3.5 Экономическая сущность и назначение налоговых платежей за пользование природными ресурсами. Порядок их исчисления и уплаты
Формирование государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов становится обязательным условием успешной реализации экономических реформ в нашей стране.
В современных условиях развитие и эффективное использование природно-сырьевой базы России становится главным фактором роста ее экономики. Поэтому платежи за пользование природными ресурсами в системе факторов реализации природно-ресурсной политики государства являются особо значимыми.
Использование природных ресурсов осуществляется за соответствующую плату, в основе которой положена рентная составляющая. На виды и размеры платежей влияют вид ресурса, его качественные свойства, цели использования.
В настоящее время в России сложилась система налоговых платежей за природные ресурсы в бюджет, включающая в себя налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, земельный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
В систему платежей за пользование природными ресурсами входит налог на добычу полезных ископаемых, который является одним из основных доходообразующих налогов федерального бюджета.
С 1 января 2002 г. исчисление и уплата налога производится на основании главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ, которой определены все элементы налогообложения. Данный налог был введен в налоговую систему РФ с целью упрощения и упорядочения системы платежей за пользование природными ресурсами.
Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.
Статьей 336 определено, что объектом налогообложения налогом являются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ, а также за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, на участках недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.
Статья 337 дает исчерпывающий перечень видов полезных ископаемых, подлежащих налогообложению налогом на добычу.
Порядок определения налоговой базы по налогу установлен статьей 338. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого.
Налоговым периодом по данному налогу признается календарный месяц.
Статьей 342 установлены единые (фиксированные) по каждому виду полезных ископаемых налоговые ставки.
Порядок исчисления и уплаты налога и сроки уплаты налога и авансовых платежей определены статьями 343 и 344 и представлен на рисунке 5.
Рисунок 4 – Порядок исчисления и уплаты НДПИ
Водный налог – это система оплаты за пользование водными объектами и за забор воды.
Объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.
По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта, особенности определения налоговой базы по водному налогу представлены на рисунке 28.
Налоговым периодом признается квартал.
Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Ставки зависят от объекта налогообложения и установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования.
При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере установленных налоговых ставок установленных.
Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.
Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов введены в действие с 1 января 2004 года.
Объектами обложения признаются:
— объекты животного мира в соответствии с установленным перечнем, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— объекты водных биологических ресурсов в соответствии с установленным перечнем, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ставки сбора устанавливаются отдельно за каждый объект животного в рублях за одно животное и за каждый объект водных биологических ресурсов в рублях за тонну.
Порядок и сроки уплаты сборов устанавливаются статьями 333.4 и 333.5 НК РФ и представлены на рисунке 6.
Плательщики сборов за пользование объектами животного мира уплачивают сумму сбора при получении лицензии
Уплата сборов производится:
— плательщиками – организациями и индивидуальными предпринимателями – по месту учета;
— плательщиками – физическими лицами – по месту нахождения органа, выдавшего лицензию.
Органы, выдавшие лицензию, не позднее 5-го числа каждого месяца представляют в налоговые органы по месту своего учета:
— сведения о выданных лицензиях;
— сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии;
Рисунок 5 – Порядок и сроки уплаты сборов
При изучении данного вопроса необходимо руководствоваться положениями главы 26, 25.1 и 25.2 НК РФ.
Пример решения задачи по налогу на добычу полезных ископаемых.
Организация, являющаяся плательщиком налога на добычу полезных ископаемых за свой счет проводит разведку месторождения каменного угля и занимается его разработкой. В налоговом периоде организацией добыто 900 тыс. тонн угля. Реализовано за налоговый период 600 тыс. тонн, выручка от реализации полезного ископаемого по ценам с учетом НДС составила 544000 тыс. руб. Расходы налогоплательщика по доставке продукции 1300 тыс. руб.
Определите сумму налога на добычу полезных ископаемых, подлежащую уплате за налоговый период.
1) Выручка от реализации полезного ископаемого без учета НДС
544000 * 100 / 118 = 461017 тыс. руб.
2) Выручка от реализации без учета расходов по доставке продукции
461017 – 1300 = 459717 тыс. руб.
3) Стоимость единицы реализованного полезного ископаемого
5) Сумма налога к уплате за налоговый период
689400 * 4% / 100% * 0,7 = 19303 тыс. руб.
Вывод: Так как организация за счет собственных средств проводит разведку месторождений, то она имеет право на уплату налога с коэффициентом 0,7 и сумма налога за налоговый период составит 19303 тыс. руб.
Источник
1 Сущность системы платежей за природные ресурсы
Природно-ресурсные налоги и платежи в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, относятся к числу регулирующих доходов бюджета, распределение которых осуществляется ежегодно при принятии бюджета. В них заинтересованы субъекты Федерации, поскольку предельные размеры ставок указанных налогов и платежей по большинству природных ресурсов (водным, лесным, земельным и др.) устанавливаются на уровне Российской Федерации, а конкретные ставки – субъектами Российской Федерации, исходя из их географических, экономических, социальных и экологических условий.
Система платежей за природные ресурсы — это виды платы, методы определения размера отдельных видов платы, порядок установления, изъятия и использования платы.
Плата за природные ресурсы — это издержки предприятия, связанные с использованием природных ресурсов и рассчитанные в соответствии с действующей в стране методикой расчета затрат. На основе правил расчета затрат вся совокупность природных ресурсов делится на три группы:
1) Ресурсы закупаемые. Оцениваются ценой предприятия, добывающего, подготавливающего или производящего первичную переработку ресурса. Сюда относятся сырьевые и энергетические ресурсы.
2) Ресурсы изымаемые у природы. Они оцениваются издержками на их добычу и специальными выплатами (налогами) государственным или муниципальным фондам за каждую единицу используемого ресурса. К ним относятся изменяемые или используемые земля, вода, атмосфера, лес и полезные ископаемые, вовлекаемые в производство.
3) Ресурсы, являющиеся собственностью производителя (или предприятия). Сюда относят: отходы производства, возвращаемые в виде ресурса (металлоотходы), вторичные энергетические ресурсы, вода замкнутого оборотного цикла, собственная земля и т.п. Для оценки этих ресурсов существует три правила:
1) Ресурсы оцениваются по нулевой оценке;
2) Ресурсы оцениваются по издержкам на доставку и подготовку к использованию;
3) Ресурсы оцениваются по вытесняемым затратам за счет замены «первичного» природного ресурса.
Принцип «платности использования ресурсов» был закреплен как основополагающий в Законе «Об охране окружающей природной среды» в 1991 году. Платность использования ресурсов в природопользовании выполняет следующие функции:
Рациональное и комплексное использование природных ресурсов;
Улучшение охраны окружающей среды;
Выравнивание социально-экономических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов;
Формирование специальных фондов финансирования по охране и воспроизводству природных ресурсов.
2 Виды платежей за природные ресурсы
Все виды платежей за природные ресурсы устанавливаются в виде твердых ставок (нормативов) в расчете на единицу потребляемого (применяемого) ресурса запасов полезного ископаемого, 1 м³ воды и др. Платежи датируются с учетом качественных характеристик ресурсов и природных условий эксплуатации. За нарушение действующих норм и лимитов использования природных ресурсов (например, сверхнормативный расход запасов полезных ископаемых) применяются повышенные платежи, выплачиваемые из дохода предприятий — нарушителей.
Согласно Закону Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» плата за природные богатства (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) в общем виде взимается:
За право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
За сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
На воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Плательщиками являются предприятия, объединения и организации, которые используют природные ресурсы или оказывают воздействие на окружающую среду, вне зависимости от форм собственности.
Плата за пользование природным ресурсом — это цена потребляемого количества ресурса или услуги, оказываемой при пользовании природным ресурсом. Законодательно плата за пользование природными ресурсами включена в состав налоговой системы, т.е. платежи за природные ресурсы являются налогами.
В настоящее время платежи за природные ресурсы регламентируются следующими основными законами РФ: «Об основах налоговой системы в РФ», 1991 г.; «О плате за землю», 1991 г.; «Об охране окружающей среды», 1991 г.; «Об акцизах», 1991 г.; «Земельный кодекс», 1991 г.; «О недрах», 1992 г.; О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О недрах», 1995 г.; «О животном мире», 1995 г.; «О соглашениях о разделе продукции», 1995 г.; «Водный кодекс РФ», 1995 г.; «Лесной кодекс РФ», 1997 г.
Плата за нерациональное использование природных ресурсов — это форма экономической ответственности предприятия за ущерб, причиненный в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования.
Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов — это компенсация затрат организаций и ведомств, которые осуществляют воспроизводство и охрану отдельных видов природных ресурсов. Этот вид платежей включается в себестоимость продукции. В настоящее время этот вид платежей установлен только по недрам. При определении размеров этого вида платежей учитывают: затраты за воспроизводство природного ресурса; система контроля состояния природного ресурса; особенности охраны конкретных видов природных ресурсов от отрицательных последствий хозяйственной деятельности.
Источник