urok-igra_po_teme_imya_prilagatelnoe_6_klass.doc
Урок-игра по теме «Имя прилагательное» в 6 классе
обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»
1 Систематизировать знания учащихся по теме «Имя прилагательное», закрепить навыки правописания прилагательных.
2 Развивать память, мышление учащихся при выполнении различных заданий.
3 Воспитывать в учащихся самостоятельность, инициативность, интерес
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование: интерактивная доска, таблички для выполнения заданий.
Ребята, сегодня пройдет необычный урок по теме «Имя прилагательное». Необычен он тем, что пройдет он в форме игры. Но мне бы хотелось начать урок со странного письма, которое пришло по электронной почте в нашу школу.
Пишет вам художник. По описанию я должен нарисовать картину, но из текста пропали слова. Помогите восстановить их.
…………. осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. ………..снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в …………. наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят ………… искорки инея. ………вода темнеет среди ………… зарослей камыша.
Отзываются на вопросы какой? чей?
Легко приспосабливаются к любому предмету .
Объявляется розыск! Пропали слова!
Ребята, слов какой части речи нет в данном тексте? (прилагательное)
Давайте поможем вернуть прилагательные в данный текст и согласуем их с существительными грамматически и по смыслу.
Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.
Как прекрасна берёзовая роща!
Сделаем вывод. Что такое имя прилагательное? Какова роль прилагательных в речи? (делает нашу речь ярче и выразительнее).
Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветье дивных слов легко определю я!
1 Это была разминка. Перейдем к заданию, которое называется
«В корзину». На доске 2 корзины. В первую положите полные прилагательные, а во 2 – краткие.
Широкая, высока, красивый, узок, тёмное, горячи, смелый, жгуч, неуклюжий, желта, хорош, смелая.
2 «Всё познаётся в сравнении»
Вот и вам сейчас предлагается образовать от данных прилагательных все степени сравнения, выделить суффиксы, с помощью которых они образованы.
«Всё познаётся в сравнении»
Светлый – светлее, более светлый, светлейший, самый светлый.
Острый – острее, более острый, острейший, самый острый.
Глубокий – глубже, более глубокий, глубочайший, самый глубокий.
Редкий – реже, более редкий, редчайший, самый редкий.
Развитие событий в этой картине становится более интереснее.
Развитие событий в этой картине становится более интересным.
С наступлением весны дни становятся длиньше.
С наступлением весны дни становятся длиннее.
Из двух зол выбирай более меньшее.
Из двух зол выбирай меньшее.
Нет ничего красивше природы родного уголка.
Нет ничего красивее природы родного уголка.
Сделаем вывод. Какие ошибки были допущены в данных предложениях? (грамматические: неправильное образование степеней сравнения имён прилагательных)
4 «Помоги разобраться» Записать прилагательные в 3 колонки в соответствии с разрядом:
Качественные / Относительные / Притяжательные
Белый, лисий, узкий, робкий, чуткий, золотой, стальной, орлиный, барсучий, папин, смелый, зимний, холодный, каменный, вчерашний, добрый
Качественные / Относительные / Притяжательные
5 «Третий лишний» Выберите лишнее прилагательное из слов, записанных выше. По какому критерию вы будете это делать?
1 Соломенная шляпа, кожаное пальто, комариный укус.
2 Стеклянный кувшин, серебряное кольцо, безветренный день
3 Оловянный солдатик , гусиное перо, утиный клюв.
4 Гусиная кормушка , гусиная походка, январское утро.
5 Лисья нора, лисий характер, приречный луг.
6 Волчья стая, волчий аппетит , папин взгляд.
Сделаем вывод. Какие прилагательные называются качественными, относительными, притяжательными?
6 «Математический диктант» Как известно, все науки связаны друг с другом. Посмотрим, как связана математика с русским языком. На вашем столе лежат таблички с цифрами 1 и 2. Если в прилагательном необходимо писать одну Н, то поднимите табличку с цифрой 1, если НН, то – табличку с цифрой 2.
Масляное пятно, лунный свет, песчаный берег, овчинная шуба, глиняный горшок, юный герой, деревянный стол, безветренный день, змеиный укус, кожаный портфель, серебряное кольцо, старинная сказка, ветреная человек.
Сделаем вывод. Когда в суффиксах прилагательных пишется Н и НН?
7 «Слитно или раздельно с НЕ»
Книга нисколько не интересная; некрасивый поступок; неряшливый вид; неглубокая речонка; неглубокий, но рыбный пруд; далеко не красивый поступок; неинтересный рассказ; не широкая, а узкая канава; недорогой, а красивый платок; невысокий кустарник; ненастная погода; негромкий шёпот; забор невысок, небрежный ученик; вовсе не вежливый ученик; неяркое освещение; речка не глубокая, а мелкая.
Сделаем вывод о слитном и раздельном написании прилагательных с НЕ.
8 «Не спутай кармашки» От существительных образуйте прилагательные с помощью суффикса –к- и –ск-. Положите карточку в соответствующий кармашек.
Источник