Негативное воздействие последствия человек природная среда

Воздействие человека на природные экосистемы

Человек является частью природы и в то же время ока­зывает на природу огромное воздействие, которое может иметь и положительное, и отрицательное значение. Так же как растения и животные, человек является составным эле­ментом окружающих его экосистем. Насколько сильно зави­сит он от своей естественной среды, показывают следующие цифры: без воздуха человек может прожить около 3 мин, без воды — 3 дня, без пищи — немногим более 30 дней.

В доисторические времена зависимость человека от при­родной среды была полной. Охотники и собиратели состояли с окружающими видами в отношениях хищника и жертвы. Но в ходе истории человеку удалось в значительной степени освободиться от подчиненности факторам природной окру­жающей среды. Человек использует природные ресурсы с помощью техники. Так, неподходящие для него температу­ры он выравнивает посредством отопления или охлаждения, а нехватку осадков возмещает поливом.

Однако по мере развития человечества растут и побоч­ные эффекты этого развития: истощение невозобновимых природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, раз­рушение природных экосистем и замена их антропогенными экосистемами, нарушение исторически сложившихся природ­ных равновесий.

Негативное воздействие человека на природные экосис­темы может проявляться следующим образом.

  1. Уничтожение отдельных членов экосистемы, что мо­жет лишить других ее членов возможностей существования. Уничтожение насекомых приводит к тому, что некоторые рыбы и птицы лишаются своей пищи. Когда в больших коли­чествах гибнут пчелы от- отравления средствами защиты ра­стений, падают урожаи фруктов, зависящие от опыления пчелами. Вмешательством человека с нежелательными послед­ствиями можно назвать и непродуманное введение в экосис­тему таких видов животных и растений, которые раньше в ней отсутствовали. Например, новые члены экосистемы, не сдерживаемые естественными врагами, которых нет в новом для них месте, иногда чрезвычайно размножаются. Так слу­чилось с ондатрой, енотом-полоскуном, колорадским жуком в Центральной Европе, с кроликами в Австралии.
  2. Загрязнение природы вредными и токсичными веще­ствами. Ядовитые и вредные вещества, например неочи­щенные сточные воды, отбросы, выхлопные газы, радиоак­тивные вещества, попав в экосистему, не исчезают бесслед­но. Даже низкие их концентрации, действуя долгое время, могут повредить человеку, животным и растениям. Как пока­зывают наблюдения, некоторые яды могут передаваться по пищевым цепям и сетям. Например, тяжелые металлы (сви­нец и др.) передаются из растений корове, оттуда в молоко, а с молоком человеку. Инсектициды (пестициды) поступают с отравленными насекомыми в насекомоядную рыбу, а затем к человеку или птице, съевшей эту рыбу. Кроме того, в от­дельных звеньях пищевой цепи может происходить нараста­ющее накопление ядов, если они не разлагаются и не выво­дятся из организма (подробнее см. § 3.3).
  3. Загрязнение теплом. Тепловые отходы от работы сис­тем охлаждения ТЭС и АЭС, которые попадают в реки, при­водят к тому, что в реках повышается среднегодовая темпе­ратура. Особенно опасны в этом отношении АЭС. Например, АЭС средних размеров, дающая 3000 МВт электроэнергии, 24 производит в час более 5 х 109 ккал бросового тепла. Тепловое загрязнение рек приводит к следующим отрицательным эффектам для водных экосистем: усиливается восприимчи­вость организмов к токсичным веществам и к заболеваниям; обычная флора заменяется сине-зелеными водорослями, т. е. водоем «цветет»; при повышении температуры воды живот­ным нужно больше кислорода, а его способность растворяться в теплой воде понижена.
  1. Что исследует наука экология? Какие направления включает прикладная экология?
  2. Раскройте понятие «природопользование».
  3. Охарактеризуйте предмет изучения и назовите задачи дисциплины «Экологические основы природопользования».
  4. В чем отличия дисциплин «Экологические основы при­родопользования» и «Экология»?
  5. Расскажите о принципиальном строении Земли.
  6. Из каких компонентов и в каком процентном соотноше­нии состоит газообразная оболочка Земли?
  7. По какому признаку атмосферу подразделяют на тро­посферу, стратосферу, так называемые верхние слои ат­мосферы (мезосферу, термосферу и экзосферу)?
  8. Какие составляющие входят в совокупность всех вод Земли?
  9. Дайте определение биосферы, назовите ее составляю­щие.
  10. Входят ли в состав биосферы высокогорные ледники, облака, нефтяные скважины? Каким аргументом можно под- твердить, что биосфера появилась на Земле 4 млрд лет назад.
  11. Что такое экологический фактор? Какую реакцию вызывает экологический фактор у живых организмов?
  12. Какими факторами определяются границы распрост­ранения жизни в биосфере? Какие факторы лежат за преде­лами приспособительных способностей?
  13. Приведите примеры известных вам круговоротов ве­ществ, происходящих в природе, раскройте их сущность.
  14. Как вы понимаете способность бактерий «фиксировать» азот?
  15. Какое значение имеет производство азотсодержащих соединений на химических заводах?
  16. Почему в системе чередования севооборотов в сельс­ком хозяйстве наряду с удобрениями используют бобовые растения?
  17. За 300 лет растения суши и Мирового океана могут использовать для фотосинтеза весь углекислый газ, содер­жащийся в атмосфере. Почему этого не происходит?
  18. Что такое биотоп и биоценоз? От чего зависит ста­бильность биогеоценоза?
  19. Почему неустойчивы агроценозы? Можно ли считать биогеоценозом: а) лужу; б) табун лошадей; в) ковыльную степь?
  20. Что такое экосистема? Охарактеризуйте основные компоненты экосистемы.
  21. В чем сходство и отличие природных и антропогенных экосистем? Приведите примеры. Можно ли считать экосис­темой: а) вольер со слоном; б) нашу планету в целом; в) за­болоченный берег реки?
  22. Какие негативные последствия для природных экоси­стем возникают вследствие жизнедеятельности людей?
  23. Дайте определение понятию «трофические цепи» и приведите примеры пищевых цепей в природе.
  24. Взаимосвязаны между собой пищевые цепи или нет? Как в них происходит биологическое накопление синтети­ческих веществ?
Читайте также:  Использование рыб человеком охрана природы

Источник

Влияние человека на окружающую среду

В процессе своей деятельности человек оказывает на окружающую среду воздействие, которое не проходит бесследно, а оборачивается серьезными экологическими проблемами. Хорошо, что люди начали это понимать и предпринимают определенные шаги для их решения. Однако справиться можно, только объединив усилия всех жителей планеты, каждый должен сделать свой посильный вклад.

Экологические проблемы как следствие деятельности человека

Технический прогресс привёл к тому, что влияние человека на окружающую среду приняло грандиозные масштабы. Невозможно закрывать глаза на такие серьёзные экологические проблемы, как:

  • загрязнение воздуха;
  • загрязнение водоемов;
  • уничтожение лесов;
  • распашка земель;
  • браконьерство.

Всё это губительно сказывается как на природе, так и на самом человеке, поскольку мы — её неотъемлемая часть.

Каждая из экологических проблем имеет свои причины.

Так, например, водоёмы загрязняют:

Слив отходов в водоем

  • атмосферные осадки, содержащие загрязняющие вещества промышленного происхождения, которые вымываются из атмосферы;
  • городские сточные воды (бытовые, канализационные стоки, содержащие вредные для здоровья синтетические моющие средства и др.);
  • промышленные сточные воды;
  • сельскохозяйственные сточные воды (отходы животноводческих комплексов, смыв с полей удобрений и пестицидов дождями и весенними талыми водами и др.)

Огромное количество предприятий, транспорта, работающего на бензине, приводит к ухудшению качества воздуха не только в городах. Выброс в атмосферу больших объемов углекислого газа приводит к созданию парникового эффекта, изменениям климата.

Как решить экологические проблемы

Для решения экологических проблем необходимо не только принимать правильные законы, но и следовать им. А это зависит не только от тех, кто принимает важные решения, но и от каждого человека.

Сегодня уже принимается ряд мер по снижению выброса в атмосферу вредных веществ. Люди пересаживаются с автомобилей на велосипеды. Не за горами появление доступных электромобилей, которые намного безопаснее для окружающей среды, чем машины, работающие на бензине.

Читайте также:  Луговая 1б ооо природа

Очистка сточных вод должна производиться более тщательно, в идеале — возвращаться в производственный цикл, а не сливаться в природные водоемы. Разработка природосберегающих технологий — первоочерёдная задача современной промышленности, сельского хозяйства.

Справедливости ради стоит сказать, что человек оказывает не только отрицательное влияние на окружающую среду. Создание заповедников позволяет сохранять и восстанавливать популяции редких и исчезающих видов животных. Посадка деревьев, лесонасаждение — также полезная деятельность для окружающей среды.

Кратко данные о положительном и отрицательном воздействии человека на окружающую среду приведены в таблице, которая поможет при подготовке доклада по биологии.

Таблица. Положительное и отрицательное влияние человека на окружающую среду

Что мы узнали?

Человек оказывает на окружающую среду как положительное, так и отрицательное воздействие. Последнее, к сожалению, пока перевешивает. Необходимо приложить все усилия для решения экологических проблем.

Источник

Оцените статью