Назовите природные комплексы антропогенные

Антропогенные природные комплексы. Понятие о культурном ландшафте.

Природный комплекс — территория, однородная по происхождению, истории геологического развития и современному составу специфических природных компонентов. В настоящее время большая часть природных комплексов Земли в той или иной степени изменена человеком, или даже заново создана им на природной основе. Например, оазисы в пустыне, водохранилища, плантации сельскохозяйственных культур. Такие природные комплексы названы антропогенными. По своему назначению антропогенные комплексы могут быть промышленными, сельскохозяйственными, городскими и т.п. По степени изменения хозяйственной деятельностью человека — по сравнению с исходным естественным состоянием они подразделяются на слабо измененные, измененные и сильно измененные.

  1. Африка. Физико-географическое районирование. Характеристика одного из регионов (по выбору студента).
  2. Байкальская горная страна. Природные условия и ресурсы. Озеро Байкал как уникальный природный объект. Проблемы охраны природы.
  3. Виды географических знаний и приемы их формирования.
  4. Внеклассная работа по географии: задачи, содержание, формы. Социальная значимость внеклассной работы.
  5. Восточная экономическая зона России: особенности территориальной организации хозяйства и проблемы развития.
  6. Восточно-Европейская равнина как физико-географическая страна. Основные черты природы и природные ресурсы, их использование. Проблемы охраны природы.
  7. Географическая карта как «международный язык общения». Роль карты в обучении географии.

Карта – способ отображения действительности в виде пространственной модели.

Классификация карт по Г.Ю.Грюнбергу, А.В.Даринскому по функции в учебном процессе:

— карты-вклейки и карты-вкладыши.

Классификация карт по А.В.Даринскому:

мировые, океанов и морей, материков, государств …

общегеографические и тематические

Крупномасштабные природных общественных

(топографические – явлений явлений

М=1:200 000 и крупнее). (физико- (экономико-

Среднемасштабные географические). географические).

Мелкомасштабные + глобусы и глобулярные карты.

Роль карты в школьной географии очень велика, она выполняет различные образовательные и воспитательные функции. Учащиеся впервые знакомятся с картой в начальных классах школы т. к. карта помогает выяснению и покажу местоположении различных объектов, способствует раскрытию связей, явлений и причин, обуславливающих особенности изучаемых территорий.

Карта в школе служит наглядным пособием, объектом изучения и источником знаний, дающим возможность, опираясь на знания элементов картографического метода, способствовать более успешному обучению.

Как наглядное пособие карта позволяет изучать любые территории, даёт возможность правильно представить себе положение территории на земном шаре, ее окружение, связи и др.

Карта как объект изучения говорит о том, что получение с её помощью сведений требует картографических знаний, особенностей карты: математической основы, измерительных возможностей, содержания легенды. Карта, являясь объектом изучения, отвечает такой педагогической цели обучения, как понимание карты.

Хорошо изучив особенности содержания карты, школьник успешно использует её как источник приобретения знаний.

Читайте также:  Природные ресурсы черноземных почв

Исходя из общих целей географии, цели обучения картографическим знаниям и умениям могут быть сформулированы следующим образом:

— формирование у учащихся знаний о карте как модели земной поверхности, отображающей пространственные и временные особенности той или иной территории или каких-либо явлений;

— умение пользоваться картой как источником знаний, что поможет школьнику с ее помощью получать любую географическую информацию, необходимую для приобретения географических знаний;

— способствование умственному развитию школьников: развитию воображения, пространственных представлений, логического мышления.

Школьники должны понимать карту – усвоить главные свойства,

читать карту – уметь распознавать географическую действительность по её изображению, знать карту – помнить и знать расположение и примерный размер, форму географического объекта.

В результате обучения школьники должны знать:

а) особенности изображения земной поверхности на планах и картах;

б) условные знаки карт и способы отображения объектов и явлений;

в) способы ориентирования на местности без карты, по плану и карте;

г) классификацию карт по охвату территории и содержанию;

д) причины искажений, возникающих на картах, и их характер;

е) способы создания профилей, графиков, картограмм и картодиаграмм;

ж) причины (генерализации) географических объектов на картах.

а) читать общегеографические и тематические карты;

б) использовать методы наложения и сопоставления карт;

в) ориентироваться на местности без карты и по карте (плану); г) выполнять графические работал: составлять графики, профили, схемы, карты-схемы, картограммы и картодиаграммы;

д) выполнять различные картоизмерительные работы;

е) составлять по карте географические описания и характеристики отдельных объектов, территорий, ПТК и ТПК.

Формируемые знания и умения прежде всего должны быть направлены на отработку и развитие умений по составлению описаний и характеристик по карте.

Создание учащимися картографического образа, необходимого для получения географических знаний, формируется при чтении карты.

Чтение карты — это один из элементов картографического метода. Психологически чтение карты — процесс очень сложный, и его следует выполнять в два этапа.

Первый этап — изучение объяснительного аппарата карты. Второй — изучение содержания карты.

Под чтением карты мы понимаем процесс воспроизведения по условным знакам (символам) отображенной действительности. Например, изучив по плану (карте) знак отдельно стоящего дерева, школьник вспоминает отдельно стоящую березу, которую видел много раз ранее, вспоминает реку, видя ее изображение на карте, мост, шоссе и др.

Чтение карты — это визуальный способ изучения, в результате которого учащиеся получают определённый картографический образ изучаемой территории. Он создаётся с помощью пространственной комбинации картографических знаков, символов и обозначений.

Читайте также:  Наш дом природа методы работы

Источник

Антропогенные природные комплексы. Понятие о культурном ландшафте.

Природный комплекс — территория, однородная по происхождению, истории геологического развития и современному составу специфических природных компонентов. В настоящее время большая часть природных комплексов Земли в той или иной степени изменена человеком, или даже заново создана им на природной основе. Например, оазисы в пустыне, водохранилища, плантации сельскохозяйственных культур. Такие природные комплексы названы антропогенными. По своему назначению антропогенные комплексы могут быть промышленными, сельскохозяйственными, городскими и т.п. По степени изменения хозяйственной деятельностью человека — по сравнению с исходным естественным состоянием они подразделяются на слабо измененные, измененные и сильно измененные.

Культурным ландшафтом мы будем называть межселенные территории, на которых гармонично сочетаются природные (рис. 1) и антропогенные (рис. 2) элементы ландшафта.

Природный ландшафт — это пространственная среда, в пределах которой основные ландшафтные компоненты сформировались и существуют без участия человека. Ведущую роль в природном ландшафте играют рельеф и почва. Геоморфологическая структура определяет размещение и движение вод и в значительной степени воздействует на состояние и движение воздушных масс. На основе этих трех компонентов развивается живая природа — растительные сообщества, животный мир и другие биогенные компоненты ландшафта. Литогенная основа наиболее стабильна, живая природа наиболее изменчива. Однако именно растительность и животный мир обеспечивают устойчивость и саморегуляцию ландшафта. В рекомендациях и рисунках использованы материалы кн.: Пойкер X. Культурный ландшафт: формирование и уход. М., 1987.

В природных системах складывается баланс между производством биомассы и ее усвоением. Складываются пищевые (трофные) цепочки, в которых участвуют растения и организмы.

Как правило, у животных и насекомых, вредных для сельского хозяйства и отдыха людей, в пределах стабильной экологической системы существуют естественные враги, которые регулируют их численность и распространение. В природном ландшафте складывается биогеоценоз — устойчивый обмен веществ между всеми компонентами ландшафта. В этом смысле природный ландшафт выступает как единый живой организм, обладающий функциями защиты и самовосстановления. Скелетом этого организма является рельеф: его изменения неизбежно вызывают изменения во всех компонентах.

Антропогенный ландшафт в той или иной степени преобразован человеком, В нем изменены природные компоненты: водный режим, растительность, фауна, рельеф и почва. В него входят различные сооружения, культурные растения, измененная почва и др. Существенная особенность антропогенных ландшафтов — сложное сочетание природной самоорганизации и управления со стороны людей. Большинство современных ландшафтов относятся к антропогенным.

Существует большое разнообразие антропогенных ландшафтов: – сельскохозяйственные, – урбанизированные, – рекреационные, – заповедные и др.

Читайте также:  Красивая природа крупный план

Сельскохозяйственный ландшафт характеризуется унификацией форм и методов землепользования на больших территориях, что ведет к уменьшению прежнего разнообразия видов, к структурному и биологическому обеднению. Обедненный ландшафт экологически более уязвим и менее пригоден для отдыха.

Сельскохозяйственный ландшафт — не только производственное пространство (рис. 3). Как и культурный ландшафт, он также является местом для отдыха и нуждается в соответствующем оформлении. Эта территория должна оставаться экологически устойчивой и радовать глаз своим видом. Природные территории в зоне сельскохозяйственного ландшафта способствуют защите культурных насаждений и восстановлению природных ресурсов. Желатально обеспечить сетеобразное распределение природных и антропогенных элементов в составе сельскохозяйственного ландшафта, причем площадь отдельных ячеек должна составлять не менее 0,025 га, а площадь сельскохозяйственных угодий — не более 10 га. Таким образом, площадь компенсирующих природных участков составит около 5% полезной площади угодий.

Природный ландшафт выполняет в первую очередь природоохранную, санитарно-оздоровительную роль (рис. 4.4). Зеленому поясу принадлежит ведущее значение в повышении комфортности, качества воздушной среды города. В то же время на территорию зеленого пояса и пригородной зоны возложены значительные рекреационные функции. В целях защиты природной среды допустимая нагрузка на рекреационные ландшафты пригородной зоны составляет, чел/га; для лесов разного типа—2,5…17,5; лугов — 22,5…27,5; лесопарков — 15…20, лугопарков — до 70.

Лесопарк — наиболее распространенный элемент системы озелененных пространств в пригородной зоне городов нашей страны (рис. 5). Планировочное решение лесопарка достаточно гибко — от лесных троп и полян до интенсивной насыщенности дорогами, площадками и сооружениями в наиболее посещаемых зонах.

Формирование лесопарков связано с преобразованием, приспособлением для массового отдыха естественного леса или искусственных лесных насаждений. Кроме того, лесопарк — это художественно обработанный лесной ландшафт, в котором создана ландшафтная композиция просек, полян, обрамляющих опушек, новых и сложившихся посадок.

Расчистка лесного массива проводится для того, чтобы проложить дороги, построить сооружения, открыть видовые перспективы. Формирование лесопарка направлено на выявление особенностей рельефа, усиление и обогащение его природных черт.

Лугопарки — открытые солнцу светлые пространства, чередующиеся с относительно небольшими рощами. В южных районах поддержание лугопарков неизбежно связано с поливом и тщательным уходом. Формирование лугопарка связано с прокладкой троп и дорог, скрытых зелеными насаждениями и складками местности, устройством площадок и павильонов, укреплением рельефа и контролем за сохранностью луговых растений.

Агропарк — особый тип рекреационного ландшафта, основой композиции которого являются сельскохозяйственные территории

Источник

Оцените статью