Назначение природно ресурсных платежей

3.5 Экономическая сущность и назначение налоговых платежей за пользование природными ресурсами. Порядок их исчисления и уплаты

Формирование государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов становится обязательным условием успешной реализации экономических реформ в нашей стране.

В современных условиях развитие и эффективное использование природно-сырьевой базы России становится главным фактором роста ее экономики. Поэтому платежи за пользование природными ресурсами в системе факторов реализации природно-ресурсной политики государства являются особо значимыми.

Использование природных ресурсов осуществляется за соответствующую плату, в основе которой положена рентная составляющая. На виды и размеры платежей влияют вид ресурса, его качественные свойства, цели использования.

В настоящее время в России сложилась система налоговых платежей за природные ресурсы в бюджет, включающая в себя налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, земельный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

В систему платежей за пользование природными ресурсами входит налог на добычу полезных ископаемых, который является одним из основных доходообразующих налогов федерального бюджета.

С 1 января 2002 г. исчисление и уплата налога производится на основании главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ, которой определены все элементы налогообложения. Данный налог был введен в налоговую систему РФ с целью упрощения и упорядочения системы платежей за пользование природными ресурсами.

Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.

Статьей 336 определено, что объектом налогообложения налогом являются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ, а также за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, на участках недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Статья 337 дает исчерпывающий перечень видов полезных ископаемых, подлежащих налогообложению налогом на добычу.

Порядок определения налоговой базы по налогу установлен статьей 338. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого.

Налоговым периодом по данному налогу признается календарный месяц.

Статьей 342 установлены единые (фиксированные) по каждому виду полезных ископаемых налоговые ставки.

Порядок исчисления и уплаты налога и сроки уплаты налога и авансовых платежей определены статьями 343 и 344 и представлен на рисунке 5.

Рисунок 4 – Порядок исчисления и уплаты НДПИ

Водный налог – это система оплаты за пользование водными объектами и за забор воды.

Объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Читайте также:  Почвы дерново подзолистые серые лесные природная зона

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта, особенности определения налоговой базы по водному налогу представлены на рисунке 28.

Налоговым периодом признается квартал.

Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Ставки зависят от объекта налогообложения и установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования.

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере установленных налоговых ставок установленных.

Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов введены в действие с 1 января 2004 года.

Объектами обложения признаются:

— объекты животного мира в соответствии с установленным перечнем, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— объекты водных биологических ресурсов в соответствии с установленным перечнем, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ставки сбора устанавливаются отдельно за каждый объект животного в рублях за одно животное и за каждый объект водных биологических ресурсов в рублях за тонну.

Порядок и сроки уплаты сборов устанавливаются статьями 333.4 и 333.5 НК РФ и представлены на рисунке 6.

Плательщики сборов за пользование объектами животного мира уплачивают сумму сбора при получении лицензии

Уплата сборов производится:

— плательщиками – организациями и индивидуальными предпринимателями – по месту учета;

— плательщиками – физическими лицами – по месту нахождения органа, выдавшего лицензию.

Органы, выдавшие лицензию, не позднее 5-го числа каждого месяца представляют в налоговые органы по месту своего учета:

— сведения о выданных лицензиях;

— сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии;

Рисунок 5 – Порядок и сроки уплаты сборов

При изучении данного вопроса необходимо руководствоваться положениями главы 26, 25.1 и 25.2 НК РФ.

Пример решения задачи по налогу на добычу полезных ископаемых.

Организация, являющаяся плательщиком налога на добычу полезных ископаемых за свой счет проводит разведку месторождения каменного угля и занимается его разработкой. В налоговом периоде организацией добыто 900 тыс. тонн угля. Реализовано за налоговый период 600 тыс. тонн, выручка от реализации полезного ископаемого по ценам с учетом НДС составила 544000 тыс. руб. Расходы налогоплательщика по доставке продукции 1300 тыс. руб.

Читайте также:  Министерство экологии новосибирской области природных ресурсов

Определите сумму налога на добычу полезных ископаемых, подлежащую уплате за налоговый период.

1) Выручка от реализации полезного ископаемого без учета НДС

544000 * 100 / 118 = 461017 тыс. руб.

2) Выручка от реализации без учета расходов по доставке продукции

461017 – 1300 = 459717 тыс. руб.

3) Стоимость единицы реализованного полезного ископаемого

5) Сумма налога к уплате за налоговый период

689400 * 4% / 100% * 0,7 = 19303 тыс. руб.

Вывод: Так как организация за счет собственных средств проводит разведку месторождений, то она имеет право на уплату налога с коэффициентом 0,7 и сумма налога за налоговый период составит 19303 тыс. руб.

Источник

1 Сущность системы платежей за природные ресурсы

Природно-ресурсные налоги и платежи в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, относятся к числу регулирующих доходов бюджета, распределение которых осуществляется ежегодно при принятии бюджета. В них заинтересованы субъекты Федерации, поскольку предельные размеры ставок указанных налогов и платежей по большинству природных ресурсов (водным, лесным, земельным и др.) устанавливаются на уровне Российской Федерации, а конкретные ставки – субъектами Российской Федерации, исходя из их географических, экономических, социальных и экологических условий.

Система платежей за природные ресурсы — это виды платы, методы определения размера отдельных видов платы, порядок установления, изъятия и использования платы.

Плата за природные ресурсы — это издержки предприятия, связанные с использованием природных ресурсов и рассчитанные в соответствии с действующей в стране методикой расчета затрат. На основе правил расчета затрат вся совокупность природных ресурсов делится на три группы:

1) Ресурсы закупаемые. Оцениваются ценой предприятия, добывающего, подготавливающего или производящего первичную переработку ресурса. Сюда относятся сырьевые и энергетические ресурсы.

2) Ресурсы изымаемые у природы. Они оцениваются издержками на их добычу и специальными выплатами (налогами) государственным или муниципальным фондам за каждую единицу используемого ресурса. К ним относятся изменяемые или используемые земля, вода, атмосфера, лес и полезные ископаемые, вовлекаемые в производство.

3) Ресурсы, являющиеся собственностью производителя (или предприятия). Сюда относят: отходы производства, возвращаемые в виде ресурса (металлоотходы), вторичные энергетические ресурсы, вода замкнутого оборотного цикла, собственная земля и т.п. Для оценки этих ресурсов существует три правила:

1) Ресурсы оцениваются по нулевой оценке;

2) Ресурсы оцениваются по издержкам на доставку и подготовку к использованию;

3) Ресурсы оцениваются по вытесняемым затратам за счет замены «первичного» природного ресурса.

Принцип «платности использования ресурсов» был закреплен как основополагающий в Законе «Об охране окружающей природной среды» в 1991 году. Платность использования ресурсов в природопользовании выполняет следующие функции:

Читайте также:  Мастер класс рисование гуашью природу

Рациональное и комплексное использование природных ресурсов;

Улучшение охраны окружающей среды;

Выравнивание социально-экономических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов;

Формирование специальных фондов финансирования по охране и воспроизводству природных ресурсов.

2 Виды платежей за природные ресурсы

Все виды платежей за природные ресурсы устанавливаются в виде твердых ставок (нормативов) в расчете на единицу потребляемого (применяемого) ресурса запасов полезного ископаемого, 1 м³ воды и др. Платежи датируются с учетом качественных характеристик ресурсов и природных условий эксплуатации. За нарушение действующих норм и лимитов использования природных ресурсов (например, сверхнормативный расход запасов полезных ископаемых) применяются повышенные платежи, выплачиваемые из дохода предприятий — нарушителей.

Согласно Закону Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» плата за природные богатства (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) в общем виде взимается:

За право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

За сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

На воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плательщиками являются предприятия, объединения и организации, которые используют природные ресурсы или оказывают воздействие на окружающую среду, вне зависимости от форм собственности.

Плата за пользование природным ресурсом — это цена потребляемого количества ресурса или услуги, оказываемой при пользовании природным ресурсом. Законодательно плата за пользование природными ресурсами включена в состав налоговой системы, т.е. платежи за природные ресурсы являются налогами.

В настоящее время платежи за природные ресурсы регламентируются следующими основными законами РФ: «Об основах налоговой системы в РФ», 1991 г.; «О плате за землю», 1991 г.; «Об охране окружающей среды», 1991 г.; «Об акцизах», 1991 г.; «Земельный кодекс», 1991 г.; «О недрах», 1992 г.; О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О недрах», 1995 г.; «О животном мире», 1995 г.; «О соглашениях о разделе продукции», 1995 г.; «Водный кодекс РФ», 1995 г.; «Лесной кодекс РФ», 1997 г.

Плата за нерациональное использование природных ресурсов — это форма экономической ответственности предприятия за ущерб, причиненный в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования.

Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов — это компенсация затрат организаций и ведомств, которые осуществляют воспроизводство и охрану отдельных видов природных ресурсов. Этот вид платежей включается в себестоимость продукции. В настоящее время этот вид платежей установлен только по недрам. При определении размеров этого вида платежей учитывают: затраты за воспроизводство природного ресурса; система контроля состояния природного ресурса; особенности охраны конкретных видов природных ресурсов от отрицательных последствий хозяйственной деятельности.

Источник

Оцените статью