Научные методы изучения природы конспект

План урока по теме : Научные методы (5 класс)

Развивающие: развивать умения работать с учебником, тестовыми заданиями, умение анализировать, сравнивать, проводить простейшие измерения и эксперименты; развивать познавательный интерес учащихся, продолжить формирование научного мировоззрения учащихся;

Воспитательные: воспитывать чувство уважения друг к другу во время работы в группе.

Тип урока: комбинированный

Оборудование и материалы : термометр, компас, барометр, измерительная лента, лупы, микроскопы, весы, колбы, мерный цилиндр, речной песок, сахарный песок, микропрепараты простейших, магнит, пипетка, раствор йода, клубень картофеля, химические стаканы, железный гвоздь, пробка, поваренная соль.

I . Организационный момент

Добрый ден ь, дорогие ребята! Все пришли сегодня на урок?

II . Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

— Кто любит читать сказки, поднимите правую руку?

— Кто любит сочинять сказки – левую руку?

— Кто верит в сказки и чудеса, поднимите обе руки вверх и помашите мне!

Ребята, Мир вокруг нас полон удивительных тайн и загадок.

Все вы знаете поэму А.С.Пушкина “ Руслан и Людмила”?

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный,
Всё ходит по цепи кругом
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.

Наука, которая может определить качество «золотой цепи»? (Химия)

Наука, изучающая дубы? (Ботаника)

Наука, изучающая котов? (Зоология)

Наука о взаимоотношении котов и дубов и влияния их на окружающую среду? (Экология)

Давайте определим по картинкам «Признаки живых организмов»

4. Обмен веществ и энергии

III . Стадия вызова

Человечеству известно много из того, как устроен животный и растительный мир.

Чему научился человек у природы?

— Строить подводные лодки. На какое животное похожа она?

— Строить самолеты. По форме кого напоминает он?

— Изготавливать Гидрокостюмы для плавания (настоящий тюлень)

IV . Стадия осмысления содержания

— Какие способы изучения живой природы вам известны? ( Наблюдение, Измерение, Эксперимент, Опыт)

Тема нашего урока «Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация».

Читайте также:  Исчерпаемым возобновляемым природным ресурсам относится

Что такое МЕТОД (от греческого «методос» — путь исследования)- способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

1. Наблюдение – метод изучения природы с помощью органов чувств, с целью получения первичных данных для дальнейшего анализа.

С помощью, каких приборов можно наблюдать? (Микроскоп, бинокль, лупа, Камера, фотоаппарат, телескоп).

Онлайн камеры в прямом эфире.

2. Описание – это результат какого-либо наблюдения или эксперимента.

Описание , как правило, производится в повествовательной форме, для наглядности используются графики или схемы, выводятся формулы.

3. Во время изучения природных объектов очень часто используют измерение, применяя специальные приборы, например, узнать температуру можно с помощью термометра, а давление – используя тонометр или барометр. Если необходимо измерить расстояние, применяют рулетку или линейку.

Сущность метода: фиксирование данных об изучаемом объекте, его свойствах с помощью измерительных приборов.

4. Эксперимент. Слово «эксперимент» в переводе с латинского языка означает «опыт», «проба». Метод эксперимента позволяет в контролируемых и управляемых условиях изучать явления природы. Он проводится, как правило, в специально оснащенных лабораториях, где ученые воссоздают какие-либо явления или наблюдают за исследуемым объектом. В лабораториях можно искусственно убрать некоторые факторы, которые действуют в природе, например, изменить влажность, температуру, давление или какие-либо другие условия. В лабораториях используют лабораторное оборудование.

Сущность метода: изучение в специально создаваемых и контролируемых условиях.

Давайте проведем небольшой Квест в нашей виртуальной лаборатории.

От теории подойдем к практике.

Выполняется практическая работа по группам.

Задание 1-й группе. Проведите опыт с магнитом. Определите, какие тела он притягивает, а какие нет. Расскажите о результатах своей работы.

Задание 2-й группе. Растворите сахарный песок в воде. Растворите речной песок в воде. Расскажите о результатах своего эксперимента.

Задание 3-й группе. Погрузите в один стакан с водой железный гвоздь, в другой – кусочек пробки. Что наблюдаете? Расскажите о результатах своего эксперимента.

Задание 4-й группе. На срез клубня картофеля с помощью пипетки капните раствор йода. Что наблюдаете? Расскажите о результатах своего эксперимента.

V . Стадия рефлексии

1 — «Растворение сахара в воде». эксперимент

2 – «Измерить размеров семян фасоли»- измерение

3 – «Разложить листья лаврового листа по длине листа» — классификация

Читайте также:  Звуки природы перед грозой

4 — «Измерить длину раковины моллюска» — Измерение

5 — «Растворение соли в воде». — эксперимент

6.- « Рассмотрите в окно деревья на пришкольном участке. Какие они?»- наблюдение, описание

VI . Домашнее задание

1. Читать § 2, выучить определения

2. Проведите эксперимент в домашних условиях. Поместите луковицу в стаканчик с водой. Поставьте стаканчик в теплое, хорошо освещенное место. Через каждые 2-3 дня измеряйте длину корней и листьев луковицы. Данные записывайте в таблицу. Запись таблицы в тетрадь.

Творческое: Проведите наблюдения за природным явлением (выберите любое на ваше усмотрение)

по теме: «Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация».

Тип урока: комбинированный урок.

Методы: информационно-развивающие: рассказ с элементами беседы, работа учащихся с учебником; наглядные методы: использование приборов; практические: проведение наблюдений, опытов, измерений при помощи приборов; контроль.

Форма работы: индивидуальная, парная, групповая.

Предварительная подготовка к уроку: класс делится на четыре группы.

Используемые технологии :

1. ИКТ – работа с интерактивным оборудованием; виртуальная игра Квест по изучаемой теме.

2. Здоровьесберегающие технологии – перед рефлексией с учащимися проводится физкультминутка.

3. Технология критического мышления – согласно этой технологии образовательный процесс состоит из трёх стадий: вызов, осмысление содержания и рефлексия. На стадии вызова необходимо вызвать «на поверхность» имеющиеся у учащихся знания. Если знаний у детей мало, учитель помогает сформулировать вопросы или предположения. На этом этапе важно не отвергать и не поправлять любые высказывания учеников, даже если они кажутся неправильными. Стадия вызова осуществляет важную функцию технологии: школьники с помощью вопросов и предположений сами ставят перед собой конкретные цели изучения нового материала. На стадии вызова использовалась беседа учителя с учащимися по теме урока с

последующим заполнением схемы. На стадии осмысления содержания дети читают текст, слушают учителя, стараются найти ответы на поставленные вопросы. На данном этапе урока была использована групповая работа. Учащиеся выполняли практические задания по группам.

На стадии рефлексии происходит возвращение к сформулированным на стадии вызова вопросам и предположениям, происходит сопоставление нового материала с тем, что знали об этом раньше. В процессе рефлексии ученики задают новые вопросы, выдвигают новые предположения, выявляют новые пробелы в своих знаниях и формулируют новые цели познания.

Читайте также:  Лесные природные ресурсы кратко

4. Технология групповой работы – данная технология дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Учащиеся распределены по 4 группам.

5. На уроке применяется технология дифференцированного обучения.

Учащимся предлагается домашнее задание различного уровня сложности. Каждый ученик выбирает заданием сам в зависимости от степени своей подготовленности. Уровневая дифференциация способствует тому, что сильные ребята утверждаются в своих способностях, а менее подготовленные дети получают возможность испытать учебный успех и избавиться от

Источник

Конспект урока «Научные методы изучения природы. Физический эксперимент. Физическая теория» 7 класс

воспитывать самостоятельность и уве ренность в себе, взаимопомощь при совместной работе, упорство в достижении цели.

стакан с водой, чистый лист бумаги, пластмассовая ручка, ку сочки б умаги, ва тманы, маркеры, звездочки, раздаточный

3 ЗВЕЗДОЧКИ — ответ полный, логически последовательный, правильное определение ключ евого понятия. Имеется обоснование

2 ЗВЕЗДОЧКИ — ответ полный , 1- 2 недочета в последовательности изложения материала, правильное определе ние ключевого понятия,

1 ЗВЕЗДОЧКА — ответ не полный, неточности в определении ключевого понятия. Не достаточно доказательств в обосновании своих

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Физика — еще материалы к урокам:

Предметы
  • /algebra/Алгебра
  • /angliyskiy-yazyk/Английский язык
  • /biologiya/Биология
  • /georgrafiya/География
  • /geometriya/Геометрия
  • /izo/ИЗО
  • /informatika/Информатика
  • /istoriya/История
  • /literatura/Литература
  • /matematika/Математика
  • /music/Музыка
  • /mhk/МХК
  • /nachalnaya-shkola/Начальная школа
  • /obzh/ОБЖ
  • /obschestvoznanie/Обществознание
  • /okruzhayuschiy-mir/Окружающий мир
  • /orkse/ОРКСЭ
  • /pedagogika/Педагогика
  • /russkiy-yazyk/Русский язык
  • /tehnologiya/Технология
  • /fizika/Физика
  • /fizkultura/Физкультура
  • /himiya/Химия
  • /ekologiya/Экология
Похожие материалы
  • 8-07-2016, 19:27 Конспект урока «Методы научного познания природы» 5 класс
  • 5-07-2016, 16:36 Конспект урока «Методы изучения природы» 5 класс
  • 27-04-2016, 19:24 Презентация деловой игры «Теория и эксперимент»
  • 27-04-2016, 19:23 Сценарий деловой игры «Теория и эксперимент»
  • 23-01-2016, 12:39 Презентация «Методы изучения природы» 5 класс
  • 10-09-2015, 00:09 Презентация «Методы изучения природы»
  • 31-08-2015, 11:08 Научные представления о творчестве и креативности
  • 28-08-2015, 13:52 Методы изучения личности и межличностных отношений у младших

Источник

Оцените статью