Для домашнего чтения:
Гуси-гусенята
Гуси-гусенята на ножки
Красные надели сапожки
И пошли гуськом, вереницей,
Чтоб воды в корыте напиться.
Напились воды десять братцев,
Начали в корыте купаться.
Хорошо купаться в корыте!
Гуси-гусенята, плывите!
Пищат живые шарики,
Пшено клюют с руки.
Не знаю, где тут курочки,
А где тут петушки.
Кудахчет громко курица,
Взволнованна она:
Наверно, детям маленьким
Нельзя давать пшена.
Утята и цыплята
( Отрывок )
Мама-курица важно шла по двору и вела своих цыплят. Шла неторопливо, потому что цыплята то и дело находили еду и останавливались, чтобы склюнуть червячка или семечко.
А навстречу шла мама-утка. Шла быстро, а утята так же быстро бежали за ней. Они не останавливались и не обращали внимания на червяков и семена растений, не обращали внимания на крошки хлеба и зернышки. Удивились цыплята, хотели даже спросить, куда это так спешат утята, но не успели: мама-утка пролезла в щель забора, и утята – за ней.
Самый любопытный цыпленок решил все-таки посмотреть, что же там, за забором, и куда торопились утята. Выглянул он – и даже клювик открыл от удивления. За забором был пруд, а по этому пруду плавали утята. Плавали – и то и дело опускали в воду головки. А когда поднимали – у них в клювах что-то было. Значит, в воде они находят еду! Но самое интересное – не это. Ведь утятам тоже был один или два дня от роду. А вот они не только бегать уже умели, но и плавать очень хорошо.
По Ю. Дмитриеву
Почему Петух кричит трижды в ночь
(Сказка)
В старину у Петуха хвост был самый красивый, а Павлин ходил кургузый. Был у него хвост, да так – не хвост, а одно недоразумение. Завидовал Павлин Петуху.
Вот однажды пришел Павлин к Петуху и говорит:
– Петух, а Петух! Одолжи мне свой хвост, а то мне в гости идти нужно, так охота принарядиться.
– Да что ты, – говорит Петух, – разве хвост одалживают?
– Да ведь я отдам! – говорит Павлин.
– А когда отдашь?
– Да как из гостей приду. Может, вечером, может, в полночь, а то и до утра прогуляю.
Отдал ему Петух свой хвост. Павлин расфуфырился и был таков!
Сидит Петух без хвоста и ждет, когда Павлин из гостей вернется. Вот и вечер наступил, а Павлина все нет.
Вскочил Петух на забор и запел: “Ку-ка-ре-ку!”
Не идет Павлин. Глядь – полночь настала, темень – хоть глаза выколи. “Эх, – думает Петух, – как бы Павлин не заблудился”. Вскочил Петька и давай кукарекать. Кричал, кричал – нет, не идет Павлин. Опять задремал Петух, да не спится ему – хвост жалко. Вскочил Петух на рассвете. Опять закричал Петька:
– Ку-ка-ре-ку! Павлинушка! Иди сюда!
А какое там “сюда”! Павлин за ночь до самой Индии добежал, да там и поселился. Поминай его как звали.
Много лет прошло, много воды утекло, уж и хвост новый у Петуха вырос, а он все никак не может успокоиться.
Вот и кричит он с тех пор каждую ночь трижды – как знать, может, и вернет Павлин старый Петькин хвост.
“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”,
“Хаврошечка”,
“Зимовье”,
“Полкан и медведь”,
“Бычок-черный бочок, белые копытца”,
“Бременские музыканты”,
“Три поросенка”,
“Петушок– золотой гребешок”.
“Соломенный бычок – смоляной бочок”.
Н. Носов. “Живая шляпа”.
Источник
Ход. Педагог предлагает детям определить по голосам разных домашних птиц – узнать песню и назвать ее подходящим словом. Например: «Кря-кря-кря». – Кто это? – Это крякает утка.
«Ку-ка-ре-ку!» — Кто это? — … (Это кукарекает петух.)
«Ко-ко-ко, куд – куда». – Кто это? — …( Это кудахчет курица.)
«Пи –пи-пи». – Кто это? — … (Это пищит цыпленок.)
«Га-га-га». – Кто это? — … (Это гогочет гусь.)
«Бал –бал-бал». — … Кто это? — … (Это балбочет индюк.)
При правильном ответе ребенок получает соответствующую предметную картинку. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество картинок.
Цель: научить образовывать существительные множественного числа, образовывать существительные в родительном падеже.
Ход: Педагог называет существительное в единственном числе, бросает каждому ребенку по очереди мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч:
Курица – курицы, — много куриц;
петух – петухи – много петухов;
цыпленок – цыплята – много цыплят;
гусыня – гусыни – много гусынь;
гусенок – гусята – много гусят;
селезень – селезни – много селезней;
утенок – утята – много утят;
индюк – индюки – много индюков;
индюшка – индюшки – много индюшек;
индюшонок – индюшата – много индюшат.
Цель : учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ход. Педагог называет какое-нибудь слово по теме и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Он называет его ласково и возвращает мяч взрослому: утка – уточка, петух – петушок, курица – курочка, птенец – птенчик, цыпленок – цыпленочек, цыплёнок – цыплёночек, цыплята – цыплятки, индюшонок – индюшоночек, индюшата – индюшатки, гусенок – гусеночек, гусята – гусятки, утенок – утёночек, утята — утятки.
Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные
Оборудование: двухсторонние картинки с изображением на рубашке птичьих следов и самих птиц
Ход . Педагог складывает в стопочку картинки рубашкой вверх. Дети видят только изображения птичьего следа и по очереди берут по одной карточке, угадывают и называют чей это след, переворачивают картинку и проверяют, та ли это птица.
След петуха – петушиный след,
При правильном ответе ребенок получает соответствующую предметную картинку. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество картинок.
Цель: закрепить название птенцов
Оборудование: предметные картинки с изображением птиц и их птенцов
Ход . Педагог хаотично раскладывает на столе птиц и их птенцов, и просит детей по очереди подобрать и назвать пару «мама-птенец»
При правильном ответе ребенок получает соответствующую пару. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество картинок.
Цель: актуализировать словарь по теме Домашние птицы
Оборудование: предметные картинки с изображением птиц и их птенцов
Ход . Педагог хаотично раскладывает на столе птиц и их птенцов, и просит детей по очереди собрать и назвать состав птичьей семьи.
При правильном ответе ребенок забирает себе всю
семью. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество картинок.
Цель: учить согласовывать числительное с существительным
Оборудование: предметные картинки, цифры, фишки
Ход. Педагог показывает картинки с числом и с домашней птицей, а дети составляют предложение у кого, сколько домашний птицы живет на птичьем дворе.
У меня на птичьем дворе живет (живут)
Один селезень, два селезня, три селезня…пять селезней….
Один утёнок, два утёнка, три утёнка…пять утят…
При правильном ответе ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество фишек.
« О ком заботится птичница?» или «Закончи предложение»
Цель: учить образовывать существительные в предложном падеже
Оборудование: предметные картинки с изображением домашних птиц и предметная картинка с птичницей
Ход . Педагог кладет на середину стола картинку с птичницей и стопку с предметными картинками. Предлагает детям по очереди брать по одной картинке и называть того, о ком заботится птичница.
О курице, о петухе, о гусе, об утке, об индюшатах, о гусятах, о цыплятах, об утятах, об утке, о селезне.
При правильном ответе ребенок забирает картинку себе. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество картинок.
Цель: актуализировать словарь по теме Домашние птицы
Оборудование: предметные картинки, цветные камешки
Ход . Педагог показывает детям по 4 картинки и просит угадать, какая из них лишняя и почему.
Индюшонок, цыпленок, гусь , утенок;
Курица, петух, гусенок , цыпленок,
Утенок, утка, петух , селезень;
Индюк, петух, курица , селезень;
Курица, утка, цыпленок , индюк.
При правильном ответе ребенок получает цветной камешек. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество камней.
Цель: учить образовывать глаголы
Оборудование: предметные картинки, цветные камешки
Ход . Педагог предлагает детям исправить ошибки, показывает птицу и говорит:
При правильном ответе ребенок получает цветной камешек. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество камней.
ЦЕЛЬ: развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Семья», развитие творческого воображения.Практическое образов.
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.
Источник