Несуществующее животное. Практика использования теста
Главная цель этой работы – дать как можно больше так называемых «ведущих принципов» в трактовке теста «Несуществующего животного», описав не только старые, но и новые замеченные мной в практической работе с данным тестом, для того чтобы практические психологи на моем опыте работы могли использовать данный тест более широко, всесторонне.
Оглавление
Прекрасный дар природы — способность человека видеть мир, расцвеченный всеми цветами радуги. Люди так привыкли к этому чуду, что не удивляются ему. Более того, многие склонны считать цвет объективным свойством самих предметов.
Так или иначе, цвет воспринимается обычно как цвет предметов или как цвет помещения. К теплым цветам относятся красный, золотистый и оранжевый, в то время как синий, фиолетовый и цвет морской волны считают холодными цветами.
В своем жизненном опыте мы практически никогда не имеем дело с чистым цветом. Мы видим оранжевый апельсин, зеленую траву, карие глаза, красные звезды, а не просто отдельные цвета.
Нам практически невозможно отделить информацию цветовую от той, которая ее сопровождает, от контраста, в котором мы воспринимаем цвет.
Человеку чаще всего цвет рассказывает о предметах и явлениях. Он позволяет судить о том, созрела ли ягода или она еще зеленая, здоров ли ребенок или у него красное горло.
Понятно, что чем разнообразнее информация, тем она достовернее. То, что мы видим, слышим, осязаем, помним, обоняем, чувствуем, — все это синтезирует единую и неразрывную картину мира. Можно только предположить, что бессознательное также имеет цветовую гамму.
Довольно просто заменить различную цветовую гамму (остроту зрения) в разное время суток.
При дневном освещении самым светлым человеку кажется желтый цвет.
При переходе от дневного зрения к ночному чувствительность сдвигается к синему цвету. При сумеречном освещении лучше всего глаз человека различает зеленые оттенки.
Видимый спектр для среднего человека начинается с красного и заканчивается фиолетовым. Правда, человек в состоянии видеть цвета и нейтральные, например, пурпурный. И несколько меньше противоположного конца спектра — фиолетового. Однако профессионалы (текстильщица, например) различают до 40 оттенков черного цвета.
Цветовые восприятия являются важными для человека впечатлениями внешнего мира, и проблема воздействия цвета на человека еще далеко не решена.
Обозначение цвета краски делят на две группы — древние (такие, как белые и черные) и сравнительно новые, которых не знал древнерусский язык, — они пришли из чужих языков, причем большинство произведено от названий предметов, обладающих характерной окраской. Попробуем проанализировать цвета.
В тюркских языках алый значит «розовый», «светло-красный», «красный». Наше слово пришло оттуда (кстати сказать, почти все слова с буквы А), а то, что у нас оно стало значить «ярко-красный», вполне естественно: при переходе из языка в язык смысл слов меняется зачастую еще сильней, чем их звуковая форма.
Красную краску, иногда оттенки (до коричневого) называли общеславянским словом «багр». От этого возникли названия багровый и багряный. Багровым называют густой красный цвет, а багряным — чистый яркий красный цвет. Например, багровое зарево, багряный закат.
Когда-то очень давно (в общем индоевропейском языке) существовал корень bhe: он имел значение «сиять», «блистать». Помните, слово «береза» тоже восходит к этому корню, наверное, благодаря сверкающему, не похожему на другие серебристому стволу этого чудесного дерева. Вот от того корня и появилось «белый», а от него и белье, и белка, о которых мы говорили, и многие другие слова.
Произносится от бордо в значении «темно-красный». Заимствовано в XVIII веке из французского языка, где bora-eaux — «темно-красный», «цвет вина бордо» (изготавливаемого в Бордо). Зачем говорить так длинно: «темно-красный», когда можно коротко и звучно сказать «бордо».
Этиология здесь предельно кратка, цвет назван по цвету шейки голубя.
Интересно, что слово это имеет тот же самый корень, что слова «золотой», «зеленый». В литовском языке, например, «золотой» будет «желтас», первичным значением тут было, видимо, «желто-блестящий».
Того же древнего корня, что и желтый. В древнерусском языке было слово «зель» — «побеги озими». Ему же близки слова «злак», «зелень». Очень часто зеленый в рисунках можно интерпретировать как незрелый — ребенок, не ставший взрослым.
Коричневый значит цвета корицы (красновато-бурой пряности — порошка из коры) или даже кусочков коры тропического дерева cinnamomum. Пряность заморская, а вот название корица — чисто русское. «Маленькая корочка» (от кора). В данном случае клиенты часто анализировали этот цвет в рисунке несуществующего животного как «грязь», «застывшая кровь», «то, что надо выбросить», «отхожее место», «каловые массы».
Алый цвет, по-видимому, так нравился нашим предкам, что они заменили старославянское наименование «чермный» на новое — «красный», то есть «самый хороший», «прелестный», «красивый». Корень крас входит в слова, обозначавшие все, радовавшее глаз: красна девица, красный молодец, красно солнышко.
Следует еще сказать и о том, что красный цвет в Древней Руси называли и червленым, и червонным, очень созвучно, но несколько по-разному в говорах.
Красную краску делали из особого вида червей (червецов), отсюда и название.
В 1959 году были подвергнуты испытанию (цветовой тест Люшера) в медицинской клинике Лейпцигского университета 1000 человек различного возраста: от детского до старческого. При этом было установлено, что молодые люди, особенно в возрасте до 25 лет, в большинстве предпочитают красный цвет.
Чем старше люди, тем больше им нравятся темные, приглушенные цветовые тона.
Известно, что есть мужчины и женщины, которые в силу своего поведения и образа жизни очень рано утрачивают свежесть и непринужденность и производят впечатление стариков. Несоответствие цвета возрасту может нести диагностический характер при рисунке несуществующего животного.
В тесте «Несуществующее животное» люди пожилого возраста отклоняют активные цвета, красный и желтый, и выбирают серый, коричневый, темно-зеленый. Эти приглушенные тона, которые обычно предпочитают пожилые люди, выбираются биологически молодыми людьми и в тех случаях, когда их жизненная сила снижена разочарованиями, невротическими нарушениями или изнурительной болезнью. Если спросить пожилых людей, выбирающих в качестве любимых цветов красный и желтый, насколько старыми они себя чувствуют в действительности, то можно услышать: «Конечно, физически за молодыми я не угонюсь, но чувствую себя как 35 — летний».
Известно, что каждому из цветов спектра соответствует определенная длина волны — от самой короткой до самой длинной (соответственно, фиолетовый и красный цвет).
Именам соответствуют шесть цветов: три основных — синий, желтый и красный; три составных — зеленый, фиолетовый и оранжевый. Например, имя Мария — это небесно-голубой цвет, Михаил — красный, Ян — желтый, и это неслучайно. Голубой цвет традиционно символизирующий душу, фиолетовый — тело, зеленый — ум, разум, желтый — рассудок, красный — страсти, оранжевый — чувства.
Разумеется, речь идет о ведущей тенденции, и не следует полагать, что, например, Мария — это сплошная духовность или, если Агнесса — это зеленое имя, то зеленый цвет является для Агнессы любимым.
На уровне цвета имя может быть сложным (если ему соответствует составной цвет, полученный в результате сложения основных цветов). Таковые имена: Магдалена — фиолетовое имя, образованное путем сложения голубого и красного цветов; Филипп — зеленое (голубой + желтый); Тереза — оранжевый (желтый + красный).
Вы наверняка по себе заметили, что цвет может вызывать приятные и неприятные чувства. Это свойство цвета и позволяет психологам определить эмоциональный склад характера человека. В сочетании с рисунком несуществующего животного можно говорить об особенностях характера, которые представлены в другой главе.
Идеальный цвет, цвет мечты. Он никого не отталкивает, но и информации не несет — ему может отдать предпочтение человек с любым складом характера. В анализе рисунков несуществующего животного белый цвет имеет обособленную интерпретацию: если человек рисует и настаивает на белом цвете, — исключительность внутреннего мира очевидна.
Символизирует неуверенность и мрачное восприятие жизни. Поэтому если темные тона вам предпочтительнее, нежели светлые, то вы несчастливы, склонны к депрессии, сомневаетесь в своих силах. Черный цвет в рисунке несуществующего животного является проблемным участком физического состояния человека.
Любят рассудительные и недоверчивые натуры, которые долго думают, прежде чем решиться на что-нибудь. Этот цвет предпочитают те, кто боится «высунуться».
Цвет страсти. Он обычно привлекает людей волевых, властных. Однако он присущ и вспыльчивым, общительным типам. Люди, у которых этот цвет вызывает раздражение, верные и стабильные в своих отношениях, но у них есть комплекс неполноценности, они боятся ссор, склонны к уединению.
Любимый цвет мечтателей, правда, не лишенных интуиции. Однако в старину ему присваивали также лицемерие и притворство.
Источник