Наука изучающая наиболее общие законы развития природы общества познания
На школьной конференции старшеклассник делал доклад о социальных науках и особенностях социального познания. Однако не все выдвинутые им тезисы оказались верными. Выберите из озвученных им положений те, которые характеризуют социальные науки и особенности социального познания, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социология является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и познания.
2) Особенностью социального познания является совпадение объекта и субъекта познания.
3) Получаемое социальное знание неминуемо связано с ценностями и интересами познающего индивида.
4) Современные социальные науки широко используют такой метод познания, как эксперимент, не будучи стесненными правовыми и моральными нормами.
5) Одним из основных принципов социального познания является необходимость рассматривать социальную действительность в развитии.
6) Главная задача учёных, работающих в сфере социальных наук, – не абстрагироваться от своих ценностных приоритетов, а интерпретировать их в научный факт.
1) Социология является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и познания. Нет, неверно, социология не изучает природу, только общество.
2) Особенностью социального познания является совпадение объекта и субъекта познания. Да, верно.
3) Получаемое социальное знание неминуемо связано с ценностями и интересами познающего индивида. Да, верно.
4) Современные социальные науки широко используют такой метод познания, как эксперимент, не будучи стесненными правовыми и моральными нормами. Нет, неверно, эксперимент в социальном познании используется ограничено.
5) Одним из основных принципов социального познания является необходимость рассматривать социальную действительность в развитии. Да, верно, общество динамично, некорректно его рассматривать в статичном состоянии.
6) Главная задача учёных, работающих в сфере социальных наук, — не абстрагироваться от своих ценностных приоритетов, а интерпретировать их в научный факт. Нет, неверно, они должны стремиться к объективности.
Источник
Вводная лекция.
Изучение философии способствует повышению общей культуры и формированию культуры личности. Это осуществимо через решение ряда задач:
— формирование навыков критического мышления;
— формирование самобытной личности.
П. 1. Понятие «философия».
Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» — любовь, «sophia» — мудрость и означает любовь к мудрости, любовь к теоретическим рассуждениям. Однако это ещё не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия ещё недостаточно, чтобы быть философом.
Первым кто объяснил слово «философ», был Пифагор (ок.580-500гг до н.э.)
По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание: «Жизнь … подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только славы и истины». Т.е смысл философии по Пифагору – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит.
Софисты: главная задача философии – научить своих учеников мудрости. Но мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным.
Распространение этого понятия связано с именем Платона (428/427-347 гг до н.э.)
Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой – философами не становятся, а рождаются.
Аристотель: задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а её предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».
Т.обр., вначале философия включала в себя весь комплекс знаний о мире, Знание не было разделено по наукам и дисциплинам; оно было единым, синкретичным, т.е. включало в себя всю информацию о мире, о его строении, о человеке, его месте в мире, о счастье, смысле человеческой жизни и пр.
Суть философии разные мыслители видели по-разному. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету и свидетельствует о её плюралистическом характере.
Нет и не может быть однозначного ответа на вопрос : что такое философия. В 20-е гг. в России развернулась дискуссия о природе, специфике философского знания, об отношении философии к религии, науке, искусству, идеологии…
Является ли она наукой или относится к другим формам общественного сознания?
Философия ?
- наука NB!
- образ жизни
- миропонимание
- проблема бытия
- образ мышления
- искусство
- идеология
- религия…
1) наука, изучающая наиболее общие законы развития природы, общества и мышления;
— учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.
2) наука о месте, роли и отношении человека к миру и мира к нему;
— наука о всеобщих законах бытия, всеобщих закономерностях, которым подчинено не только бытие, но и мышление человека, процесс познания.
3) особый круг духовной деятельности, позволяющий человеку критически осмыслить прошлое (своё и человечества в целом), на его основании прогнозировать будущее и творить его в настоящем.
Философия – это не профессия, а темперамент и способ жизни. Это особая страсть человека, страсть чувствовать себя существующим и убеждаться в своем существовании, неотменимом и уникальном, в любом жизненном проявлении.
«…больше, чем жизнь, она есть завершение жизни, но жизнь первее философии: она есть источник её и предмет… Не бред, не пустословие. Это наука о жизни, систематическое понимание жизни. Форма, законы, категории делают философию наукой (в полном смысле этого слова)».
Философия – это ответы на вопросы о смысле жизни человека к окружающему его миру, о возникновении, устройстве и развитии этого мира.
«Что такое философ? – Философ на Руси слово бранное, и означает оно – дурак».
«В сущности, говоря, вся философия есть лишь человеческий рассудок на туманном языке».
Вообще вокруг вопроса о том, является ли философия наукой, ведутся споры. Ряд философов отрицают ее принадлежность к миру науки, другие отстаивают прямо противоположную позицию.
— философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами, наблюдениями, экспериментами, т.е. не удовлетворяет критерию научности знания.
— утверждения философии эмпирически неопровержимы (но и не всегда недоказательны)
— в философии никогда не было положений, признаваемых абсолютно всеми философоми, для нее характерен плюрализм взглядов (каждый самостоятельный мыслитель создает свою собственную философскую систему).
— провозглашается ненаучность методов, проблем, языка философии и пр.
+ рационально-понятийная форма познания
— опровергаются или доказываются ходом истории или открытиями естественных наук (напр.: атомистическое учение др. греков).
П.2 Исторические типы мировоззрения. Генезис философии.
Т.обр., Философия – это мировоззренческая форма сознания.
Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место в нем человека
— совокупность различных взглядов, принципов, оценок, убеждений, интересов, обуславливающих место, роль и отношение человека к миру, а также, обусловленные этими взглядами, основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Мировоззрение – представление о:
НО!! не всякое мировоззрение можно назвать философским!
Типы мировоззрения:
Источник
Значение слова «философия»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία, дословно — «любомудрие», «любовь к мудрости») — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира. К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу предельных философских вопросов относятся, например, вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично — материя или сознание?» и другие.
Хотя иногда философию определяют более узко, в качестве науки с определённым предметом изучения, такой подход встречает возражения современных философов, настаивающих на том, что философия представляет собой скорее мировоззрение, общий критический подход к познанию всего сущего, который применим к любому объекту или концепции. В этом смысле каждый человек хотя бы изредка занимается философией.
Философия фактически существует в виде множества различных философских учений, которые могут противостоять друг другу, но при этом и дополняют друг друга.
Философия включает в себя множество предметных областей, от метафизики, эпистемологии, этики, эстетики, политической философии и философии науки до философии дизайна и философии кино.
- ФИЛОСО’ФИЯ, и, мн. нет, ж. [греч. philosophia]. 1. Наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Высший вопрос всей философии, говорит Энгельс, есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Философией марксизма является диалектический материализм. Материалистическая ф. Античная ф. Идеалистическая ф.2.чего. Теоретические, методологические принципы, лежащие в основе какой-н. науки (науч.). Ф. математики. Ф. языкознания. Ф. права.3. Отвлеченные рассуждения, излишние умствования (разг.). — Ему, и по заведенному порядку, следует в трактир итти, а он за философию. А от философии нападает на человека тоска. А. Островский. Ведь это философия, мамочка! А. Островский. Разводить философию.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
филосо́фия
1. наука о наиболее общих законах развития природы, общества и сознания ◆ Изучать философию в университете. ◆ Высший вопрос всей философии, говорит Энгельс, есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. ◆ Материалистическая философия. ◆ Античная философия. ◆ Идеалистическая философия. 2. научн. теоретические, методологические принципы, лежащие в основе какой-либо науки ◆ Философия истории. ◆ Философия права. ◆ Философия математики. ◆ Философия языкознания. 3. устар. название среднего из трёх классов духовной семинарии (риторика, философия, богословие)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- австралийская философия
- австрийская философия
- американская философия
- аналитическая философия
- английская философия
- англосаксонская философия
- англоязычная философия
- античная философия
- британская философия
- византийская философия
- древнегреческая философия
- древнеримская философия
- ирландская философия
- история философии
- канадская философия
- континентальная философия
- новоевропейская философия
- новозеландская философия
- политическая философия
- практическая философия
- религиозная философия
- социальная философия
- теоретическая философия
- философия биологии
- философия духа
- философия жизни
- философия искусства
- философия истории
- философия культуры
- философия математики
- филоссофия морали
- философия науки
- философия образования
- философия права
- философия природы
- философия психологии
- философия религии
- философия сознания
- философия существования
- философия техники
- философия физики
- философия экономики
- философия языка
- разводить философию
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: филей — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Источник