Натуральные волокна животного происхождения конспект урока 6 класс

Открытый урок по технологии 6 класс «Натуральные волокна животного происхождения»

Цели урока: Познакомить учащихся с получением и свойствами волокон животного происхождения; провести сравнительный анализ натуральных волокон растительного и животного происхождения. Исследовать свойства волокон животного происхождения органолептическим методом.

Обучающая задача: ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения; научить различать волокна по своему составу; научить определять ткани из натуральных шерстяных и шелковых волокон.

Развивающая задача: 1. Развивать навыки определения материала по волокнистому составу; кругозор, умение анализировать, делать обобщения.

Воспитывающая задача: Воспитывать аккуратное, бережное отношение к вещам; уважение к чужому труду; воспитывать эстетический вкус и внимательность, дисциплинированность; прививать навыки аккуратности.

Тип урока: урок новых знаний и применения полученных знаний на практике.

Формы организации учебной деятельности : фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Основные понятия : шерсть, шелк.

Оборудование: к омпьютер, проектор, экран, презентация, коллекция тканей и коллекция волокон; карточки – задания.

Методы: объяснительно — иллюстративный.

Межпредметные связи: история, география, литература, биология.

Материально-техническое оснащение:

  1. Веретено
  2. шерсть для прядения
  3. Коллекции: «Ткани, изготовленные из натурального шёлка», «Ткани, изготовленные из натуральной шерсти»
  4. Лабораторная работа «Изучение свойств шерстяных и шёлковых волокон»
  5. Раздаточный материал и инструменты для проведения лабораторной работы
  6. Изображения животных: коза, кролик, овцы различных пород, верблюд, собака.
  7. DVD-проектор, экран

Объект труда: образцы тканей

Предварительная работа: повторить по тетради за 5 класс раздел «Создание изделий из текстильных материалов».

1. Организационная часть урока.

Приветствие, проверка наличия учащихся в классе, готовности к уроку.

2. Сообщение темы и цели урока.

С первых дней жизни человек сталкивается с множеством тканей, которые имеют различные свойства. Когда вы были совсем маленькие, мамы заворачивали вас в мягкие, тёплые пелёнки. Если становилось холодно, просила надеть тёплую кофту. Сейчас вы уже взрослые, и можете самостоятельно приобретать необходимые вещи. К швейным изделиям каждый из нас предъявляет определённые требования, которые в большей степени относятся к материалам, из которых данное изделие изготовлено. В этом году вы будете изготавливать более сложное изделие, чем в 5 классе, поэтому знания полученные на уроках материаловедения помогут вам при выборе ткани для изготовления юбки или брюк.

Тема нашего урока – Натуральные волокна животного происхождения .

3. Повторение пройденного материала.

Устный опрос учащихся по темам «Общие правила техники безопасности», «Натуральные ткани растительного происхождения»(5класс)

1.Каковы правила поведения учащихся в кабинете «Трудового обучения»?

2.Что надо помнить учащимся во время работы?

3.Что должны сделать учащиеся по окончании работы?

4.С какими натуральными волокнами мы познакомились в прошлом году?

4. Объяснение нового материала.

Работа по схеме «Прядильные волокна».

— Рассмотрим схему, изображённую на доске. Прочитайте её название.

— Вспомним, что такое прядильные волокна?

(Волокна, из которых получают пряжу, называются прядильными волокнами).

— На какие две большие группы они делятся?

— Чем отличаются эти две группы?

— Какие волокна вы изучали в 5 классе?

Читайте также:  Доклад об одном домашнем животном

С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями. Если выдернуть ниточку из ткани, расщепить ее, то можно увидеть, что она состоит из крошечных тонких и коротких волосков-волокон. Из волокон получают нити, а из нитей и пряжи — ткань.

В 5 классе мы с вами познакомились с волокнами натуральными растительного происхождения.

Сегодня мы с вами изучим волокна натуральные животного происхождения -шерстяные и шелковые. Ткани из этих волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье.

Шерсть — издавна известна людям. Это волосяной покров животных: овец, коз, верблюдов. Основную массу шерсти(95%) дают овцы. Шерстяной покров снимают с овец специальными ножницами или машинками. Длина шерстяных волокон от 20 до 500мм. Состригают почти цельной неразрывной массой, которая называется руном.

Сообщение обучающегося В 9-10 тысячелетие до н.э. люди уже разводили овец на территории современной Европы и Азии и производили из их шерсти ткани. В отличии от других волокон, история производства которых была связана с конкретной страной или местом, история шерсти принадлежит всему миру.

Овцеводство было широко развито в Др. Египте-там из шерстяной ткани изготавливали свободные белые плащи, которые носили поверх льняной одежды. В Индии, наравне с х/б одеждой, были распространены изделия из шерсти, а в Китае на высоком уровне шерстоткачество было развито уже в III в. до н.э.

Кроме овец, использовали шерсть и других животных. В Америке это были кролики, ламы, опоссумы, бизоны, в Азии-верблюды и козы. Из тонкого волоса верблюда производили мягкие и красивые ткани, а и грубого волоса делали приводные ремни, долго считавшиеся самыми прочными. Древние греки для изготовления одежды применяли мягкие, прекрасно драпирующиеся ткани из шерсти. Например, в Спарте самой распространенной одеждой был шерстяной гиматий-прямоугольный кусок ткани размером 1,7*4м., который драпировался прямо на голом теле. Чтобы ткань не соскальзывала, сзади в нее зашивали груз-кусочки свинца. Одежда ремесленников и рабов обычно состояла из грубого шерстяного хитона: куска ткани, свисающего вдоль туловища и скрепленного на плечах пряжкой с булавкой-фибулой. Военачальники носили одежду пурпурного цвета.

На Руси кустарное производство тканей из шерсти существовало издавна-во всяком случае, в Киеве и Новгороде оно было уже с Х в. В древних летописях неоднократно упоминается о выработке на Руси шерстяных тканей. Из сукна шили сермяги (кафтан из грубого неокрашенного сукна), епанчи (длинный и широкий плащ), сарафаны, шапки. Из пуха коз делалось легкое сукно для женской одежды.

Грубые шерстяные ткани ткали дома, но уже с XI в. их производили мастера шерстоткачества в монастырях и при княжеских дворах. Тонкие сукна поступали из-за границы; они стоили очень дорого и доставались в основном князьям в виде награды.

Читайте также:  Любимое животное иосифа бродского

Виды шерстяных волокон — это волос и шерсть, они длинные и прямые, и пух — он более мягкий и извитый.

Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке: сортируют, т.е. подбирают волокна по качеству; треплют — разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; промывают горячей водой с мылом и содой; сушат в сушильных машинах. Затем изготавливают пряжу, а из нее на текстильных фабриках-ткань. В отделочном производстве ткани красят в различные цвета или наносят на ткани различные рисунки. Ткани из шерсти вырабатываются гладко крашенными, пестроткаными и напечатанными.

Шерстяные волокна имеют следующие свойства: обладают высокой гигроскопичностью, т.е. хорошо впитывают в себя влагу, стойкие к воздействию солнца. Шерсть считается самым «теплым» волокном. Шерстяные ткани мало пачкаются и не слишком мнутся. Они обладают хорошими гигиеническими свойствами, в одежде из таких тканей комфортно, тело «дышит».

Из шерстяных волокон изготавливают платьевые, костюмные, пальтовые ткани. В продажу шерстяные ткани поступают под такими названиями: драп, сукно, габардин, кашемир и др.

Производство шерстяных тканей

Первичная обработка волокон шерсти

2. Трепание (разрыхление и выборка мусора) в разрыхлительной и трепальной машинах

3. Мытьё волокон с мылом и содой

1. Чесание (чесальный цех) – получение волокнистой ленты

2. Ленточный цех – выравнивание направления волокон шерсти в ленте, вытягивание, уменьшение ленты по толщине (тонине) на ленточной машине

3. Ровничный цех – скручивание и вытягивание волокнистой ленты в ровницу.

ü Вытягивание и скручивание ровницы в шерстяную пряжу на прядильной машине и наматывание в виде початков. Из коротких шерстяных волокон получают более толстую и грубую пряжу, из длинных – тонкую, ровную, гладкую.

ü Отделочное производство

ü Отбеливание, окрашивание

(Показ основных продуктов процесса прядения).

— А как в старину получали пряжу?

(Рассказ о прялках и веретёнах, прядильных станках, показ изображений на экране. Показ учителем способа прядения козьего пуха на самодельном веретене без прялки).

Прялка – это приспособление для ручного прядения. У прялки есть гребень, на него закрепляли кудель, из которой пряха левой рукой тянула нить, а правой рукой накручивала эту нить на веретено.

Характеристика шерстяных тканей

Тонкую и полутонкую шерсть используют в производстве тонких платьевых и костюмных тканей; грубую шерсть используют при производстве войлока, валенок.

Шерстяные ткани мало пачкаются, мало мнутся, впитывают воду, хорошо сохраняют тепло, почти не мнутся, хорошо драпируются, обладают большой пылеёмкостью. Шерстяные ткани имеют свойство сволачивания, сваливания волокон.

Шерстяные ткани вырабатывают гладкокрашеными, пестроткаными, напечатанными или набивными.

Маркировку «натуральная шерсть» разрешено использовать, если в составе волокон шерстяных тканей содержится не более 7% других волокон. Маркировку «чистая натуральная шерсть» ставят, если в составе ткани содержится не более 0,3% других волокон .

Изделия из шерсти стирают специальными моющими средствами при температуре воды 30, не трут, не выкручивают, надолго не замачивают. Выстиранные изделия раскладывают на плоскости до полного высыхания.

Читайте также:  Есть такое животное львица

Шелк , а точнее, шелковая нить — это продукт деятельности тутового шелкопряда; коконы тутового шелкопряда, размотанные в тончайшую нить.

Из биологии вам известно, что бабочка откладывает яйца, из них появляются гусеницы, затем гусеницы вокруг себя наматывают тончайшие нити (куколка), а из куколки появляется бабочка- насекомого, известного в Китае с незапамятных времен (по мнению Конфуция, с 3 тысячелетия до нашей эры).

Сообщение обучающегося Легенда гласит, что китайская императрица Xен-Линг-Чи (2600 лет до н.э.) первая открыла это замечательное волокно. Она случайно уронила кокон в горячую воду и увидела, что из размягченного кокона отделились шелковые нити. Императрице пришла в голову мысль о том, что нить, которой гусеница обматывает себя, можно размотать и соткать из нее полотно. Что она и сделала. Ткань получилась на славу тонкая, легкая практичная, красивая. Так родилась древнейшая культура шелководства, основанная на жизнедеятельности тутового шелкопряда, питающегося листьями белой шелковицы (тутовник)…

Впервые шёлк был изготовлен в Древнем Китае. Шёлковые ткани вывозили в страны Средиземноморья. Путь, по которому везли ткани назвали Великий шёлковый путь. Об этом нам рассказывали на уроках истории. Любовь древних к шелку вызвана его исключительными природными и техническими особенностями. При помощи шелка покупали мир, заключали союзы, шелк посылали с посольствами правителям далеких стран. Таким образом, шелк играл очень важную роль, как в древности, так и в средневековье.

В Китае было под страхом смертной казни запрещено вывозить гусениц шелкопряда или их личинки за пределы страны. За разглашение тайны изготовления шёлковой ткани приговаривали к смерти. Цена шелковой нити была равна весу золота, поэтому шелк был доступен очень богатым вельможам. Более 3тыс. лет Китаю удавалось сохранять тайну разведения шелкопряда.

Из волокон шёлка получают очень лёгкие, красивые и прочные ткани.

(Показ коллекции, рассматривание).

— Как вы думаете, какие изделия лучше изготовить из шёлковых тканей?

С одного кокона сматывают нить тоньше человеческого волоса и длиной 700-800 метров. Волокно прямое, белое и гладкое. Нить сматывают сразу с 6-8 коконов. Такой шёлк называется шёлк – сырец.

Рассмотрим процесс обработки коконов.

1. Сбор коконов тутового шелкопряда

5. Сматывание шёлковых нитей

Характеристика шёлковых тканей

Шёлковые ткани красивые, прочные, тонкие, мягкие, имеют блестящую и гладкую поверхность, гигроскопичны, воздухопроницаемы.

5. Закрепление теоретических сведений в ходе фронтального опроса.

• Как ещё можно назвать шерсть?

• Что входит в первичную обработку волокон шерсти?

• Охарактеризуйте волокна шерсти.

• Как получают волокна шёлка?

• Охарактеризуйте волокна шёлка.

• Найдите отличия волокон шерсти от волокон шёлка.

• Как свойства волокон влияют на свойства тканей? Приведите примеры.

6 . Закрепление изученного материала.

Практическая работа: «Распознавание волокон шерсти и натурального шелка»

Источник

Оцените статью