистульки?

Читайте также:  Названия птиц белгородской области

Воспитатель: Давным-давно, у детей не было столько игрушек, сколько сейчас у вас есть. И тогда люди придумали такую забаву как игрушка-свистулька. Она очень нравилась детям, потому что издавала прекрасные звуки и веселила их. Свистульки из глины делали в основном зимой, в свободное время, а затем продавали их на ярмарках и базарах. Игрушки были смешные, причудливые в виде козликов, птиц, коней и других зверюшек. Но не все могли купить такую игрушки. Поэтому многие родители делали игрушки-свистульки сами из дерева.

Воспитатель показывает картинки со свистульками.

— Как же делали глиняные свистульки? Люди брали глину и лепили игрушку, затем обжигали её в специальной печи. А когда их оттуда вынимали, они становились твёрдыми как камень. Затем игрушки расписывали красками, только не кисточкой, а пёрышком. Затем краски высыхали и игрушки становились сказочно красивыми и расписными. Эти игрушки становились развлечением для детей с самого маленького возраста. Игрушка увлекала приятными звуками, вот с одной из этих свистулек, мы сейчас поиграем.

4. Физминутка с птичкой – свистулькой.

5. Урашение птички – свистульки.

Ребята, я приготовила для вас свистульки и предлагаю вам их украсить.

Самостоятельная работа детей.

Индивидуальная помощь в процессе работы.

Воспитатель: Посмотрите, какие чудесные птички-свистульки у вас получились!

С какой русской народной игрушкой вы сегодня познакомились?

(Русской народной игрушкой — свистулькой).

Вы сегодня не только узнали много нового об этих игрушках-забавах, но и научились их расписывать. Давайте организуем выставку и покажем ваши работы родителям. Я думаю, что им это очень понравится. Теперь приводим в порядок свои рабочие места.

Фотоотчет «Знакомство детей с народной игрушкой»

Фотоотчет «Знакомство детей с народной игрушкой» Игрушка — один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Игрушки создавались отдельным мастером-кустарем, крестьянином,.

Фотоотчет Знакомство и игры с русской народной игрушкой-матрешкой

Фотоотчет Знакомство и игры с русской народной игрушкой-матрешкой Продолжая большую и интересную тему этнопедагогики, хочу сегодня затронуть вопрос о знакомстве детей с русской народной игрушкой-матрешкой.

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» 2 младшая группа. Задачи: -Познакомить детей с предметами старинного русского.

Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с русской народной куклой»

Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с русской народной куклой» Цель: Познакомить детей с русскими народными куклами. Задачи: Обучающие: — Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции.

Читайте также:  Конструирование птичка младшая группа

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками»

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками» Цель:создать условия для обогащения представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки. Задачи: -расширять кругозор.

Конспект занятия в младшей группе по лепке на тему русской народной сказки «Колобок»

Конспект занятия в младшей группе по лепке на тему русской народной сказки «Колобок» Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Задачи: 1. Вызвать.

Конспект занятия «Знакомство с Романовской игрушкой» для младшей группы Цели: Знакомство с Романовской игрушкой, рассказать детям о том, что все эти красивые игрушки создали мастера – народные умельцы. Задачи:.

Знакомство с филимоновской свистулькой. Роспись филимоновской свистульки «Рыбка» и «Олень» с детьми среднего возраста

Знакомство с филимоновской свистулькой. Роспись филимоновской свистульки «Рыбка» и «Олень» с детьми среднего возраста Продолжая знакомить детей средней группы с народными промыслами,мы остановились на Филимоновской свистульке. Цель:Продолжать знакомить детей.

Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы

Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы Матрешка — древняя краса Сквозь времена дошла до нас. Ей имя русское дано. Она красива и мила, Всем улыбается она. Одета, как в былые времена,.

Источник

История одного предмета: игрушки-свистульки

Бытуя с древнейших времен, игрушка занимала большое место в жизни любого общества. Ведь именно с игрушки начинается познание мира человеком.

Свистулька – одна из очень старых, повсеместно и широко распространенных игрушек, превращающихся в умелых руках в музыкальный народный инструмент. Форма свистулек разнообразна: птицы, лошади, собаки, кошки и другие животные.

На Руси свистульки появились не позднее X века. Они представляют сбой сочетание про­стейшего музыкального инструмента (свистка-гудушника, свистка-сопелки) и скульптурного изоб­ражения какого-либо зооморфного, а возможно, и мифологического персонажа. Ле­пилась такая игрушка на пальцах из одного куска глины. Основное искусство мастера заключалось в создании ее полой звуковой части – свистка. Сек­рет чистого и насыщенного звука зависел от ряда причин и, прежде всего, от правильного располо­жения воздуходувного канала в мундштуке и на­ходившегося под ним отверстия для выхода час­ти воздуха.

Удивительное дело, но, пролежав сотни лет в земле, эти игрушки и сегодня поражают звонким и объемным звучанием, значи­тельно отличаясь от своих современных аналогов. Причем в зависимости от размера полой части иг­рушки звук мог быть высоким пронзительным или более низким басовитым.

Наши игрушки – свистульки представлены в форме птичек, отличающиеся большим музыкальным достоинством. Датируются XV — XVI веком создания. Найдены они были в деревнях Хотебцово и Захряпино на размыве Рузского водохранилища. Сзади, обычно в хвосте, находится пригубник со щелевидным отверстием для дутья. Рядом с ним, внизу (под хвостом) или вверху (на спине фигурки), находится пищик. Без него свистулька нема, она свистеть не будет. А по бокам – два игровых отверстия лада, ими можно варьировать звук, получая незамысловатую мелодию.

Читайте также:  Дозировка медного купороса птице

В древности звучащие глиняные изделия служили средством общения с духами и являлись предметами культов, участвуя в религиозных ритуалах. В языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. Однако этому нет прямых доказательств.

Археологические находки, включая самые ранние обнаруженные русские свистульки, являлись детской забавой. Они имели грубое оформление мундштука, плавающую интонацию и маленький диапазон, поэтому не могли быть инструментами для полноценного музицирования. Тем не менее, они участвовали в некоторых ритуалах, но именно в качестве игрушки, а не звучащего инструмента. Например, на вологодских свадьбах использовали игрушечных коней, зайцев и птиц из глины: их ставили на свадебный стол на подносе для сбора денег у гостей.

Есть версия, что игрушка переманивает на себя хворь. Возможно, свистульки выполняли обережную функцию – своим шумом и свистом они отгоняли от ребенка злых духов. Однако, на наш взгляд, основная функция детской свистульки – тренировка легких и артикуляционного аппарата ребенка. На это значение указывает их повсеместная распространенность и устойчивое бытование.

На Руси свистулька почти всегда сопровождала гончарный промысел. Любой горшечник мог сделать глиняный свисток, даже если производство глиняной игрушки не было обыкновением в данной местности. Веселый, звонкий свист и музыкальные трели глиняных соловьев всегда раздавались на всех ярмарках – сразу было понятно, куда идти за новой крынкой или макитрой. Свистулька привлекала к гончару покупателей.

Постепенно изготовление глиняной игрушки развивалось, к нему привлекались жены и дети мастеров. В некоторых промыслах производство игрушки обособляется от гончарного, обретает самостоятельность. И сегодня игрушка продолжает существовать даже там, где потребность в глиняной посуде исчезла вместе с умением обращаться с гончарным кругом.

Источник

Оцените статью