41. Общее понятие об интеллекте. Развитие психики животных (инстинкты, навыки, интеллектуальное поведение).
Интеллект( понимание, познание) обозначает относительно устойчивую структуру умственных способностей.
Интеллект – глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.
Интеллект и креативность связаны до определенного среднего уровня развития интеллекта (примерно до 120 баллов IQ; если у человека больше 120 баллов IQ, связь между интеллектом и творчеством исчезает).
Инстинкты. На данном и предыдущем этапах они играют определяющую роль в поведении животного. Какими бы сложными не казались нам инстинкты, их основной и неисправимый недостаток в том, что срабатывают они только тогда, когда соблюдены в определённом порядке все внешние условия. Животные не могут рассмотреть и среагировать на целостную ситуацию, они способны произвести элементарный анализ отдельных её элементов. В зависимости от результата активизируются инстинкты. Инстинкт -автоматическое поведение, целесообразное в определённых условиях.
Навыки.Известно, что инстинкты основаны на безусловных рефлексах. Навыки же основываются на приобретенных, условных рефлексах. Окружающая среда постоянно подбрасывает животному различные неожиданные задачи. Для их решения нужно добавить к «встроенным» в психику «программам» новые, выученные, основанные на собственном жизненном опыте. Навыки позволяют значительно расширить спектр ситуаций, на которые животное может более или менее успешно реагировать. Но и навыки не лишены недостатков. Животные приобретают их слишком медленно, за это время ситуация может изменятся многократно и животным придётся переучиваться. А если такой возможности не представится — смерть.
Интеллект проявляется животным тогда,когда оно в своих действиях встречается с необычными трудностями, для преодоления которых инстинкты и навыки оказываются недостаточными. В этих случаях интеллект животного проявляется в изобретении нового способа действия, не применявшегося животным ранее.
42. Понятие о языке и речи. Функции речи. Темпоральные характеристики речи на родном и иностранном языках.
Язык– это система кодов и знаков, сложившаяся в ходе общественно-исторического развития человека и существующая объективно.
Речь – процесс пользования языком в конкретной ситуации общения.
Речь тесно связана с языком но речь обладает отличительными характеристиками.
•В языке есть только общее – значение, а речь индивидуальна и характеризуется личностным смыслом.
Значение– вся совокупность связей и отношений, которая стоит за данным словом.
Личностный смысл– тот оттенок значения, который актуален для данного субъекта в конкретной ситуации.
•Язык изменяется очень медленно, в течение столетий. Речь постоянно меняется в зависимости от ситуации общения, состояния человека.
•Основания для классификации и виды языка и речи различны.
•Язык не подвержен нарушениям, это всегда норма. А речь подвержена. Нарушения речи называются афазиями.
Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).
Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.
Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.
Третья функция речи – функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную.
Источник
Т е м а 4 ПСИХИКА ЖИВОТНЫХ
Врожденные формы обеспечивают биологически целе-сообразную реакцию на определенные условия среды. Вся-кое живое существо — и животное, и человек — обладает такими формами поведения.
Чувствительность
Первые признаки психики в животном мире возника-ют уже у низших животных и проявляются в форме чув-ствительности. Физиологической основой чувствительно-сти является раздражимость — способность живых орга-низмов отвечать на биологически значимые (жизненно важные) для них воздействия, раздражители. Когда живые организмы начинают воспринимать такие воздействия ок-ружающей среды, которые сами не имеют непосредствен-ного биологического смысла, но могут сигнализировать о биологически значимых раздражителях, возникает чувстви-тельность.
Изменение формы растения, которое как бы двигается к свету (тропизм) не есть проявление чувствительности, поскольку эта непосредственная реакция на биологически значимый (значимый для его сохранения) раздражитель. Совсем другое дело движение жабы, захватывающей летя-
щего мотылька. Движение мотылька, его форма, отражае-мый его крыльями свет сами по себе не могут удовлетво-рить непосредственную биологическую потребность жабы в пище. Но они сигнализируют о ней. Восприятие такого сигнала и есть чувствительность. В процессе эволюции жи-вых организмов чувствительность возникает очень рано.
Низшие животные реагируют только на отдельные свой-ства окружающего мира. Эта стадия развития психики ха-рактеризует элементарную чувствительность. Но такая чув-ствительность обеспечивает лишь недифференцированные ощущения. На этой стадии поведение почти полностью определяется инстинктами.
4.2. Инстинктивное поведение
Инстинкты — врожденные, наследственно закрепленныеакты поведения, направленные на удовлетворение биоло-гических потребностей. Инстинктивное поведение прояв-ляется на всех ступенях эволюционной лестницы — от низ-ших животных, насекомых до человека. На всех ступенях основными инстинктами являются инстинкты самосохра-нения, пищевой и сексуальный инстинкты. Но чем выше на ступени этой лестницы находится живое существо, тем меньшую роль в его повседневной жизни играет инстинк-тивное поведение.
Основной механизм осуществления такого поведения — безусловные рефлексы.
Инстинктивное поведение очень важно, поскольку оно обеспечивает возможности выживания с самых первых мо-ментов жизни до приобретения собственного опыта. Однако в изменяющихся условиях такое поведение не может удов-летворить необходимых потребности и становится неадек-ватным.
Приведем пример. Очень важным врожденным инстин-ктом гусят является инстинкт следования. Родившийся гу-сенок готов следовать за первым движущимся объектом, который попадает в его поле зрения. В обычных условиях это биологически целесообразно — он следует за мамой-гусыней и благодаря этому получает все необходимое для жизни. Исследователи поведения животных неоднократно проводили опыты, в которых первым движущимся объек-том, попавшим в поле зрения гусенка, был человек или катящийся шар, заводная игрушка. Гусенок начинал сле-довать за ней. Даже тогда, когда ему предлагался выбор —
следовать ли за объектом, который он увидел первым в своей жизни или за настоящей мамой-уткой, он выбирал первое. Понятно, что такое поведение биологически неце-лесообразно, однако вопреки этому, насекомые, живот-ные, птицы повторяют их, не меняя.
Пчелиные соты при минимуме площади обладают наи-большей вместимостью. Впечатление такое, что перед нами образец тончайшего математического расчета. Ин-стинкт пчелы заставляет строить соты так, чтобы это было биологически целесообразно. Инстинкт заставляет пчелу старательно закупоривать ячейки сот, чтобы сохранить в них мед. Но если у сот проткнуть дно, пчела будет так же их закупоривать, хотя никакого смысла в этом уже нет: из таких сот мед вытечет.
Таким образом, инстинктивное поведение целесообраз-но в стереотипных условиях и нецелесообразно в постоян-но изменяющейся среде.
Поэтому особое значение для жизни живых существ имеют приобретенные формы поведения.
Приобретенные формы поведения формируются в про-цессе жизни, под влиянием собственного опыта живого существа.
Одной из важнейших форм приобретенного поведения, которые являются навыки.
Навыки — это способы поведения, возникающие в ре-зультате научения, закрепленные путем упражнений и по-вторения. Они осуществляются автоматически, без созна-тельной регуляции и контроля.
Однако чем сложнее условия жизни и нервная система живого существа, чем выше оно стоит на эволюционной лестнице, тем быстрее и эффективнее образуются у него навыки, тем более сложными по своему характеру они являются.
Навыки бывают двух типов. При навыке первого типа новое, не закрепленное в инстинктах действие с самого начала выполняется автоматически и закрепляется путем повторения. Известны два основных механизма его реали-
зации — условный рефлекс и оперантное реагирование.
Напомним, что условный рефлекс — реакция на раздра-житель, который первоначально является нейтральным, но близок по времени возникновения к безусловному раз-
дражителю. Навыки, основанные на условном рефлексе, можно сформировать даже у существ с относительно про-стым строением нервной системы. Например, даже пчел, в поведении которых, как мы уже говорили, значитель-ную роль играют инстинкты, удавалось научить отдавать предпочтение определенному цвету. Для этого им клали мед только в стеклянные чашки определенного цвета.
Еще более сложные условные рефлексы можно выра-ботать у высших животных — обезьян. В Сингапуре, напри-мер, с его помощью научили обезьян участвовать в работе биологов. Обезьяны усвоили слова определенных команд. Прыгая на ветвях деревьев на высоте пятиэтажного дома, следуя командам, которые люди отдают с земли, обламы-вают и приносят людям отдельные листья, цветы, отрос-тки, которые иначе достать было бы очень трудно.
С помощью условного рефлекса можно выработать и отрицательные реакции — страха, избегания чего-либо и т.п. Например, в одном из опытов использовался большой аквариум, который был разделен стеклянной перегород-кой на две части. В одной из них находилась щуки, а в другой — пескари. Щуки пытались догнать и схватить пес-карей, но постоянно наталкивались на преграду. После нескольких неудачных попыток, щуки стали избегать пес-карей. Затем стекло-преграда было убрано. Однако щуки по-прежнему избегали пескарей, уплывали от них.
Оперантное обусловливание — еще один важный меха-низм реализации навыков первого вида. Одной из важ-нейших характеристик живого существа, как вы уже знае-те, является его активность, постоянное взаимодействие со средой. В процессе приспособления к условиям жизни какие- то действия оказываются более эффективными, ка-кие-то менее. В результате закрепляются те действия, ко-торые полезны для живого существа: помогают удовлетво-рить его потребности, избегать опасностей. Такой вид вы-работки навыка называется оператным (от латинского слова operatio — действие) обусловливанием, или оперантным на-учением.
Классическим примером оперантного научения явля-ются эксперименты, проведенные известным американс-ким психологом Б. Скиннером (1904-1990). Крысу поме-щали в специальную клетку с рычагом. Нажимая на этот рычаг, крыса могла получать пищу. Ученого интересова-ло, научится ли крыса нажимать на рычаг, если ей не по-казывать, как им пользоваться, самостоятельно. Действи-
тельно, крыса, обследуя клетку, первоначально случайно нажимала на рычаг, получала вкусную пищу, после чего быстро научалась использовать рычаг по назначению.
Оперантное обусловливание имеет большое значение, например, при дрессировке животных. В этом случае осо-бенно важно, чтобы «вознаграждалось» (подкреплялось) совершаемое животным действие.
Многие навыки животных и некоторые навыки челове-ка представляют собой навыки первого типа.
Навык второго типа обеспечивается сознательной выра-
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник