Конспект занятия «Особенности строения тела птиц»
Активизация и актуализация словаря по теме «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы» : перелет — стаей, вереницей, поодиночке, клином; насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий. Расширение представлений о переносном значении слов. Совершенствование навыка звукового анализа слов, грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже). Автоматизация произношения сонорных звуков в предложении.
Публикация «Конспект занятия „Особенности строения тела птиц“» размещена в разделах
Развитие умения составлять простые предложения, формирование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование относительных прилагательных).Развитие фонематического восприятия (дифференциация сонорных звуков в словах, речевого слуха, общих речевых навыков, связной речи, артикуляционной и тонкой моторики.
Воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества, активности, инициативности, ответственности, интерес к пернатым обитателям природы, любви и бережного отношения к ним.
Оборудование: картинки с изображением перелетных птиц, мяч.
Ход занятия.
Логопед: Ребята, Незнайка прислал нам на почту письмо, в котом я обнаружила картинки незнакомых ему птиц. Вы мне поможете познакомить Незнайку с ними?
Кто эта птица? Никогда
Не строит для себя гнезда,
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)
Всех перелетных птиц черней,
Взад – вперед по пашне скачет,
А зовется птица (Грач)
Эту птицу всякий знает :
Да трещит весь день… (Скворец)
А снизу – белое полотенце. (Ласточка)
Логопед: Давайте посмотрим и назовем их: ласточка, скворец, грач, голубь, воробей, ворона, гусь, журавль, лебедь. Как можно назвать, одним словом всех этих птиц (Перелетные).
Почему их так называют? (Потому что птицы улетают в теплые края).
Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой трудно найти корм, птицам голодно и холодно).
«Какие птицы бывают».
Птиц на земле, конечно меньше, чем насекомых, но все-таки их много – около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Без рук, без топорёнка построена избенка (гнездо). Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. Птицы вьют гнезда из материала, который можно легко найти: ветки, веточки, соломинки, травинки, мох, паутинки, глину, камушки, песочек, земельку. Весной в гнездах птицы откладывают яйца и высиживают птенцов. Есть в лесу одно важное правило: не разорять птичьи гнезда. Если притронуться к яйцу, то птица, почуя запах человека, уже не станет высиживать яйца в гнезде, птенцы погибнут, не появятся на свет.
Логопед: Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова в родные места (перелетные птицы).А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? Правильно, стаей, но еще могут лететь вереницей, поодиночке, клином. Гуси, утки, лебеди улетают вереницей; ласточки, грачи, скворцы – стаей; журавли – клином; кукушки – поодиночке. Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», «клином» в виде треугольника, некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу. Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы. Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли. Лебедь водоплавающая птица, живет на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями и мелкими рачками. Скворец питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми. Щегол питается насекомыми. Ласточки большую часть времени летают в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых. Питается аист лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей. Грач питаются насекомыми, семенами. Питается цапля лягушками, рыбой, насекомыми и растениями.
Игра «Назови части тела птицы».
У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? По оперению, внешнему виду, величине.
Логопед: Ребята, рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением.
У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.
У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост.
У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.
У птиц есть перья, пух и крылья. Пух помогают сохранять тепло, а перья придают птицам их неповторимую окраску
Физкультминутка. (на усмотрение логопеда)
Игра «Какой? Какая?» (Образование сложных прилагательных).
У Аиста красный клюв – красноклювый.
У Грача черные глаза – черноглазый.
У Лебедя длинная шея – длинношеий.
У журавля широкие крылья – ширококрылый.
У Цапли длинные ноги – длинноногая.
У Лебедя короткие лапы – коротколапый.
У скворца короткий хвост – короткохвостый.
У ласточки длинный хвост – длиннохвостая.
Игра «Угадай и назови» (поиск соответствующего понятия).
— У какой птицы самая длинная шея? (У лебедя);Какие птицы подражают пению других? (Скворцы);У какой птицы красный длинный клюв? (У аиста); Какие птицы лучше всех поют? (Скворцы);Какие птицы не вьют себе гнёзда? (Кукушка);Какая птица уничтожает вредных насекомых? (Грач);Какие птицы пьют и питаются на лету? (Ласточки).
Голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.
Кукушки, синицы, аисты, вороны, галки, жуки.
Синицы, чижи, чибисы, вороны, галки, стрижи, комары.
Чижи, куницы, воробьи, попалзни, дятлы.
Галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, лебеди, курица.
Подведение итога занятия.
Логопед: Ребята, вот мы с вами проводили перелетных птиц и в теплые края. Весной перелетные птицы прилетают назад, потому, что им нужно выводить птенцов.
Конспект занятия по окружающему миру в средней групе «Покормите птиц зимой!» Цель: сформировать у детей представление о зимующих птицах; вызвать интерес к образу жизни зимующих птиц; прививать бережное отношение.
Психологическое раскрепощение ребёнка через освоение собственного тела (выступления на ГМО музыкальных руководителей) Музыкальное развитие ребёнка – дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение.
Игровые технологии по лексической теме «Человек. Части тела человека. Кто я? Какой, я?» Цель: систематизировать знания о частях тела человека и их назначении. Игра «Части тела» (импровизация движений в такт стихотворения).
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Человек. Части тела» Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Человек. Части тела». ОО «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое.
Конспект НОД по валеологии «Строение нашего тела» Цель : Дать представление о строении человеческого тела (голова, туловище, руки, ноги); тело человека имеет скелет, мышцы, кожу Познакомить.
Конспект открытого занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Всемирный день птиц» Задачи: 1. Расширить представления детей о птицах; научить беречь птиц и заботиться о них; 2. Развивать речь детей, мышление, любознательность,.
Конспект занятия по аппликации в средней группе: Подвеска-напоминалка: «Не забудь покормить птиц!» Конспект занятия по художественному творчеству (аппликации) в средней группе: Подвеска-напоминалка: «Не забудь покормить птиц!» Цель: Формировать.
Мехенди-искусство росписи тела узорами из хны. Мастер-класс Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я всегда восхищалась фантастическим талантом мастеров по росписи тела, но не секрет,что всему можно научиться,.
Конспект занятия «Связная речь дошкольников и ее особенности» Связная речь дошкольников и ее особенности Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно.
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «Покормите птиц зимой» Задачи: * Учить детей рисовать на листе бумаги, развивая чувство ритма; * Закреплять умение правильно держать кисть; * Развивать умение.
Источник
1. Особенности внешнего строения Птиц
Класс Птицы насчитывает около \(9000\) видов. Это высокоорганизованные теплокровные животные, широко распространённые на планете.
- Сухая кожа, без желёз, покрытая перьями ;
- наличие крыльев;
- обтекаемая форма тела;
- особое расположение пальцев на нижних конечностях и наличие цевки;
- наличие клюва;
- возникновение четырёхкамерного сердца, что привело к полному разделению потоков венозной и артериальной крови и теплокровности.
У птиц сухая тонкая кожа без желёз. Имеется лишь копчиковая железа, расположенная возле хвоста. Её выделениями птицы смазывают перья, чтобы сделать их несмачиваемыми. Исключение — страусы и дрофы, у них такой железы нет.
Больше всего у птиц контурных перьев. Их, в зависимости от расположения на теле и назначения, делят на кроющие, маховые и рулевые. Есть пуховые перья и пух, они служат только для сохранения тепла.
Основой каждого пера служит твёрдая центральная часть — очин и стержень . От стержня отходит опахало , состоящее из бородок первого порядка (без крючочков) и бородок второго порядка (с крючочками).
Для удержания птицы на ветвях деревьев её пальцы расположены особым образом: три пальца вперёд, а один — назад.
Цевка и пальцы птиц покрыты роговыми чешуйками, на пальцах есть когти, что указывает на родство птиц с пресмыкающимися.
Челюсти птиц вытянуты в клюв и одеты роговым покровом. В клюве различают надклювье (верхняя часть) и подклювье (нижняя часть).
Источник
3. Внутреннее строение Птиц (пищеварительная, кровеносная, нервная, выделительная системы)
Пищеварительная система птиц, так же как и других позвоночных животных, представлена пищеварительным трактом и железами .
Пищеварительный тракт : рот — глотка — пищевод — зоб (у зерноядных птиц) — желудок (железистый и мускулистый отделы) — кишечник (тонкая и прямая кишка) — клоака.
Пищеварительные железы выделяют вещества, необходимые для переваривания пищи:
- слюнные железы выделяют слюну;
- печень выделяет желчь;
- поджелудочная железа выделяет поджелудочный сок.
Пищеварительная система начинается клювом. Клюв ограничивает ротовую полость, в которой имеется язык. Зубы отсутствуют .
Из ротовой полости пища попадает глотку , а из неё — в пищевод . В пищеводе некоторых птиц есть расширенная часть — зоб , предназначенный для накопления и набухания сухой пищи.
В желудке есть два отдела: железистый и мускулистый. В первом отделе пища обрабатывается ферментами, а во втором измельчается при сокращении мускульных стенок желудка и под действием находящихся там камушков.
Из желудка измельчённая пища направляется в тонкий кишечник , где обрабатывается пищеварительными ферментами печени и поджелудочной железы. Из тонкого кишечника непереваренные остатки пищи попадают в прямую кишку , а из неё — в клоаку .
Особенности строения пищеварительной системы (отсутствие зубов, предварительная обработка пищи в зобе, строение желудка, короткая прямая кишка) — это приспособление к облегчению массы тела птицы (что важно для полёта).
Источник