Названия птенцов перелетных птиц

Названия птенцов перелетных птиц

Родителям рекомендуется:

  • познакомить ребёнка с перелётными птицами: журавлём, гусем, лебедем, уткой;
  • рассмотреть на иллюстрациях их внешний вид, указывая различные признаки;
  • объяснить, почему они называются перелётными, рассказать, куда и когда они улетают;
  • по возможности во время прогулки показать детям перелётных птиц – стаю улетающих уток, гусей и т.д.;
  • обратить внимание на тех птиц, которые остаются зимовать, на погоду, на её изменения.

Дети должны знать.

  • названия водоплавающих, болотных, диких лесных перелет­ных птиц;
  • понятие «перелетные птицы» (уметь объяснить);
  • куда улетают птицы, почему;
  • части тела птицы, чем оно покрыто (различать птиц по внешнему виду, образу жизни);
  • голоса, повадки птиц, их жилье.

Расширение словарного запаса детей:

названия: грач, жаворонок, скворец, дрозд, скворчиха, гусь, гусыня, утка, селезень, ласточка, соловей, лебедь, кукушка, трясогузка, стриж, аист, цапля, журавль, вершина, дерево, сад, лес, роща, ветка, пруд, река, озе­ро, болото, гнездо, яйца, скворечник, птенцы, корм (семена, ягода, рыба, лягушка), перелет, крик, туловище, длина ног, клюв, длина шеи, кры­лья, оперенье, хвост, голова, глаз, лапки, перепонки, стая, косяк, клин, караван, певец, насекомые, страны;

признаки: перелетные, водоплавающие, болотные, лесные, дикие, хищные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, задорные, звонкие, заботливые, черный, белый, крупный, мелкий, певчие, прожорливые, острый, длинный, короткий, пушис­тый, болотные, важный, гордый, длинноногий, высокий, долгий, труд­ный, тяжелый, изогнутая, выгнутая, сплющенный, треугольный, большая, маленькая, теплые (края), хлопотливые, красивые;

действия: летать, прилетать , возвращаться, кормить, выводить, вить, клевать, вылавливать, заглатывать, щебетать, крякать, курлыкать, заливаться, гоготать, шипеть, садиться, прыгать, строить, ходить, пить, ловить, кружить, парить, опускаться, взлетать, нырять, грести, подгребать, чистить, откладывать, вить, выводить, высиживать, кормить, растить, пищать, петь, покидать, прощаться, собираться, поедать, клевать, уничтожать.

Дидактические игры и упражнения

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами «Назови ласково»

  • Птенец — птенчик,
  • перо — перышко,
  • голова — головка, головушка,
  • соловей — соловушка,
  • шея — шейка,
  • жаворонок — жаворонушек,
  • крыло — крылышко,
  • скворец — скворушка,
  • гусь — гусек, гусенок,
  • утка — уточка,
  • лебедь — лебедушка,
  • гнездо — гнездышко,
  • журавль — журавушка,
  • трясогузка — трясогузонька,
  • аист — аистенок,
  • цапля — цапелька.

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами в единственном и во множественном числе «Назови детеныша» (детям 67 лет)

  • Грач — грачонок — грачата,
  • аист — аистенок — аистята,
  • стриж — стриженок — стрижата,
  • журавль — журавленок — журавлята,
  • кукушка — кукушонок — кукушата,
  • лебедь — лебеденок — лебедята,
  • скворец — скворчонок — скворчата,
  • утка — утенок — утята,
  • гусь — гусенок — гусята.

Образование притяжательных прилагательных «Скажи, ка­кая стая?» (детям 6 7 лет)

  • Клин лебедей — лебединый,
  • караван журавлей — . ,
  • стая уток — . ,
  • . грачей — . ,
  • . соловьев — . .

Отвечать на вопросы: чей? чья? чьи?

  • У журавля – журавлиный;
  • У гуся – гусиный;
  • У утки-. ;
  • у кукушки-. ;
  • у грача-.

Образование множественного числа существительных в име­нительном и родительном падежах «Один — много»

  • Грач — грачи — грачей,
  • птица — птицы — птиц,
  • стриж — стрижи — стрижей,
  • аист — аисты — аистов,
  • жаворонок — жаворонки — жаворонков,
  • скворец — скворцы — скворцов,
  • трясогузка — трясогузки — трясогузок,
  • журавль — журавли — журавлей,
  • гусь — гуси — гусей,
  • утка — утки — уток,
  • селезень — селезни — селезней,
  • ласточка — ласточки — ласточек,
  • соловей — соловьи — соловьев,
  • лебедь — лебеди — лебедей,
  • кукушка — кукушки — кукушек,
  • гнездо — гнезда — гнезд,
  • яйцо — яйца — яиц,
  • птенец — птенцы — птенцов.
Читайте также:  Можно ли есть птицу покусанную собакой

Образование существительных в творительном падеже с предлогом «над»

Игра «Над чем летит птица?»

Образование существительных в дательном падеже

Игра «Кому мы рады?» (Добиваться полного ответа).

  • Прилетела ласточка, мы рады (кому?) — Мы рады ласточке.
  • Рады: кукушке, грачу, стрижу, журавлю, жаворонку, аисту, соловью, дрозду.

Материал для запоминания «Расскажи о птице».

Ласточка — «воздушная» птичка, в воздухе питается насекомы­ми, даже пьет на лету. Шея короткая, клюв короткий, крылья длин­ные и заостренные, хвост похож на рогатку. Гнезда вьет высоко на деревьях или в горах.

Лебедь — прекрасная, гордая птица. Тело вытянутое, шея длинная, клюв средней длины и красный. Живет на болотах и озерах. Гнезда вьет на суше в камышах. Лебеди бывают белыми и черными по цвету. Кормится зелеными травами, листьями и стеблями растений.

Кукушка — птица с буровато-серым опереньем. Свои яйца подбрасывает в чужие гнезда. Много ест, уничтожает вредных насекомых (мохнатых гусениц).

Скворец — красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный — у самочки, ярко-желтый — у самца. Ест червей и насекомых. Гнез­да вьет в дуплах деревьев. Хорошо поет, подражает голосам других пернатых.

Грач — черный, клюв вытянутый, хвост закруглен, уничтожает вредных насекомых.

Журавль — крупная и сильная птица. Шея длинная и тонкая, голова небольшая, клюв длинный, прямой, узкий, ноги очень длин­ные, с длинными четырьмя пальцами. Живет на больших боло­тах. Умеет держаться на воде, красиво и высоко летает. Питается насекомыми, червями и мелкой рыбой, семенами, почками, кореш­ками. Голос — громкий крик — курлыканье. Перелет совершает без перерыва днем и ночью.

Жаворонок — маленькая сильная птица с большой головой и коротким клювом, длинными крыльями и короткими ногами. Живет в полях, степях и пустынях. Последним улетает осенью и первым прилетает весной. Может резко взлетать и камнем па­дать вниз. Питается насекомыми, хлебными зернами и семенами. Хорошо поет.

Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию». (Взрослый описывает внешние признаки перелётной птицы, а ребёнок называет её.)

Подбор соответствующего понятия «Кто как кричит?» (де­тям 67 лет)

  • Ласточка — щебечет,
  • грач — кричит «гра»,
  • соловей — заливается, свистит, щелкает,
  • кукушка — кукует,
  • журавль — курлычет,
  • жаворонок — звенит,
  • гусь — гогочет,
  • утка — крякает.

Классификация понятий «Четвертый лишний» ( Определить лишнее слово и объяснять: почему? )

  • С орока, ворона, синица, ласточка (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие).
  • Жук, бабочка, птенец, комар (птенец – птица, остальные насекомые).
Читайте также:  Жила какая то птица

Построение монолога «Расскажи о птице по плану»

  1. Зимующая или перелётная птица?
  2. Почему их так называют?
  3. Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
  4. Чем питается?
  5. Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…
  6. Как называются птенцы?

Источник

Назови детёныша птицы»

7. «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа):

лебедь – нет лебедя скворечник — … птица — … грач — … журавль — … соловей — … перо – … аист — … клюв — …

8. Игра «Сосчитай» (согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже):

Одна ласточка, две ласточки, пять ласточек.

Один соловей — два соловья — пять соловьев

одна кукушка — две кукушки — пять кукушек

один скворец – два скворца – пять скворцов

2вариант: Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительными. Посчитайте с ребенком до 5:

Один аист, два аиста, три аиста, четыре аиста, пять аистов.

1 грач, 2. 3. 4. 5.
одна утка, две…, три…, четыре…, пять…

Один гусь, два…, три…, четыре…, пять…

3 вариант: Д/игра «Сколько птичек улетело?» (цифры 2, 5)

Посмотри внимательно на цифры, которые стоят возле птиц. Ответь «Сколько птиц улетело?» Ответь полным предложением.

Образец: Улетело 2 ласточки, а потом еще 5 ласточек.

Улетело 2 лебедя, а потом еще 5 лебедей.

4 вариант «Один – два — пять» (игра с мячом)

Одна ласточка, две ласточки, пять…

Одна утка, две утки, пять уток.

Одна утка, две утки, пять уток.

Одна кукушка, две кукушки, пять кукушек.

Одна птица, две птицы, пять птиц.

Один аист, два аиста, пять аистов.

Один гусь, два гуся, пять гусей.

Одно гнездо, два гнезда, пять гнезд.

9.«Скажи правильно» (использование глаголов в ед. и множ. числе):

Птица улетает, а птицы. (улетаЮТ)

(вылетает, залетает, прилетает, летает, клюёт, машет крыльями, прыгает, кричит, спит, вьёт гнездо, поёт)

10. «Гнездо и птица» (изображение гнезда и птицы)

– Где сидит птица? (Птица сидит в гнезде).

– Откуда вылетела птица? (Птица вылетела из гнезда).

– Куда села птица? (Птица села на гнездо/ за гнездом/ перед гнездом/ около гнезда).

11. «Из двух – одно» Образование сложных прилагательных.

Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

Если у цапли длинные ноги, то она – длинноногая.

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у аиста красный клюв – красноклювый.

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

Если у ласточки, у неё длинный хвост. Она. (Длиннохвостая)

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

Если у гуся, у него длинная шея. Значит, какой гусь? (Длинношеей.)

Если у утки, у нее плоский клюв. Она какая? (Плоскоклювая)

. у нее лапы с перепонками. Значит они. (Перепончатые)

Если у грача, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)

У грача чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)

Читайте также:  Едят ли уличные птицы пшено

У Грача черные глаза – черноглазый.

У Лебедя длинная шея – длинношеий.

У Лебедя короткие лапы – коротколапый.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.

Развитие связной речи (пересказ небольших текстов, составление рассказов, заучивание наизусть)

Слушание «Песнь жаворонка» П. Чайковского.

Чтение художественной литературы о перелетных птицах:

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

Г. Андерсен «Дюймовочка»

В. Гаршин «Лягушка путешественница» («Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Гадкий утёнок»).

Д/игра «Кто лишний и почему?»

Ласточка, кукушка, попугай, соловей

Журавль, аист, цапля, курица

Кто больше, кто меньше?

Кто из них больше и кто меньше: ласточка и грач, соловей и кукушка, скворец и аист.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Лексическая тема: «Перелётные птицы». Информация для родителей.

16ffcf61d3fc681879be992b6e4cad37.jpg

Существительные: птица, грач, кукушка, соловей, ласточка, журавль, утка, аист, лебедь, скворец, кукушка, стая, косяк, клин, лес, болото, гнездо, корм, насекомые, червячки, гусеницы, ягоды, скворечник, птенцы, крылья, клюв, лапы, коготки, хвост, перья, пух, перелёт, отлёт и т.д.

Прилагательные: дикие, перелётные, насекомоядные, быстрые, водоплавающие, проворные, голосистые, трудолюбивые, весёлые, длинноногий, быстрокрылый, короткохвостая, дружные, звонкие, заботливые, журавлиный, утиный, гусиный, лебединая, трудный и др.

Глаголы: высиживать, вылупляться, кормить, учить, летать, улетать, перелетать, возвращаться, вить, выводить, клевать, щебетать, куковать, курлыкать, собираться, подниматься и т.д.

Грамматический строй речи

1. Игровое упражнение «Один – много» (образование родительного падежа мн. числа)

Один грач – много грачей; один скворец – много скворцов;

Один лебедь – много лебедей; одна птица – много птиц;

Одна кукушка – много кукушек; одно крыло – много крыльев

(клюв, перо, соловей, утка, гусь, журавль, аист, цапля)

2. Упражнение «Сосчитай» (согласование существительных с числительными от 1 до 10)

(голосистый соловей, красивый журавль, длинноногая цапля, белый лебедь, перелётная птица, птичье гнездо, быстрокрылая ласточка, маленький птенец, птичье перо и т.д.).

3. Игровое упражнение «Скажи наоборот»

У аиста длинная шея, а у кукушки — ….

У скворца черная грудка, а у ласточки — ….

У лебедя широкий клюв, а у цапли — ….

4. Игровое упражнение «Чей? Чья? Чьё?» (образование притяжательных прилагательных)

Клюв журавля (чей) – журавлиный;

Голова журавля (чья?) – журавлиная;

Крыло журавля (чьё?) – журавлиное.

(лебедь, соловей, птица, грач, птица, утка, гусь)

5. Упражнение «Скажи одним словом» (упражнять в образовании сложных слов)

У аиста ноги длинные, поэтому его называют …. (длинноногим)

У соловья звонкий голос, поэтому его называют … (звонкоголосым)

У ласточки хвост длинный, поэтому её называют … (длиннохвостой)

У журавля острый клюв, поэтому его называют … (остроклювый)

У ласточки белая грудка, поэтому её называют … (белогрудой)

Ласточка питается насекомыми, поэтому её называют … (насекомоядной)

1. Упражнение «Расскажи-ка»: помогите ребёнку составить рассказы о перелётных птицах по предложенному наглядному плану.

36b9f3661cdd8ec5784dce7a2b6d61d9.jpg

Развитие внимания, памяти, мышления

Игра «Четвёртый лишний» (назови и объясни свой выбор)

Ласточка, воробей, сорока, голубь

Журавль, аист, цапля, кукушка

Скворец, цапля, ласточка, грач

Индюк, соловей, галка, жаворонок

Воробей, сорока, голубь, журавль

Источник

Оцените статью