Наука логики философия природы

9.12. Логика, философия природы и философия духа г.В.Ф. Гегеля

Учение о бытии. Первый раздел логики начинается с характеристики самых абстрактных категорий бытия. Чистое бытие есть чистая мысль, лишенная всяких определений, оно равно ничто, ибо ничто есть то же самое отсутствие определений. Процесс развития (становления) следующий: тезис («бытие») -антитезис бытия («ничто», «небытие») — синтез («становление»), который явля­ется новым тезисом и т.д.

Учение о сущности. Главной проблемой второго раздела логики — учения о сущности — является проблема противоречия. Положение о противоречии как внутреннем источнике движения, развития — главное в учении о сущности.

Учение о понятии. Третьим, завершающим, разделом логики является учение о понятии. Понятие не есть простая форма мышления: оно есть абсолютная творческая мощь, порождающая все наличное.

  • Философия природы есть учение об идее в форме инобытия, т. е. в форме природы. Задачу философского рассмотрения природы Г. Гегель видел в том, чтобы проследить, каким образом природа, будучи инобытием идеи, стано­вится духом. «Философия природы» распадается на три больших раздела: ме­ханику, физику и органическую физику.
  • Философия духа является завершающей частью системы Г. Гегеля. В духе идея становится конкретно разумной. Содержанием философии духа является не только учение о человеческом сознании, но и о различных видах челове­ческой деятельности. Философию духа Г. Гегель расчленял на три раздела: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух.

Учение о субъективном духе посвящено характеристике индивидуального со­знания.

Объективный дух как объективная закономерность, стоящая над отдельными людьми, составляет ту часть гегелевской системы, где он излагал свои воз­зрения на социально-историческую жизнь человечества.

Абсолютным духом Г. Гегель называл формы общественного сознания. Абсо­лютный дух самораскрывается в трех: в искусстве, религии и философии. В искусстве он познает себя в форме созерцания, в религии — в форме представ­ления, в философии — в форме понятия.

Источник

Введение в историю философии. Лекции по эстетике. Наука логики. Философия природы

Новая книга серии «Библиотека избранных сочинений» посвящена творчеству великого немецкого философа Георга Гегеля, символа классического немецкого идеализма. Абсолютный дух и мировая душа, глубочайшее проникновение в природу различных явлений человеческого бытия – вклад Гегеля в философскую мысль трудно переоценить, как и его влияние на мировую философию. В сборник включены произведения: «Введение в историю философии», «Лекции по эстетике», «Наука логики», «Философия природы». В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)

Читайте также:  Добрым летним утром природа гиф

Вопросы, на которые дает ответ эта книга

ВОЗМОЖНО ЛИ МНЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ?

Когда человек говорит о философских мнениях, то мы сразу убеждаемся, что он не обладает даже элементарной философской культурой, хотя бы он и был сам историком философии. Философия есть объективная наука об истине, наука о ее необходимости, познание посредством понятий, а не мнение и не тканье паутины мнений.

В ЧЕМ СОСТОИТ ЗАДАЧА ФИЛОСОФИИ?

…Задача философии заключается в том, чтобы вопреки рассудку показать, что истинное, идея, не состоит в пустых общностях, а в некоем всеобщем, которое само в себе есть особенное, определенное. Если истина — абстрактна, то она — не истина.

КАК В ИСКУССТВЕ СООТНОСЯТСЯ «ДУХ» И «МАТЕРИАЛ»?

Искусство же и его произведения, возникнув из духа и будучи созданы им, сами носят духовный характер, хотя художественное изображение и вбирает в себя чувственную видимость, одухотворяя чувственный материал.

КАКОВ НАИХУДШИЙ ВАРИАНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ?

Самым дурным, менее всего подходящим для духа отношением между ним и художественным произведением является чисто чувственное восприятие этого произведения. Оно состоит в том, что мы только смотрим художественное произведение, слушаем, ощупываем его и т. д.

…Идея как действительность, получившая соответствующую своему понятию форму, есть идеал.

Логика приносит пользу занимающимся ею, поскольку она в известной степени развивает ум, помогает ему, таким образом, достигнуть других целей. Развитие ума посредством изучения логики заключается в том, что он приобретает привычку к мышлению.

ПОЧЕМУ НАС ВЛЕЧЕТ К СЕБЕ ПРИРОДА?

Природа стоит перед нами как некая загадка и проблема, и мы столь же чувствуем потребность разрешить загадку природы, сколь и отталкиваемся от этого. Природа влечет нас к себе, ибо дух чувствует свое присутствие в ней; она нас отталкивает как нечто чуждое, в котором наш дух не находит себя.

КАК СВЯЗАНЫ ФИЗИКА И ФИЛОСОФИЯ?

Философия не только должна согласоваться с опытным познанием природы, но и само возникновение и развитие философской науки имеет своей предпосылкой и условием эмпирическую физику.

КАКОВА СУЩНОСТЬ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ?

Солнечная система представляет собою ближайшим образом множество самостоятельных тел, существенно соотносящихся друг с другом, обладающих тяжестью, но сохраняющих себя в самом этом соотношении и полагающих свое единство в ином, лежащем вне их.

Источник

12. Философская система и диалектика Гегеля.

Основные части философской системы Гегеля — логика, философия природы и философия духа, к которой непосредственно примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии. Логика составляет важнейшую часть его системы. Гегель ставит перед логической наукой задачу исследовать наиболее общие закономерности развития познания. Гегель объявляет логику учением о сущности всех вещей. Поэтому рассматриваются такие вопросы, которыми формальная логика никогда не занималась: вопросы о закономерностях самой действительности, о превращении количественных изменений в качественные, о соотношении философских категорий.

Читайте также:  Какие природные зоны соответствуют

Понятие у Гегеля — это процесс теоретического мышления, возведенный в абсолют. Активность мышления и всей сознательной, целесообразной практической деятельности людей, преобразующей мир, идеалистически истолковывается Гегелем как творчество, самопознание «абсолютной идеи», обнаруживающей в себе все то, что непосредственно, на поверхности выступает как развитие природы и общества. Логический процесс развития завершается у Гегеля понятием «абсолютной идеи», которая вначале «отчуждает» свое бытие, сообщает ему движение, в результате которого бытие становится содержательным. Затем она обнаруживает себя как сущность, как понятие и, наконец, благодаря развитию понятия как «абсолютная идея», которая выступает как систематическое, многообразное единство всех сторон, логических определений, характеризует не только мир как целое, но и его познание.

Если логика, по Гегелю, есть «наука об идее в себе и для себя», то философия природы характеризуется им как «наука об идее в ее инобытии». Гегель не объясняет, как происходит переход от «чистой» логической идеи к природе, он просто декларирует, что «абсолютная идея», познав свое собственное содержание, «решается из самой себя свободно отпустить себя в качестве природы». «Абсолютная идея», по Гегелю, существует вне времени, природа также не имеет начала во времени. Главными формами природного бытия «абсолютной идеи» являются механика, физика, органика. Гегель отвергал в основном уже сложившееся в его время представление о химическом процессе как о взаимодействии атомов, он отрицал также и тот факт, что вода состоит из водорода и кислорода. Он также подходит к пониманию электричества как особой формы движения материи. Органика — посвящена вопросам геологии, ботаники и зоологии. Здесь Гегель стремится показать, что переход от неживого к живому есть завершение природного процесса: «Дух выходит, таким образом, из природы». Это значит, что природа есть лишь низшая ступень обнаружения и самопознания «абсолютной идеи»; свое высшее адекватное воплощение «абсолютная идея» получает лишь в человеке, в развитии общества. В силу своего идеалистического характера философия природы Гегеля оказалась наиболее слабой частью его системы. В ней особенно резко выразилось невозможность примирения идеалистического истолкования природы с ее научным исследованием.

Третья часть философской системы Гегеля — философия духа — посвящена рассмотрению «абсолютной идеи» на заключительном этапе ее развития, когда она, покидая природу, «возвращается» к самой себе в качестве «абсолютного духа», т.е. «абсолютной идеи», преодолевшей свое «отчуждение», снявшей свое отрицание (природу) и развивающейся как самосознание человечества на всем протяжении всемирной истории. Философия духа состоит из учения о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), учения об объективном духе (право, нравственность, государство) и учения об абсолютном духе как высшей ступени самопознания « абсолютной идеи» (искусство, религия, философия).

Читайте также:  Дифференциально диагностический опросник человек природа

Искусство, религия и философия, по учению Гегеля — высшие формы самосознания «абсолютного духа»: в них завершается всемирная история, и мировой разум полностью осознает себя и само удовлетворяется. Философию Гегель рассматривал как наиболее глубокое выражение истины, противопоставляя ее в этом отношении религии. Однако и религия, по мнению Гегеля, содержит абсолютную истину, но лишь в форме чувственного, так сказать наивного, образного представления.

Диалектика Гегеля — высшее достижение немецкой классической философии.

Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Гегель сформулировал, правда, в идеалистической форме, законы и категории диалектики.

Природа, по Гегелю, существует независимо от человека, а человеческое познание обладает объективным содержанием. Гегель учил, что явления столь же объективны, как и сущность, сущность является, т.е. обнаруживается в явлении, ввиду чего и явление существенно. Познавая явления, мы тем самым познаем и сущность.

Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости «вещи в себе»; в природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания

Он полагал, что ни материя, ни сознание человека не могут рассматриваться как первичное, ибо сознание невозможно логически вывести из материи, а материя также не выводима из человеческого сознания, которое само должно быть понятно как результат предшествующего развития абсолютного субстанциального первоначал.

Заслуга Гегеля состоит в том, что он развил диалектический метод понимания мира. Гегель разработал вопросы взаимосвязи, движения, развития и превращения количественных изменений в качественные, вопросы природы теоретического мышления, о логических формах и категориях, в которых осуществляется это теоретическое мышление.

Большой вклад сделан Гегелем в понимании метода науки. Метод, согласно Гегелю, — это не совокупность искусственных приёмов изобретённых человеком, он есть нечто, что не зависит от предмета исследования. Метод — отражение реальной связи, движения, развития явлений объективного мира. Гегель показал, что познание есть исторический процесс.

Поэтому истина — это не готовый результат познания, навсегда данный, она постоянно развивается; логические формы, в которых развивается истина, имеют объективный характер.

Источник

Оцените статью