Учёных, изучающих природу, называют естествоиспытателями . Знания о природе добыты трудами очень большого числа учёных-естествоиспытателей, живших в разное время и в разных странах. Среди этих учёных есть великие, которые внесли в науку огромный вклад. О многих великих естествоиспытателях ещё будет рассказано в учебнике, а с некоторыми мы познакомимся уже сейчас.
Интерес человека к природе возник в глубокой древности. Ещё первобытные люди начали собирать сведения о растениях и животных. Например, о том, какие растения съедобны, о повадках животных, на которых приходилось охотиться. Со временем накапливалось всё больше и больше сведений о разнообразии растений и животных нашей планеты. Первым, кто попытался обобщить знания, накопленные человечеством, был древнегреческий учёный Аристотель . Он изучал растения и животных. Аристотель разработал систематику животных, расположив их в определённом порядке — от просто устроенных к более сложным. Человека он назвал «общественным животным, наделённым разумом».
На протяжении 200 лет авторитет Аристотеля был непререкаемым. Однако шло время, люди открывали новые земли и с ними новые виды растений и животных. Возникала путаница в их названиях, потому что строгих правил, как давать живым существам научные названия, не было. Особенно трудно стало учёным разных стран понимать друг друга — одни и те же растения и животные назывались у них по-разному. Нужно было привести в порядок все знания о разнообразии организмов. Эту огромную работу проделал в XVIII в. великий шведский учёный Карл Линней (1707—1778).
Линней дал каждому виду растений и животных название, состоящее из двух слов, причём на латинском языке, понятном учёным разных стран. Все организмы он распределил по группам, т. е. предложил классификацию организмов. Она была принята учёными всего мира и использовалась много лет.
В XIX в. жил и работал великий английский учёный Чарлз Дарвин (1809—1882).
Он был убеждён, что растения и животные не всегда были такими, какими люди их видят сейчас, что они изменяются с течением времени, постепенно приспосабливаясь к разнообразным условиям жизни на Земле. Дарвин сумел объяснить, как это происходит: в природе выживают те организмы, у которых признаки приспособленности к окружающим условиям проявляются хотя бы чуть-чуть сильнее, чем у других. Если эти признаки организмы передают по наследству, то в их потомстве тоже выживают более приспособленные. Так постепенно и появились боярышник с его колючками, цапля с её длинной шеей, крот с ногами-лопатами, черепаха с её панцирем, кузнечик зелёного цвета и все другие современные виды растений и животных.
Огромный вклад в науку внёс русский учёный Владимир Иванович Вернадский (1863—1945).
Он создал учение о биосфере. «Биос», как вы помните, — «жизнь», а греческое слово «сфера» означает «шар». Значит, биосфера — это «шар жизни», а точнее говоря, «оболочка жизни», одевающая наш земной шар. В неё входят сами организмы и среда их обитания. Учение о биосфере имеет особое значение для развития экологии, для охраны природы нашей планеты.
1. Каких учёных называют естествоиспытателями?
2. Почему возникла необходимость в создании классификации живых организмов? Кто из учёных первым разработал систематику животных?
3. В чём состоит вклад К. Линнея в развитие биологии?
4. Кто впервые смог научно объяснить, почему у живых организмов возникают приспособления к разнообразным условиям жизни?
5. Назовите учёного — основоположника учения о биосфере.
Лабораторные и практические работы
Великие естествоиспытатели: К. Линней, Ч. Дарвин, В. И. Вернадский.
Обратитесь к электронному приложению
Изучите материал и выполните предложенные задания.
Учёных, изучающих природу, называют естествоиспытателями. Интерес человека к природе возник ещё в древности. Аристотель первым разработал систематику животных. К. Линней описал и открыл большое количество видов растений и животных, дав каждому из них двойное латинское название. Ч. Дарвин научно объяснил причины возникновения приспособлений к разнообразным условиям обитания. В. И. Вернадский создал учение о биосфере.
Что мы узнали из этого раздела
Основными свойствами живого являются обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост и развитие, раздражимость, подвижность, способность к размножению.
Все живые организмы на Земле имеют клеточное строение. Основные части клетки — мембрана, цитоплазма и ядро.
Организмы состоят из минеральных (вода, минеральные соли) и органических (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты) веществ.
Самыми распространёнными на Земле элементами являются углерод, кислород, азот и водород.
Биология — наука о живых организмах.
Природу изучают с помощью различных методов. Главные из них — наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.
Микрообъекты в биологии изучают с помощью увеличительных приборов — лупы, микроскопа.
Учёных, которые занимаются изучением природы, называют естествоиспытателями. Среди них есть великие учёные, которые внесли огромный вклад в развитие биологии. К ним, например, относят Аристотеля, К. Линнея, Ч. Дарвина, В. И. Вернадского и др.
Источник