Несуществующее животное возрастные ограничения
Предложена Майей Захаровной Друкаревич. Нами дополнена.
Направлена на диагностику широкого спектра личностных особенностей, иногда ее творческих потенций.
Тест «Несуществующее животное» – это научно обоснованный, подтвержденный многими исследованиями метод оценки характеристик личности и индивидуальности.
Важно обратить внимание, что использование рисуночных методик — дело непростое: интерпретация
рисунка не сводится к простому сопоставлению отдельных частей с их значениями, приведенными в данной методике.
Необходим системный подход с обязательным подтягиванием навыков владения методами психодинамического подхода.
Хороша новость – первичные гипотезы можно выстроить и на основе информации ниже.
НО (!) обязательно начинайте эти гипотезы с фразы «Это может говорить о…».
Другая хорошая новость – уточняющие вопросы можно задавать нам
«Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием».
Лист бумаги лучше брать белый, кремовый, карандаш – средней мягкости.
Простой ручкой или фломастером рисовать не рекомендуется, но, в целом, не принципиально.
- в какой части листа сосредоточена большая часть изображенного животного;
- насколько рисунок занимает пространство листа;
- какие части / участки изображенного животного выделены / подкрашены (нажимом или дополнительной штриховкой) больше других;
- как соотносятся между собой части тела (или то, что их символизирует) по объему / выделению.
Обратите внимание, как расположен лист бумаги, на котором расположен рисунок: горизонтально или вертикально. Горизонтальное (альбомное) положение при рисовании может говорить о инфантилизме; вертикальное – о «взрослом», зрелом взгляде на жизнь [помним о том, что это гипотеза; соотносим с другими показателями].
Пространство сзади и слева от вас связано с периодом прошлого и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью – представлением и планированием – осуществлением).
Правая сторона пространства спереди и наверху – связаны с периодом будущего и действительностью.
Левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными эмоциями (депрессия, неуверенность, пассивность).
Правая сторона (соответственно правой руке) и верх – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.
В норме рисунок расположен по средней линии стандартного листа.
Положение рисунка на листе ближе к верхнему краю трактуется как высокая самооценка (чем ближе, тем более выражена) и недовольство собственным положением в социуме и недостаточностью признания со стороны окружающих, претензии на продвижение, тенденция к самоутверждению, претензия на признание.
Положение рисунка в нижней части листа – обратный показатель: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем социальном положении, признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Голова или заменяющий ее элемент:
Голова, повернутая вправо, – устойчивая тенденция к действительности. Почти все, что обдумывается или планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться, если даже не доводится до конца. Человек активно переходит к реализации своих тенденций;
Голова, повернутая влево, – тенденция к рефлексии, размышлениям: не человек действия, лишь незначительная часть замыслов реализуется или начинается реализацией. Нередко нерешительность, страх, боязнь активных действий (что именно, надо выяснить дополнительно).
Положение в фас, т.е. голова, направленная на рисующего, трактуется как эгоцентризм.
На голове расположены детали, соответствующие органам чувств: уши, рот, глаза.
Глазам придается особое значение. Это символ присущего человеку страха (вспомните японские рисунки после Хиросимы и Нагасаки). Это значение особенно подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратите внимание на наличие или отсутствие ресниц.
Ресницы – показатели истероидно-демонстративной манеры поведения для женщин, для мужчин – женственных черт характера (с прорисовкой зрачка радужки совпадают редко). Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
У детали «уши» значение прямое – заинтересованность в информации, значимости окружающих.
Приоткрытый рот в сочетании с языком, при отсутствии прорисовки губ, трактуется как большая речевая активность. В сочетании с прорисовкой губ – чувствительность. Иногда и то и другое вместе.
Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно зачерченный, трактуется как легкость возникновения страха и опасений, недоверия.
Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, защищается, грубит в ответ на осуждение или порицание). Для детей и подростков зачернение рта округлой формы говорит о боязливости и тревожности.
Увеличение по соотношению с фигурой размера головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало, а возможно, и эрудицию в себе и окружающих.
На голове часто расположены дополнительные детали:
Рога – защита, агрессия (определить в сочетании с другими признаками агрессии – ногтями, щетиной, иглами). Характер этой агрессии спонтанный или защитно-ответный.
Перья – тенденция к самоукрашению или самооправданию, к демонстративности.
Грива, шерсть, подобие прически – подчеркивание своего пола, а иногда ориентировка на свою сексуальную роль.
Источник