Назвать части тела птиц

2. Опорно-двигательная система Птиц

274.png

Скелет птицы имеет важные особенности, связанные с полётом и передвижением на нижних (задних) конечностях.

Кости у птиц полые трубчатые или губчатые, заполненные внутри воздухом, что снижает вес птицы. Прочность костям придают имеющиеся внутри перегородки.

4 (67).png

skull-g66027a910_640.png

  1. шейный (от \(11\) до \(25\) позвонков);
  2. грудной (от \(3\) до \(10\) позвонков);
  3. поясничный;
  4. крестцовый;
  5. хвостовой (от \(6\) до \(9\) позвонков, заканчивающихся копчиковой костью ).

1 (83).png

Поясничные позвонки полностью срастаются между собой, с крестцовыми позвонками, тазовыми костями и частью хвостовых позвонков, образуя сложный крестец .

Грудная клетка состоит из грудных позвонков (\(1\)), рёбер (\(2\)), грудины (\(3\)) (на рисунке они показаны цифрами, указанными в скобках).

1 (83) — копия.png

Грудина (\(3\)) имеет вертикальный вырост — киль (\(4\)), к которому крепятся мышцы, приводящие в движение крылья. У нелетающих птиц киль отсутствует.

Пояс верхних конечностей ( плечевой пояс ):

  • парные лопатки;
  • парные вороньи кости (коракоиды);
  • парные ключицы (срастаясь, они образуют «вилочку», смягчающую движения при взмахах крыльев).

Пояс задних конечностей : образован парными тазовыми костями, сросшимися с поясничным и крестцовым отделами позвоночника.

  • плечо (плечевая кость);
  • предплечье (локтевая и лучевая кости);
  • кости кисти (кисть видоизменена: кости пясти срослись; число пальцев сократилось до \(3\)).

3 (72) — копия.png

  • бедро (бедренная кость);
  • голень (большая и малая берцовые кости);
  • кости стопы (цевка и фаланги \(4\) пальцев).

3 (72).png

Мускулатура у птиц хорошо развита. Особенно хорошо развиты мышцы, необходимые для полёта (их вес составляет половину общего веса птицы!): большие грудные мышцы (они опускают крыло) и подключичные мышцы (они поднимают крыло).

Опускание крыльев в полёте требует от птицы большего усилия, чем подъём. Поэтому мышцы, которые опускают крылья, гораздо крупнее, чем мышцы, поднимающие их.

  • кости тонкие с воздушными полостями;
  • срастание костей черепа, превращение челюстей в клюв (отсутствие зубов);
  • превращение передних конечностей в крылья;
  • срастание ключиц с образованием «вилочки», смягчающей движения при взмахах крыльев;
  • появление на грудине выроста — киля (к которому крепятся мышцы, приводящие в движение крылья);
  • срастание поясничных, крестцовых и хвостовых позвонков и костей тазового пояса (опора в полёте);
  • кости предплюсны и плюсны срослись в цевку (приспособление для «мягкого» приземления).

Источник

Конспект занятия «Особенности строения тела птиц»

Активизация и актуализация словаря по теме «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы» : перелет — стаей, вереницей, поодиночке, клином; насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий. Расширение представлений о переносном значении слов. Совершенствование навыка звукового анализа слов, грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже). Автоматизация произношения сонорных звуков в предложении.

Публикация «Конспект занятия „Особенности строения тела птиц“» размещена в разделах

Развитие умения составлять простые предложения, формирование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование относительных прилагательных).Развитие фонематического восприятия (дифференциация сонорных звуков в словах, речевого слуха, общих речевых навыков, связной речи, артикуляционной и тонкой моторики.

Читайте также:  Африканский страус это птица

Воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества, активности, инициативности, ответственности, интерес к пернатым обитателям природы, любви и бережного отношения к ним.

Оборудование: картинки с изображением перелетных птиц, мяч.

Ход занятия.

Логопед: Ребята, Незнайка прислал нам на почту письмо, в котом я обнаружила картинки незнакомых ему птиц. Вы мне поможете познакомить Незнайку с ними?

Кто эта птица? Никогда

Не строит для себя гнезда,

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

Всех перелетных птиц черней,

Взад – вперед по пашне скачет,

А зовется птица (Грач)

Эту птицу всякий знает :

Да трещит весь день… (Скворец)

А снизу – белое полотенце. (Ласточка)

Логопед: Давайте посмотрим и назовем их: ласточка, скворец, грач, голубь, воробей, ворона, гусь, журавль, лебедь. Как можно назвать, одним словом всех этих птиц (Перелетные).

Почему их так называют? (Потому что птицы улетают в теплые края).

Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой трудно найти корм, птицам голодно и холодно).

«Какие птицы бывают».

Птиц на земле, конечно меньше, чем насекомых, но все-таки их много – около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Без рук, без топорёнка построена избенка (гнездо). Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. Птицы вьют гнезда из материала, который можно легко найти: ветки, веточки, соломинки, травинки, мох, паутинки, глину, камушки, песочек, земельку. Весной в гнездах птицы откладывают яйца и высиживают птенцов. Есть в лесу одно важное правило: не разорять птичьи гнезда. Если притронуться к яйцу, то птица, почуя запах человека, уже не станет высиживать яйца в гнезде, птенцы погибнут, не появятся на свет.

Логопед: Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова в родные места (перелетные птицы).А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? Правильно, стаей, но еще могут лететь вереницей, поодиночке, клином. Гуси, утки, лебеди улетают вереницей; ласточки, грачи, скворцы – стаей; журавли – клином; кукушки – поодиночке. Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», «клином» в виде треугольника, некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу. Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы. Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли. Лебедь водоплавающая птица, живет на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями и мелкими рачками. Скворец питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми. Щегол питается насекомыми. Ласточки большую часть времени летают в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых. Питается аист лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей. Грач питаются насекомыми, семенами. Питается цапля лягушками, рыбой, насекомыми и растениями.

Читайте также:  Конспект птицы нашего края подготовительная группа соломенникова

Игра «Назови части тела птицы».

У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? По оперению, внешнему виду, величине.

Логопед: Ребята, рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением.

У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.

У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.

У птиц есть перья, пух и крылья. Пух помогают сохранять тепло, а перья придают птицам их неповторимую окраску

Физкультминутка. (на усмотрение логопеда)

Игра «Какой? Какая?» (Образование сложных прилагательных).

У Аиста красный клюв – красноклювый.

У Грача черные глаза – черноглазый.

У Лебедя длинная шея – длинношеий.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.

У Цапли длинные ноги – длинноногая.

У Лебедя короткие лапы – коротколапый.

У скворца короткий хвост – короткохвостый.

У ласточки длинный хвост – длиннохвостая.

Игра «Угадай и назови» (поиск соответствующего понятия).

— У какой птицы самая длинная шея? (У лебедя);Какие птицы подражают пению других? (Скворцы);У какой птицы красный длинный клюв? (У аиста); Какие птицы лучше всех поют? (Скворцы);Какие птицы не вьют себе гнёзда? (Кукушка);Какая птица уничтожает вредных насекомых? (Грач);Какие птицы пьют и питаются на лету? (Ласточки).

Голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.

Кукушки, синицы, аисты, вороны, галки, жуки.

Синицы, чижи, чибисы, вороны, галки, стрижи, комары.

Чижи, куницы, воробьи, попалзни, дятлы.

Галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, лебеди, курица.

Подведение итога занятия.

Логопед: Ребята, вот мы с вами проводили перелетных птиц и в теплые края. Весной перелетные птицы прилетают назад, потому, что им нужно выводить птенцов.

Читайте также:  Какие звуки издает птица чибис

Конспект занятия по окружающему миру в средней групе «Покормите птиц зимой!»

Конспект занятия по окружающему миру в средней групе «Покормите птиц зимой!» Цель: сформировать у детей представление о зимующих птицах; вызвать интерес к образу жизни зимующих птиц; прививать бережное отношение.

Психологическое раскрепощение ребёнка через освоение собственного тела

Психологическое раскрепощение ребёнка через освоение собственного тела (выступления на ГМО музыкальных руководителей) Музыкальное развитие ребёнка – дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение.

Игровые технологии по лексической теме «Человек. Части тела человека. Кто я? Какой, я?» Цель: систематизировать знания о частях тела человека и их назначении. Игра «Части тела» (импровизация движений в такт стихотворения).

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Человек. Части тела»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Человек. Части тела» Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Человек. Части тела». ОО «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект НОД по валеологии «Строение нашего тела»

Конспект НОД по валеологии «Строение нашего тела» Цель : Дать представление о строении человеческого тела (голова, туловище, руки, ноги); тело человека имеет скелет, мышцы, кожу Познакомить.

Конспект открытого занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Всемирный день птиц»

Конспект открытого занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Всемирный день птиц» Задачи: 1. Расширить представления детей о птицах; научить беречь птиц и заботиться о них; 2. Развивать речь детей, мышление, любознательность,.

Конспект занятия по аппликации в средней группе: Подвеска-напоминалка: «Не забудь покормить птиц!»

Конспект занятия по аппликации в средней группе: Подвеска-напоминалка: «Не забудь покормить птиц!» Конспект занятия по художественному творчеству (аппликации) в средней группе: Подвеска-напоминалка: «Не забудь покормить птиц!» Цель: Формировать.

Мехенди-искусство росписи тела узорами из хны. Мастер-класс

Мехенди-искусство росписи тела узорами из хны. Мастер-класс Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я всегда восхищалась фантастическим талантом мастеров по росписи тела, но не секрет,что всему можно научиться,.

Конспект занятия «Связная речь дошкольников и ее особенности» Связная речь дошкольников и ее особенности Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно.

Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «Покормите птиц зимой»

Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «Покормите птиц зимой» Задачи: * Учить детей рисовать на листе бумаги, развивая чувство ритма; * Закреплять умение правильно держать кисть; * Развивать умение.

Источник

Оцените статью