59. Науки о природе и культуре: концепции Баденской школы неокантианства.
Представители Баденской школы неокантианства: В. Виндельбанд и Г. Риккерт к. ХIХ – I п. ХХ в. они ориентировались на Канта («критика способностей суждения»). Оба они трактовали философию как критическое учение о ценностях.
Осн идея Виндельбанда – выступал против традиц разделения научн дисциплин на науки о природе и о духе. Согласно ему науки надо классиф-ть в соотв с методом, а так же со специф-ми познав-ми целями. Сущ 2 типа наук 1)науки, кот-е отыскивают и формулир-т общие законы (их метод: законополагающий) 2)науки, кот описывают и отыскивают специф и неповт события. (идеографический метод, фиксирующий индивидуальное, особенное). Это различие нельзя отождествлять с различием наук о природе и наук о духе, т.к.естествознание может пользоваться тем и др. методом. (высокая значимость индивидуализированному описанию).
Риккерт («Науки о природе и науки о культуре (1899)»: 1)учение о ценностях. Объективно существует 2 сферы, 2 царства:
— действительность (к нему принадлежит все то, что имеет вещно – предметный характер)
— мир ценностей (не обладает статусом действительности, но не < обяз-н для чел, чем вещный мир).
Существует и промежуточная сфера, которую Риккерт называет «ценные части действительности» (блага).
О ценностях нельзя говорить, что они существуют или не существуют, но о них можно сказать, что они значат или не имеют значимости.
Культура – совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями или, иными словами, такие блага, которые воплощают в себе общезначимые ценности.
2) учение о методах: Риккерт отвергает классификацию наук по предметному принципу: природа как особый и отдельный предмет науки не существует, точно также не существует и истории.
Понятие природа может быть определено по-кантовски: это понятие не означает физического (телесного) мира, природа — бытие вещей, которое определяется общими законами.
Понятие история – понятие единичного существования во всей его особенности и индивидуальности, которое и образует противоположность понятию общего закона.
Риккерт по методу выделяет 2 группы наук: 1. о природе, которая пользуется методом обобщающим (генерализирующим). Виндельбанд называл его законополагающим методом; 2. о культуре, которая использует метод индивидуализации (Виндельбанд – идиографический – фиксирующий индивидуальное и особенное ).
История как наука обращается не ко всякому индивидуальному факту или событию. «Из необозримой массы индивидуальных объектов историк останавливает свое внимание на тех, которые в своей индивидуальной особенности или сами воплощают в себе культурные ценности или стоят к ним в некотором отношении».
Риккерт говорил о возможности объективного исторического исследования благодаря разграничению субъективной оценки (хвала или порицание) и процедуры отнесения к ценностям.
60. Основные формы научного знания
Научное познание—развивающаяся система знания, которая включает в себя два основных взаимосвязанных, но качественно различных уровня — эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, в которых выражаются внутренние отношения. Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента — понятий, теорий, законов и других форм «мыслительных действий». Живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Далее, необходимо рассмотреть те основные компоненты, в которых выражается структура теоретического познания как высшей и наиболее развитой формы научного познания. К их числу относятся проблема, гипотеза и теория. Проблема — форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема — это не застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных этапа движения познания — ее постановку и решение. Гипотеза — форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятностный, а не достоверный характер, и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, третьи отбрасываются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат. Решающей проверкой истинности гипотезы является практика во всех своих формах, но вспомогательную роль здесь играет и логический (теоретический) критерий истины. Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы теории: 1) Исходные основания — первичные фундаментальные понятия, принципы, законы 2) Идеализированный объект данной теории — абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов. 3) Логика теории, нацеленная на прояснение структуры и развития знания, содержащая определенные правила вывода и способы доказательства. 4) Совокупность законов и утверждений, логически выведенных из основоположений данной теории в соответствии с определенными принципами. Ключевой момент теории — закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов. 5) Философско-методологические установки и ценностные факторы.
Источник