Науки о природе и науки о культуре философия

Вопросы философии науки в работе Генриха Риккерта «Науки о природе и науки о культуре»

Генрих Риккерт – значимый паредставитель неокантианской школы, главным вдохновителем которого является Виндельбанд.

В своей работе «Науки о культуре и науки о природе» Риккерт затрагивает философские размышления о «логическом суждении, значении и понятии» наук, которые развивается в эпистемологию различных научных дисциплин. Эти идеи даны не столько для того, чтобы дать их описательную классификацию, сколько для того, чтобы отреагировать как на кажущуюся автономизацию совокупности наук, так и на гегемонистскую эволюцию.

Риккерт различает естественные науки и науки о культуре как по их методам, так и по их объекту. В согласии с Виндельбандом он считает, что:

  • естественные науки стремятся установить общие законы,
  • науки о культуре применяют себя к пониманию единичных событий.

Что касается культурных и частных наук, то он следует той же линии, что и Виндельбанд. Для него история является частью культуры и должна пониматься как тактовая. Так выявляются решающие тезисы Риккерта, что история должна прежде всего пониматься как культура и что ее изучение первоначально основано на применении различных методов.

С этой целью он создает научно-общие методы и историко-частные методы, учитывающие разграничение науками о культуре и науками о природе. Таким образом, общенаучные методы применимы к естествознанию, потому что, по его мнению, понять научный факт – значит связать его с общими законами, использовать в науке. Историко-индивидуальные методы, в свою очередь, применимы к наукам о культуре, поскольку речь идет об индивидуальном приобретении опыта.

Согласно Риккерту, естественные науки имеют общие закономерности, характерную универсальную привлекательность, которую можно применить любому человеку в любое время и в любом месте, не нарушая общего характера эпистемологического универсализма. Между тем, науки о культуре характеризуют индивидуальный опыт каждого человека, образующего культурную традицию. Вот почему Риккерт говорит о концептуализации наук.

Риккерт не устанавливает дуализма между науками. Он утверждает, что это не абсолютная противоположность, а относительное отклонение. Он предлагает преемственность наук с точки зрения гетерогенного континуума и гомогенного континуума. Таким образом, гетерогенный континуум – это первый путь, по которому идут естественные науки, а гомогенный континуум – путь развития наук о культуре.

Более того, Риккерт понимает, что наука в своих поисках истины не следует предписаниям, а постоянно их нарушает. Наблюдается наличие своего рода смешанных и промежуточных форм, которые входят друг в друга, поэтому Риккерт прибегает к системе, которую он предполагает охарактеризовать ценностными или аксиологическими понятиями. Благодаря такому научному историческому знанию, появляется возможность обрести полноту и самоорганизуемость внутри себя. Но этот вклад вносит новые пороки в научный процесс.

Читайте также:  Научная основа охраны природы

Риккерт, как и Виндельбанд, будучи учеником Канта и хотел решить проблему науки, следуя кантианской модели. Он сделал для наук о культуре то же самое, что Кант сделал для математической науки. Более того, он вырвал науки о культуре из метафизики и трактовал их в духе кантианского трансцендентального анализа.

Однако, если одно из этих условий требует, чтобы мы предпочли создать структуру внешнего вида, то история должна приобщиться к такой системе и обрести свою объективную чувствительность. Если ученый пытается сделать это в самой истории, то он погружается в логику порочного круга или же, если он хочет, как Риккерт в своей философии, построить систему априори, оказывается, что такое построение невозможно осуществить без метафизической презумпции, откуда проблема возвращается к своей изначальной точке. Из этого следует, что мы не продвигаемся в научном процессе.

Вопросы философии и аксиологии

В системе философии Риккерта мы можем выделить, в первую очередь, точку зрения теории науки, которая начинается сначала с частных наук, а затем переходит к философии. По его мнению, философия должна развить принцип мира несколько шире и конституировать принцип, управляющий теоретической артикуляцией мира, что является типичным выявлением структурных проблем. Риккерт вводит тот методологический принцип, который определяет все его мышление.

Но более конкретно он настаивает на специфике предмета изучения наук о культуре: если природные объекты не имеют культурного значения, то человеческое поведение приобретает смысл лишь по отношению к системе ценностей, к культуре. Именно это отношение к ценностям позволяет выделить факты в сложности реальности. Тогда результаты социальных исследований имеют ценность только для тех, кто разделяет одну и ту же культуру, за исключением того, согласно Риккерту, что исследователи могут договориться о некоторых универсальных ценностях. Таким образом, факты выбираются на основе особого отношения к ценностям, что ограничивает достоверность результатов исследований в культурологии.

Риккерт, по сути, добавляет новую «ценность» пространству и времени, формам человеческого сознания. Одно из возможных пониманий культуры – аксиологическое. Риккерт заложил основу для этого. База достаточно специфична: во-первых, это постановка задачи. Ценность остается загадочной категорией, с которой мы можем работать только потому, что она является частью нас самих. Как пространство и время.

Культура — это не пространство и время. Это то, что порождается благодаря воплощению человеческих ценностей. Тогда они получат некоторое признание. Несмотря на специфику понятия ценности, которое как таковое не встречается, это слово знакомо человеку. Это то, что имеет значение для человека. То, что важно для человека и необходимо ему. Он напрямую связывает прогресс в науках о культуре с прогрессом в разработке понятия культуры, основанного на определении системы значимых ценностей.

Источник

науки о природе и науки о культуре

НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ -название самостоятельных областей научного знания, разделенных по принципу логического дуализма в нем. философии на рубеже 19 и 20 вв. неокантианцами Г. Когеном, Г. Риккертом, В. Виндельбандом идр.) Цель такого разделения научных областей они видели в необходимости обоснования самостоятельного эпистемологического статуса гуманитарных дисциплин, несводимого к философско-методологическим основаниям естественнонаучного знания. Науки о природе нацелены на получение объективного знания о внешней действительности, основанного на законах причинности, независимых от человека. Они ориентированы на познание общих, повторяющихся черт изучаемого явления и группируются вокруг одной основной науки (механики). Науки о культуре сосредоточены на познании частных, индивидуальных, неповторимых особенностей. Они проникают в телеологические связи и пытаются реконструировать исторические образования по телеологическому принципу, определяя конкретные смыслы, зафиксированные в явлениях культуры. Для наук о культуре не может существовать какой-либо определенной основной науки, но есть возможность объединения, которую дает понятие «культуры», определяющее объекты наук о культуре как ценностно обусловленные и являющееся для них «руководящим принципом при образовании ими исторических понятий». Поэтому различие наук о природе и наук о культуре (у В. Виндельбанда; номотетических и идиографических наук) объясняется неокантианцами противоположностью их методов (у Г. Риккерта: генерализующий и индивидуализирующий методы). Выработанный неокантианцами способ деления научного знания на науки о природе и науки о культуре не сводится к предложенному В. Дильтеем разделению наук на науки о природе и науки о духе. Неокантианцы считают термин «науки о духе» недостаточным для характеристики действительных различий естественных и гуманитарных наук, а материальное различие природы и духа, акцентирующее связь гуманитарных дисциплин преимущественно с психическими явлениями (В. Дильтей), полагают не главным признаком деления, поскольку из него нельзя вывести формальную противоположность двух различных методов. Это объясняется тем, что для неокантианцев существует только одна действительность, и материальную противоположность объектов можно получить только благодаря специальному выделению из целого этой действительности некоторого количества предметов и явлений. Именно поэтому неокантианцы дополняют материальный принцип деления наук формальным. Они сосредоточивают внимание не на содержательной специфике наук о природе и наук о культуре, а на различиях в самом процессе упорядочения и переработки содержательного материала, т.е. на различиях двух основных форм мышления, которые обусловливают выработку понятий. Неокантианцы сознательно абстрагируются от всего общего, объединяющего науки о природе и науки о культуре в действительности, и разделяют их в «понятии».

Читайте также:  Какие природные ресурсы используются человеком

Такое разделение привело к тому, что в рамках исследования «наук о культуре» центральное место стало занимать понятие «ценности». Возникла проблема существования ценностей. Поскольку процедура отнесения к ценностям превращает части действительности в объекты культуры и выделяет эти объекты из мира природы, то о ценностях нельзя говорить, что они существуют или не существуют, — они только значат. Именно эта противоположность объектов природы и культуры лежит в основе деления наук.

В философии 20 в. были предприняты попытки преодоления эпистемологического разрыва наук о природе и наук о культуре (М. Вебер, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер).

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация» . И.Т. Касавин . 2009 .

Полезное

Смотреть что такое «науки о природе и науки о культуре» в других словарях:

  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ — ’НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ’ (1910) одна из наиболее значимых работ Риккерта, в которой излагаются основы разработанной им методологии исторического знания. Книга представляет собой переработку и публикацию, причем в значительно… … История Философии: Энциклопедия
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ — введенное Г. Риккертом подразделение наук по их предмету и методу. Это подразделение совпадает с предложенным В. Винделъбандом и подробно разработанным Риккертом противопоставлением номотетической науки и идиографической науки. В последние… … Философская энциклопедия
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ — (1910) одна из наиболее значимых работ Риккерта, в которой излагаются основы разработанной им методологии исторического знания. Книга представляет собой переработку и публикацию, причем в значительно расширенном виде, идей доклада, прочитанного… … История Философии: Энциклопедия
  • НАУКИ О ДУХЕ — термин, употребляемый с сер. 19 в. и обозначающий примерно то же самое, что и науки о культуре (см. НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ ) или идиографическая наука. Выражение «Н. о д.» является переводом термина англ. философии «moral science». К… … Философская энциклопедия
  • НАУКИ О ДУХЕ — ( Geistwissenschaften ) нем. термин для обозначения гуманитарных дисциплин. Понятие Н. о д. как единого комплекса гуманитарных дисциплин разрабатывается в герменевтике с целью обоснования их методологического фундамента, сравниваемого с основами… … Современная западная философия. Энциклопедический словарь
  • разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки — РАЗДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО ГУМАНИТАРНЫХ НАУК НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ методологический подход, исходящий из неоднородности наук о человеке и обществе и проблематизирующий понятие «социально гуманитарные науки». С одной стороны, есть… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  • МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ — систематический анализ методов, применяемых для получения научного знания и тех общих принципов, которыми направляется научное исследование. Методологические исследования можно разделить на общие, частные и конкретные. Общая методология… … Философская энциклопедия
  • ЕДИНСТВО НАУКИ — ЕДИНСТВО НАУКИ общность методологических принципов, положенных в основание научных теорий; тенденция к тесной связи и взаимодействию различных научных дисциплин; стремление представить научную теорию в качестве знания, охватывающего все… … Философская энциклопедия
  • СССР. Общественные науки — Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия
  • СССР. Естественные науки — Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. Эйлер, Д. Бернулли и другие западноевропейские учёные. По замыслу Петра I академики иностранцы… … Большая советская энциклопедия
Читайте также:  Конспект урока природный газ алканы 10 класс

Источник

Оцените статью