Невнимательное отношение к природе

Сообщение из опыта работы «Воспитание бережного отношения к природе»

Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес является стимулом развития бережного отношения к природе. Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. В большинстве случаев дети самостоятельно не могут объяснить интересующее их явление природы, а тем самым не имеют возможности выразить своего отношение к ней. Поэтому, внимание, поддержка, одобрение взрослых, создание условий для обогащения детского опыта является главным направлением развития гуманного отношения детей к природе.

Публикация «Сообщение из опыта работы „Воспитание бережного отношения к природе“» размещена в разделах

Многие дети неприязненно относятся к насекомым, пресмыкающим и земноводным, допускают при общении с ними негативные действия.

Например, увидев червяка, дети стараются наступить на него, раздавить, объясняя это тем, что он противный, скользкий, хоть и землю рыхлит.

Если взрослый не обращает на это внимание, дети привыкают делить объекты природы на красивые и некрасивые, нужные и ненужные, и соответственно строить отношения к ним. Дошкольники утверждаются во мнении, что характер отношения к природному объекту определяется его внешними характеристиками, а не его сущностью как живого организма. В результате вместо накопления позитивных эмоций – удивления (например, как интересно кузнечик приспособился к среде, сопереживания (например, попавшему в беду лягушонку, радости (например, от помощи маленькому жучку или паучку) – ребенок приобретает опыт равнодушного и бессердечного отношения к неприятным, на его взгляд, объектам.

Часто бездумные действия детей проявляются и по отношению к растениям. Из-за сиюминутной прихоти они ломают ветки деревьев, кустарников, обдирают кору, рвут охапками и затем без сожаления бросают цветы, топчут газоны. Подобные поступки объясняются тем, что дети не считают растения живыми. Самостоятельно им трудно увидеть проявления жизни растений, понять, что они дышат, питаются, движутся, размножаются.

Дети бегают по участку, срывают листья с кустов, бросают друг в друга.

Воспитатель : «Не жалко вам кусты?»

Дети: «Их же много растет».

— А как же они ходят? А разве могут дышать?

Комнатные и садовые растения вызывают положительные эмоции детей во время цветения и появления плодов. Дети даже ухаживают за ними, оберегают их, при этом мотивом заботливого отношения выступает не признание растений живыми, а их польза для человека или принадлежность ребенку: «Потому что на яблоне яблочки будут», «Потому что это мой цветок» и т. п.

Читайте также:  Какая наука занимается охраной природы

В таком небрежном, прагматичном отношении к растениям дети привыкают рассматривать другого с точки зрения его полезности, живое существо теряет свою самоценность. При невнимательном отношении к этому взрослого упускается возможность формирования у детей удивления, любопытства к обитателям уголка природы – ценных эмоциональных переживаний, лежащих в основе познавательного интереса.

Нередко способом познания природы в детстве становится экспериментирование над живыми существами. Так, дети отрывают насекомым крылья, ноги, обрезают кошкам усы, удовлетворяя познавательный интерес. «Для чего кошке усы и сможет ли она без них?» При этом ребенок не расценивает свои действия проявлением зла, не осознает их причиной страдания и гибели живого существа.

Свои негативные действия дети применяют к тем, кто слабее их.

Например, Влад Л. делится с воспитателем : «Я поднимал котенка за хвост».

-А разве котенку это понравилось?

— Нет, он мяукал и вырывался. Но он же мне ничего сделать не сможет, я больше и сильнее.

К живым существам, которые могут «ответить» на подобное обращение с ними, отношение детей более осмотрительное. Это связано с необходимостью обеспечения собственной безопасности.

Например, «большого котика мучить нельзя, он может поцарапать».

В таком взаимодействием с природой дети примеряют на себя роль его властелина, привыкают действовать с позиции силы, обижать слабого, не считаться с состоянием и желаниями окружающих.

Достаточно часто мы наблюдаем ситуацию, когда ребенок кормит котенка или щенка неподходящей пищей, надевают свою одежду, катают в колясках. Подобные действия иногда приводят даже к гибели животного. А ведь ребенок вовсе не желает зла, он просто играет и «заботится».

Зимой детям старшей группы давали витамины, подчеркивая, что они будут здоровее. Дети стали подкармливать витаминами аквариумных рыбок, что привело к их гибели.

Накопление такого опыта взаимодействия с животными и растениями препятствует развитию у ребенка положительной оценки себя как носителя добра, помощника и защитника.

Приведенные особенности поведения детей свидетельствуют, что без компетентного педагогического руководства у дошкольников может сформироваться нежелательный эмоциональный опыт отношения к природе. Дети привыкают равнодушно, бессердечно, жестоко относиться к слабым, упражняются в негативном взаимодействии с окружающим.

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок открыт миру. Накопленный за этот период опыт бережного, позитивного отношения к окружающему человек пронесет через всю жизнь.

Читайте также:  Изо деятельность средствами природы

Чтобы взаимодействие с природой способствовало формированию у детей доброжелательности, отзывчивости, сопереживания, гуманного и бережного отношения, важно самому взрослому стать для детей примером отношения к природе :

— проявлять удивление, интерес к ней;

— восхищаться природными объектами, явлениями, добрыми поступками людей;

— испытывать радость от хорошего самочувствия живого существа, сочувствовать живому, находящемуся в беде.

Умение ярко выражать свои чувства, вызывать ответный эмоциональный отклик – важное условие пробуждения сопереживания у малышей. Необходимо, чтобы дети поняли, почему в разных ситуациях люди проявляют различные чувства. Осмысление этого связано и с освоением детьми правил и норм отношения к природе, обогащением представлений о живом, его потребностях, условиях жизни, сложившихся связях. Освоение знаний о живом через эмоциональное переживание позволит детям осознать важность бережного, гуманного отношения к живому, понять и принять правила поведения в природе.

Презентация «В лесу». В презентации представлены иллюстрации животных и стихи о них. Цель: расширить представление детей о лесе, познакомить с редкими животными,.

Земля — наш дом Земля наш дом. Обострение экологической проблемы в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения.

Источник

К чему может привести безответственное отношение людей к природе?

Известно, что многие люди и руководители предприятий относятся к природе не бережно. Более того, они вредят экологии.К чему это в конце концов приведёт?

Это может привести к экологической катастрофе.Уже сейчас в наше время в некоторых городах экология близка к катастрофичной.Над городами,где много промышленных предприятий висит смог,от которого страдают люди,особенно с заболеваниями легких,астматики.Воздух загрязнен,очистные сооружения на предприятиях не работают,в реки сбрасываются отходы,которые загрязняют еще и реки.Прежде всего это отразится на нас,на нашем здоровье.Природа мстит человеку пожарами,наводнениями,ураганами и постоянно напоминает,что природу нужно беречь и относится к ней бережно.

Уже доподлинно известно,что самый лютый враг для природы,животного мира-это человек.Вырубаются, сжигаются леса, уничтожаются редкие породы птиц, зверей.А сколько отходов ядовитых выбрасывается в водоемы? А сколько есть стран, народов которые плодятся,плодятся и плодятся не зная меры. К чему это приведет? Ну когда нибудь к глобальной катастрофе.Перенаселению земли.Уничтожится все живое на земле.Так как надо будет пить, есть, гадить, мусорить.Когда то смотрел выступления в Comedy Club Руслана Белого.Он как раз рассказывал об этом.С юмором конечно, но юмор получился этот какой то черный.Так как все было сказано правильно.Больше всего мне из его выступления понравилось, то что он сказал,что мы скорее всего (человечество) прибыли когда то на эту планету.Она нам не родная,мы как вирус и теперь у нас (у человечества)одна только цель,загадить и уничтожить эту планету и полететь найти другую.Так оно и есть.

Читайте также:  Бывший министр природных ресурсов новосибирской области

Источник

Проблема невнимательного и равнодушного отношения человека к миру природы. (В. А. Солоухин) (ЕГЭ по русскому)

Советский писатель В. А. Солоухин в своем тексте ставит проблему невнимательного и равнодушного отношения человека к миру природы. Окружающие нас ландшафты красочны и очень разнообразны, но наши знания о них довольно ограничены. Конечно, это не касается ученых-ботаников, а относится, скорее, к обычным людям, которые каждый день наслаждаются видом множества растений, цветов, но даже не знают их названий. Так, автор прочитанного мною текста описывает прекрасные белые цветы, которые всегда росли на речке, знакомой рассказчику с самого рождения.

Однако ему неизвестно, что это за растение. И никто другой в его селе не может дать ответ на этот вопрос: «Кого бы я ни расспрашивал в селе, показывая белые цветы, все разводили руками: –Кто их знает!». Автор считает, что мы равнодушны ко всему, что окружает нас на земле, и, несмотря на то, что мы любим проводить время на природе, нам уже не познать всех тонкостей, примечательных и интересных деталей живого мира. Я согласна с мнением Солоухина. Мы не умеем ценить то, что дает нам природа, и не в состоянии восхищаться ею, видеть прекрасное. А отсутствие интереса к окружающему нас миру порождает и потребительское отношение к нему. Например, в знаменитом романе Тургенева «Отцы и дети» главный герой Евгений Базаров отвергал эстетическое наслаждение природой, воспринимал ее как мастерскую и использовал в своих целях, не задумываясь о последствиях. В отличие от него, Аркадий стремился к контакту с живым миром, восхищался его многообразием и красотой. Замечательный советский писатель Борис Васильев в своем романе «Не стреляйте в белых лебедей» рассказывает о Егоре Полушкине, который любил и берег все, что его окружало. Знакомые над ним смеялись, Харитина, его жена, только жаловалась на судьбу, а сын Колька, наивный и добрый, любил отца, но постоянно испытывал из-за него стыд и обиду. В конце главный герой умер, защищая свое лесничество от браконьеров. Эта история еще раз доказывает, что люди не понимают значимости природы, не интересуются ее состоянием, а думают только о том, как извлечь собственную выгоду. Русский писатель Леонид Андреев говорил: «Люди, которые не любят природы, — и не любят жизнь, оставаясь равнодушными к солнцу, синему небу, всей божественной красоте мирозданья». Давайте же откроем глаза на этот мир и научимся видеть в нем поистине прекрасные вещи.

Источник

Оцените статью