Конспек урока по окружающему миру «Невидимые нити» 2 класс
Цели урока: формирование начальных представлений об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком.
— познакомить детей с экологическими связями между живой и неживой природой, с причинами нарушения этих связей по вине человека;
— развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
— развивать умение работать в парах, группах, высказывать свое мнение в соответствии с нормами языка
— умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;
— воспитывать бережное отношение к природе, учить детей замечать и ценить красоту природы, любознательность учащихся
Планируемые результаты:
— формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы;
-осознание необходимости бережного отношения к природе.
— формирование уважительного отношения к иному мнению;
– открытие первоначальных знаний о «невидимых нитях» в живой и неживой природе;
– научатсянаходить взаимосвязи между организмами, входящими в состав природного сообщества.
– уметь планировать свою работу в соответствии с поставленной задачей;
— соотносить выполненный результат с образцом, находить и исправлять ошибки;
– дать эмоциональную оценку своих действий на уроке.
Познавательные
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
— вступать в учебный диалог с учителем.
— уметь слушать и понимать высказывания собеседников, уважительно относиться к чужому мнению;
— частично-поисковый, беседа, рассказ, работа с информацией; исследовательские методы: анализ, синтез, сравнение, классификация.
— фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах, группах.
Мультимедийная презентация, проектор, ноутбук.
А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 2 класса (часть 1), рабочая тетрадь, к арточки.
1. Организационный момент.
— Здравствуйте ребята! Слайд 1.
Ваши милые глаза, обмануть никак нельзя!
В них желание к учебе, вижу я из далека!
Нам сегодня потрудится, нужно будет хорошо,
Чтобы тайны всей природы, мы узнали все равно!
-Покажите свое настроение при помощи карточек, которые у Вас на столе. А я покажу свое.
— Рада что у вас хорошее настроение, пожелаем друг другу удачи!
Показывают нужную карточку.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
— Мы сегодня отправимся в путешествие, а куда, отгадаете из загадки.
Дом со всех сторон открыт,
— Правильно, мы совершим путешествие в лес!
Работа в парах. Слайд 2.
— На столах, у каждой, пары лежат конверты с заданиями, вам нужно их выполнить и ответы разместить на доску.
(мышь)
Третья пара. Составь слово из букв: ПОПРТКИНАО (папоротник)
Четвертая пара. Собери картинку:
Сосчитать не каждый б смог.
(лиса)
Седьмая пара . Собери картинку:
(птица)
Восьмая пара. Найди и составь слово из букв: ДПСШОЛКГШНЦЕ (солнце)
— Посмотрите на картинки и слова на доске. Разделите их на две группы.
— На какие группы вы их разделили? (неживая и живая природа)
— Подумайте, как связаны между собой объекты живой и неживой природы?
Решают разно уровневые задания, вывешивают на доску картинки и слова, которые получили
3. Постановка учебной задачи.
— Посмотрите, что вы видите? (нить)
— На эту нить, я размещу картинки, из ваших ответов.
— Подумайте, как они связаны между собой? (дуб, гусеница, птичка)
— Правильно, птица питается гусеницей, гусеница питается листьями деревьев. Они взаимосвязаны между собой.
— Что произошло бы с лесом, если бы исчезли гусеницы? А если пропадут птички?
— Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. (О том, как связаны растения и животные.)
— Составьте из предложенных слов тему.
— Прочитайте тему урока на с. 64 учебника. (Невидимые нити.)
— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Выяснить, что называют невидимыми нитями.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
— Ребята, прослушайте сказку Виталия Валентиновича Бианки, называется она «Сова». Слайд 5. Приложение1.
— По ней составьте цепочку «Что с чем связано!»
Сова не стала ловить мышей.
Мыши стали прогонять шмелей.
Шмели не стали опылять клевер.
В природе все взаимосвязано друг с другом. Все действия. Это и есть невидимые нити. Но эта нить рвется, если в природе что-то нарушается.
— Кто в сказке нарушил невидимые нити ? (Дед, он обидел сову.) — Чем закончилась сказка? (Сова простила деда и связи восстановились.)
— Значит, кто или что может нарушить связи в природе? (Человек, природные условия.)
— Ребята, какой вывод можно сделать?
(Всё в природе взаимосвязано. Никому нельзя нарушать связи в природе. Это может привести к беде.)
Вы, наверное, устали, ну тогда все дружно встали!
6. Первичное закрепление.
— Продолжим работу в группах. Слайд 7.
У каждой группы свое задание. Прочитайте и на листах запишите связи.
1 группа. Связь между неживой и живой природой.
— На земле все живое и неживое связано между собой. Человек, животные, растения не могут жить без солнца, воздуха, воды.
2 группа. Связь между животными.
-Многие животные питаются другими животными. Например, лисы питается мышками. А птицы насекомыми и т.д. Слайд 9.
3 группа. Связь между природой и человеком.
-Человек не может существовать без природы. Он выращивает растения и животных для питания, использует полезные ископаемые. Слайд 10.
4 группа. Связь между растениями и животными.
-Многие животные питаются растениями и растения являются домом для животных. Например, лес. Слайд 11.
— Проверим! Сейчас, каждая группа будет прикреплять свою модель на доску, называет ее и приводит примеры.
— Оцениваем работы аплодисментами!
природа — человек Невидимые_нити растения — животные
— Прочитаем текст на с. 64-65 учебника.
— Составим цепочку: что с чем связано в данном тексте?
— Как вы думаете, чем это все закончилось? Слайд 12.
Живая природа – неживая природа.
7. Самостоятельная работа.
— У каждого из вас на столах лежат карточки с самостоятельной работой, вам нужно соединить невидимые нити.
КАРТОЧКА Приложение 2.
1. Рассмотри рисунки. Расскажи о каких невидимых нитях, они тебе напоминают.
2. Что называют невидимыми нитями природы?
1. паутину в лесу 3. грибницу
2. корни деревьев 4. связи в природе
3. Какие действия человека вредят природе?
1. вырубка леса 3. сбор грибов
2. посадка деревьев 4. подкормка птиц
4. Какое утверждение верно?
1. Хищников надо уничтожать. 3. Комары – вредные насекомые.
2. В природе всё взаимосвязано. 4. Мусор в лесу надо сжигать.
5. Приведи свои примеры невидимых нитей в весеннем лесу.
Выполнение заданий в рабочей тетради №1,4 (с. 24).
8. Рефлексия. Итог урока.
— Вспомните учебные задачи урока. Все ли мы выполнили?
— О каких невидимых нитях мы сегодня говорили?
— Что нового вы узнали? Какие выводы сделали?
— Оцените свои достижения на уроке и выполненные задания при помощи смайликов.
Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт — молоком белит. Летит мимо Сова.
— Здорово, — говорит, — друг! А Старик ей:
— Ты, Сова — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, — какой я тебе друг!
— Ладно же, — говорит, — старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, — сам лови.
— Вишь, чем пугать вздумала! Утикай, пока цела.
Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.
Ночь пришла. На стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:
— Погляди-ка, кума, не летит ли Сова — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?
— Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.
Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши- то, говорят, на охоту пошли.
— А пускай идут, — говорит Старик. — Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки.
Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят.
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.
— А пускай летят, — говорит Старик. — Что от них толку: ни мёду, ни воску, — волдыри только.
Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.
— И ветер разнесёт, — говорит Старик, а сам в затылке скребёт.
По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, — не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.
-Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, — трава, слышь, без клеверу — что каша без масла.
Молчит Старик, ничего не говорит.
Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже.
— Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.
Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на Стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.
Нечем стало Старику чай белить — пошёл Старик Сове кланяться:
— Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай.
А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.
— То-то, — говорит — старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?
Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.
Сова полетела мышей ловить.
Мыши со страху попрятались в норы.
Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.
Клевер красный стал на лугу наливаться.
Корова пошла на луг клевер жевать.
Стал Старик молоком чай белить, чай белить — Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.
1.Рассмотри рисунки. Расскажи о каких невидимых нитях, они тебе напоминают.
2. Что называют невидимыми нитями природы?
1. паутину в лесу 3. грибницу
2. корни деревьев 4. связи в природе
3. Какие действия человека вредят природе?
1. вырубка леса 3. сбор грибов
2. посадка деревьев 4. подкормка птиц
4. Какое утверждение верно?
1. Хищников надо уничтожать. 3. Комары – вредные насекомые.
2. В природе всё взаимосвязано. 4. Мусор в лесу надо сжигать.
5.Приведи свои примеры невидимых нитей в весеннем лесу.
1. Рассмотри рисунки. Расскажи о каких невидимых нитях, они тебе напоминают.
2. Что называют невидимыми нитями природы?
1. паутину в лесу 3. грибницу
2. корни деревьев 4. связи в природе
3. Какие действия человека вредят природе?
1. вырубка леса 3. сбор грибов
2. посадка деревьев 4. подкормка птиц
4. Какое утверждение верно?
1. Хищников надо уничтожать. 3. Комары – вредные насекомые.
2. В природе всё взаимосвязано. 4. Мусор в лесу надо сжигать.
5. Приведи свои примеры невидимых нитей в весеннем лесу.
Источник