- Лекция 4
- 1. Сущность научного метода познания природы.
- Основные науки о природе
- Научные методы познания окружающего мира; роль эксперимента и теории в процессе познания природы; моделирование явлений и объектов природы.
- Научные гипотезы; физические законы и теории, границы их применимости.
- Механическое движение и его относительность; уравнения прямолинейного равноускоренного движения.
Лекция 4
На этой лекции мы рассмотрим самые основные представления физики. Речь будет идти о том, как теперь мы представляем себе природу вещей. Здесь я не буду рассказывать о том, как стало известно, что эти представления правильны.
Это мы отложим до другого раза.
1. Сущность научного метода познания природы.
Предмет науки предстаёт перед нами во множестве проявлений, в обилии признаков.
Вы не найдёте в природе ничего простого, всё в ней перепутано и слито.
А наша любознательность требует найти в этом простоту, требует, чтобы мы ставили вопросы, пытались ухватить суть вещей и понять их многоликость как всевозможный итог действия сравнительно небольшого количества простейших процессов, на все лады сочетающихся между собой.
Мы постепенно пробуем проанализировать всё вокруг, связать то, что кажется несвязуемым, в надежде, что удастся уменьшить количество различных явлений и тем самым лучше их понять.
Способ получать частичные ответы на подобные вопросы был придуман ещё несколько лет назад.
Наблюдение, размышление и опыт — вот что составляет так называемый научный метод.
Мы ограничимся только голым описанием фундаментальных идей физики, основ мировоззрения, возникшего в физике то применения научного метода.
Что значит «понять» что-либо ?
Представьте себе, что сложный строй движущихся объектов, который и есть мир, это что-то вроде гигантских шахмат, в которые играют боги, а мы следим за их игрой.
В чём правила игры — мы не знаем. Мы можем только наблюдать за игрой.
Конечно, если посмотреть подольше, то кое-какие правила можно понять, т.е.
Под основными физическими воззрениями, под фундаментальной физикой мы понимаем правила игры.
Но даже, как известно шахматистам, зная все правила можно не понять какого-либо хода из-за его сложности или же ограниченности нашего ума. Однако пока, отнюдь, не все правила нам известны.
Но, помимо того, что мы не знаем всех правил природы, лишь очень и очень редко нам удаётся действительно объяснить что-либо на их основе.
Ведь почти все встречающиеся положения настолько сложны, что нет ни какой возможности, заглядывая в правила, проследить за планом игры, а тем более предугадать очередной ход.
Приходится поэтому ограничиваться самыми простыми правилами.
Когда мы разбираемся в них, то уже считаем, что «поняли» мир.
Но откуда мы знаем, что те правила, которые мы «ощущаем» справедливы на самом деле ?
Ведь мы не способны толково разобрать ход игры.
Существует, грубо говоря, три способа проверки:
1. Во-первых, мыслимы положения, когда природа устроена (или мы её устраиваем ) весьма просто, всего из нескольких частей.
Тогда можно точно предсказать всё что случится, проверив тем самым правила.
Например: В углу доски может оказаться всего несколько фигур, и все их движения легко представить.
2. Есть и второй, довольно неплохой, путь проверки правил:
Надо из этих правил вывести новые, более общие.
Скажем слон ходит по диагонали; значит сколько бы он не ходил он всегда окажется на поле одного цвета (напр. черного).
Значит, не вникая в детали, наши представления о движении слона всегда можно проверить по тому, останется ли он всё время на черном поле.
Конечно, не исключено, что внезапно слон окажется на белом поле: например после того как его победили, пешка прошла на последнюю горизонталь и превратилась в белопольного слона.
Долгое время мы располагаем правилом, которое работает повсюду, даже когда детали процесса нам не известны.
И вдруг иногда всплывает новое правило.
С точки зрения физических основ самые интересные явления происходят в новых местах, там где правила не годятся, а не в тех местах где они действуют !
Так открываются новые правила.
3. Есть и третий способ убедиться, что наши представления об игре правильны. Мало оправданный по существу, он, пожалуй самый мощный из всех способов.
Это путь грубых приближений.
Мы не можем знать, почему гроссмейстер пошел именно этой фигурой. но в общих чертах мы можем понимать что он, видимо собирает все фигуры для защиты короля.
Когда-то все явления природы грубо делили на классы: теплота, электричество, механика, магнетизм, свойства веществ, химические явления, свет или оптика и т.д.
Цель научного метода познания природы, однако, в том, чтобы понять всю природу как разные стороны одной совокупности явлений.
В этом задача фундаментальной теоретической физики нынешнего дня: открыть законы, стоящие за опытом, объединить эти классы.
Исторически всегда рано или поздно удавалось слить эти классы, но проходило время, возникали новые открытия и опять вставала задача включения их в общую схему.
Вот взятые из истории примеры слияния.
Во-первых, теплоту удалось свести к механике. Чем сильнее движение атомов, тем больше запас тепла системы. Выходит, что теплота, да и все температурные эффекты, могут быть поняты с помощью законов механики.
Другое величественное объединение было отпраздновано, когда обнаружилась связь между электричеством, магнетизмом и светом. Оказалось, что это различные стороны одной сущности.
Сейчас мы называем её электромагнитным полем.
А химические явления, свойства различных веществ и поведение атомных частиц объединились в квантовой химии.
Возникает естественный вопрос: будет ли возможно в конце концов всё слить воедино и обнаружить, что весь наш мир есть просто различные стороны чего-то одного ?
Здесь я хочу только показать, насколько далеко зашел процесс слияния.
Как сегодня обстоит дело с объяснением основных явлений за счет наименьшего количества принципов.
Или проще выражаясь, из чего всё состоит и сколько всего таких элементов.
Источник
Основные науки о природе
Слово «естествознание» означает знание о природе. Поскольку природа чрезвычайно многообразна, то в процессе ее познания формировались различные естественные науки: физика, химия, биология, астрономия, география, геология и многие другие. Каждая из естественных наук занимается изучением каких-то конкретных свойств природы. При обнаружении новых свойств материи появляются новые естественные науки с целью дальнейшего изучения этих свойств или, по крайней мере, новые разделы и направления в уже имеющихся естественных науках. Так сформировалась целая совокупность естественных наук. По объектам исследования их можно разделить на две большие группы: науки о живой и неживой природе. Важнейшими естественными науками о неживой природе являются : физика, химия, астрономия.
Физика – наука, которая изучает наиболее общие свойства материи и формы ее движения (механическую, тепловую, электромагнитную, атомную, ядерную). Физика имеет много видов и разделов (общая физика, теоретическая физика, экспериментальная физика, механика, молекулярная физика, атомная физика, ядерная физика, физика электромагнитных явлений и т.д).
Химия – наука о веществах, их составе, строении, свойствах и взаимных превращениях. Химия изучает химическую форму движения материи и делится на неорганическую и органическую химию, физическую и аналитическую химию, коллоидную химию и т.д.
Астрономия – наука о Вселенной. Астрономия изучает движение небесных тел, их природу, происхождение и развитие. Важнейшими разделами астрономии, которые сегодня превратились, по существу, в самостоятельные науки, являются космология и космогония.
Космология – физическое учение о Вселенной как целом, ее устройстве и развитии.
Космогония – наука, которая изучает вопросы происхождения и развития небесных тел (планет, Солнца, звезд и др.). Новейшим направлением в познании космоса является космонавтика.
Биология – наука о живой природе. Предметом биологии является жизнь как особая форма движения материи, законы развития живой природы. Биология, по-видимому, является самой разветвленной наукой (зоология, ботаника, морфология, цитология, гистология, анатомия и физиология, микробиология, вирусология, эмбриология, экология, генетика и т.д.). На стыке наук возникают смежные науки, такие как физическая химия, физическая биология, химическая физика, биофизика, астрофизика и т.д.
Итак, в процессе познания природы формировались отдельные естественные науки. Это необходимый этап познания – этап дифференциации знаний, дифференциации наук. Он обусловлен необходимостью охвата все большего и все более разнообразного числа исследуемых природных объектов и более глубокого проникновения в их детали. Но природа – это единый, уникальный, многогранный, сложный, самоуправляющийся организм. Если природа едина, то единым должно быть и представление о ней с точки зрения естественной науки. Такой наукой является естествознание.
Естествознание – наука о природе как единой целостности или совокупность наук о природе, взятая как единое целое. Последние слова в этом определении еще раз подчеркивают, что это не просто совокупность наук, а обобщенная, интегрированная наука. Это означает, что сегодня дифференциация знаний о природе сменяется их интеграцией. Эта задача обусловлена, во-первых, объективным ходом познания природы и, во-вторых, тем, что человечество познает законы природы не ради простого любопытства, а для использования их в практической деятельности, для своего жизнеобеспечения.
Роль естествознания в жизни людей велика. Естествознание является основой жизнеобеспечения – физиологического, технического, энергетического. Естествознание – это теоретическая основа промышленности и сельского хозяйства, всех технологий, различных видов производства, в том числе производства энергии, продуктов питания, одежды и т.д. Естествознание – это важнейший элемент культуры человечества, это один из существенных показателей уровня цивилизации.
Источник
Научные методы познания окружающего мира; роль эксперимента и теории в процессе познания природы; моделирование явлений и объектов природы.
Научные гипотезы; физические законы и теории, границы их применимости.
- Научная гипотеза – предположение о том, что существует связь между известным и вновь объясняемым явлением. Например, Галилео Галилей дал описание падения тел на Землю, но не выяснил причину их падения. А Исаак Ньютон высказал гипотезу: причина падения тел на Землю – притяжение тел к Земле.
- Физический закон – описание соотношений в природе, проявляющийся при определенных условиях в эксперименте. Особенность закона состоит в том, что с его помощью можно описать другие явления, с которыми не были поставлены эксперименты. Научная теория содержит постулаты, определения, гипотезы и законы, объясняющие явления. Любая созданная теория должна быть подтверждена экспериментом.
- Теория может иметь границы применимости. Например, классическая механика справедлива для описания движения тел, скорость которых много меньше скорости света, но с помощью законов Ньютона нельзя описать процессы в микромире.
Механическое движение и его относительность; уравнения прямолинейного равноускоренного движения.
- Механическое движение – изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени. Положение точки в пространстве в произвольный момент времени можно определить, если ввести систему отсчета. Система отсчета – совокупность системы координат, тела отсчета и прибора для измерения времени. Тело отсчета – начальная точка, относительно которой рассматриваем движение. Траектория – линия, вдоль которой движется тело. Путь – длина траектории. Перемещение – вектор, соединяющий начальную точку с конечной.
- Относительность движения проявляется и в том, что скорость, траектория, пройденный путь и некоторые другие характеристики движения относительны, т.е. они могут быть различны в разных системах отсчета. Например: (пример уж думаю сами сообразите, вспомните самолет) Механическое движение бывает двух видов: равномерное и равноускоренное. Равномерное – движение, при котором за равные промежутки времени тело проходит равные расстояния ( ).
Равноускоренное — движение, при котором тело за равные промежутки времени изменяет скорость на одну и ту же величину ( )
Источник