Воздействие человека на природные экосистемы
Человек является частью природы и в то же время оказывает на природу огромное воздействие, которое может иметь и положительное, и отрицательное значение. Так же как растения и животные, человек является составным элементом окружающих его экосистем. Насколько сильно зависит он от своей естественной среды, показывают следующие цифры: без воздуха человек может прожить около 3 мин, без воды — 3 дня, без пищи — немногим более 30 дней.
В доисторические времена зависимость человека от природной среды была полной. Охотники и собиратели состояли с окружающими видами в отношениях хищника и жертвы. Но в ходе истории человеку удалось в значительной степени освободиться от подчиненности факторам природной окружающей среды. Человек использует природные ресурсы с помощью техники. Так, неподходящие для него температуры он выравнивает посредством отопления или охлаждения, а нехватку осадков возмещает поливом.
Однако по мере развития человечества растут и побочные эффекты этого развития: истощение невозобновимых природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, разрушение природных экосистем и замена их антропогенными экосистемами, нарушение исторически сложившихся природных равновесий.
Негативное воздействие человека на природные экосистемы может проявляться следующим образом.
- Уничтожение отдельных членов экосистемы, что может лишить других ее членов возможностей существования. Уничтожение насекомых приводит к тому, что некоторые рыбы и птицы лишаются своей пищи. Когда в больших количествах гибнут пчелы от- отравления средствами защиты растений, падают урожаи фруктов, зависящие от опыления пчелами. Вмешательством человека с нежелательными последствиями можно назвать и непродуманное введение в экосистему таких видов животных и растений, которые раньше в ней отсутствовали. Например, новые члены экосистемы, не сдерживаемые естественными врагами, которых нет в новом для них месте, иногда чрезвычайно размножаются. Так случилось с ондатрой, енотом-полоскуном, колорадским жуком в Центральной Европе, с кроликами в Австралии.
- Загрязнение природы вредными и токсичными веществами. Ядовитые и вредные вещества, например неочищенные сточные воды, отбросы, выхлопные газы, радиоактивные вещества, попав в экосистему, не исчезают бесследно. Даже низкие их концентрации, действуя долгое время, могут повредить человеку, животным и растениям. Как показывают наблюдения, некоторые яды могут передаваться по пищевым цепям и сетям. Например, тяжелые металлы (свинец и др.) передаются из растений корове, оттуда в молоко, а с молоком человеку. Инсектициды (пестициды) поступают с отравленными насекомыми в насекомоядную рыбу, а затем к человеку или птице, съевшей эту рыбу. Кроме того, в отдельных звеньях пищевой цепи может происходить нарастающее накопление ядов, если они не разлагаются и не выводятся из организма (подробнее см. § 3.3).
- Загрязнение теплом. Тепловые отходы от работы систем охлаждения ТЭС и АЭС, которые попадают в реки, приводят к тому, что в реках повышается среднегодовая температура. Особенно опасны в этом отношении АЭС. Например, АЭС средних размеров, дающая 3000 МВт электроэнергии, 24 производит в час более 5 х 109 ккал бросового тепла. Тепловое загрязнение рек приводит к следующим отрицательным эффектам для водных экосистем: усиливается восприимчивость организмов к токсичным веществам и к заболеваниям; обычная флора заменяется сине-зелеными водорослями, т. е. водоем «цветет»; при повышении температуры воды животным нужно больше кислорода, а его способность растворяться в теплой воде понижена.
- Что исследует наука экология? Какие направления включает прикладная экология?
- Раскройте понятие «природопользование».
- Охарактеризуйте предмет изучения и назовите задачи дисциплины «Экологические основы природопользования».
- В чем отличия дисциплин «Экологические основы природопользования» и «Экология»?
- Расскажите о принципиальном строении Земли.
- Из каких компонентов и в каком процентном соотношении состоит газообразная оболочка Земли?
- По какому признаку атмосферу подразделяют на тропосферу, стратосферу, так называемые верхние слои атмосферы (мезосферу, термосферу и экзосферу)?
- Какие составляющие входят в совокупность всех вод Земли?
- Дайте определение биосферы, назовите ее составляющие.
- Входят ли в состав биосферы высокогорные ледники, облака, нефтяные скважины? Каким аргументом можно под- твердить, что биосфера появилась на Земле 4 млрд лет назад.
- Что такое экологический фактор? Какую реакцию вызывает экологический фактор у живых организмов?
- Какими факторами определяются границы распространения жизни в биосфере? Какие факторы лежат за пределами приспособительных способностей?
- Приведите примеры известных вам круговоротов веществ, происходящих в природе, раскройте их сущность.
- Как вы понимаете способность бактерий «фиксировать» азот?
- Какое значение имеет производство азотсодержащих соединений на химических заводах?
- Почему в системе чередования севооборотов в сельском хозяйстве наряду с удобрениями используют бобовые растения?
- За 300 лет растения суши и Мирового океана могут использовать для фотосинтеза весь углекислый газ, содержащийся в атмосфере. Почему этого не происходит?
- Что такое биотоп и биоценоз? От чего зависит стабильность биогеоценоза?
- Почему неустойчивы агроценозы? Можно ли считать биогеоценозом: а) лужу; б) табун лошадей; в) ковыльную степь?
- Что такое экосистема? Охарактеризуйте основные компоненты экосистемы.
- В чем сходство и отличие природных и антропогенных экосистем? Приведите примеры. Можно ли считать экосистемой: а) вольер со слоном; б) нашу планету в целом; в) заболоченный берег реки?
- Какие негативные последствия для природных экосистем возникают вследствие жизнедеятельности людей?
- Дайте определение понятию «трофические цепи» и приведите примеры пищевых цепей в природе.
- Взаимосвязаны между собой пищевые цепи или нет? Как в них происходит биологическое накопление синтетических веществ?
Источник
Влияние человека на окружающую среду
В процессе своей деятельности человек оказывает на окружающую среду воздействие, которое не проходит бесследно, а оборачивается серьезными экологическими проблемами. Хорошо, что люди начали это понимать и предпринимают определенные шаги для их решения. Однако справиться можно, только объединив усилия всех жителей планеты, каждый должен сделать свой посильный вклад.
Экологические проблемы как следствие деятельности человека
Технический прогресс привёл к тому, что влияние человека на окружающую среду приняло грандиозные масштабы. Невозможно закрывать глаза на такие серьёзные экологические проблемы, как:
- загрязнение воздуха;
- загрязнение водоемов;
- уничтожение лесов;
- распашка земель;
- браконьерство.
Всё это губительно сказывается как на природе, так и на самом человеке, поскольку мы — её неотъемлемая часть.
Каждая из экологических проблем имеет свои причины.
Так, например, водоёмы загрязняют:
- атмосферные осадки, содержащие загрязняющие вещества промышленного происхождения, которые вымываются из атмосферы;
- городские сточные воды (бытовые, канализационные стоки, содержащие вредные для здоровья синтетические моющие средства и др.);
- промышленные сточные воды;
- сельскохозяйственные сточные воды (отходы животноводческих комплексов, смыв с полей удобрений и пестицидов дождями и весенними талыми водами и др.)
Огромное количество предприятий, транспорта, работающего на бензине, приводит к ухудшению качества воздуха не только в городах. Выброс в атмосферу больших объемов углекислого газа приводит к созданию парникового эффекта, изменениям климата.
Как решить экологические проблемы
Для решения экологических проблем необходимо не только принимать правильные законы, но и следовать им. А это зависит не только от тех, кто принимает важные решения, но и от каждого человека.
Сегодня уже принимается ряд мер по снижению выброса в атмосферу вредных веществ. Люди пересаживаются с автомобилей на велосипеды. Не за горами появление доступных электромобилей, которые намного безопаснее для окружающей среды, чем машины, работающие на бензине.
Очистка сточных вод должна производиться более тщательно, в идеале — возвращаться в производственный цикл, а не сливаться в природные водоемы. Разработка природосберегающих технологий — первоочерёдная задача современной промышленности, сельского хозяйства.
Справедливости ради стоит сказать, что человек оказывает не только отрицательное влияние на окружающую среду. Создание заповедников позволяет сохранять и восстанавливать популяции редких и исчезающих видов животных. Посадка деревьев, лесонасаждение — также полезная деятельность для окружающей среды.
Кратко данные о положительном и отрицательном воздействии человека на окружающую среду приведены в таблице, которая поможет при подготовке доклада по биологии.
Что мы узнали?
Человек оказывает на окружающую среду как положительное, так и отрицательное воздействие. Последнее, к сожалению, пока перевешивает. Необходимо приложить все усилия для решения экологических проблем.
Источник