Неживая природа конспекты старший дошкольный возраст

Конспект занятия по окружающему миру «Живая и неживая природа» для детей старшей группы

Цель: дать понятия о живой и неживой природе; её роли в жизни человека; научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы — от объектов неживой природы, по признакам. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, что мы — люди — являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже: движение, свет, вода, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих. Закрепить правила поведения на природе, значимость природы в жизни живых объектов. Формировать необходимость охраны природы, для сохранения ее самоценности. Развивать речь, логическое мышление.

Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Живая и неживая природа“ для детей старшей группы» размещена в разделах

Дети должны уметь: объяснять понятия и отвечать на вопросы; сравнивать и делать выводы; определять по определенным признакам виды природы.

Тип занятия: формирование новых знаний и умений, закрепление ранее изученного материала.

Оборудование: предметные картинки с объектами природы и «не природы» (например, кусок гранита, кирпича, букет цветов) и предметные картинки с изображением объектов живой природы и «не живой природы». Схемы развития и роста животного (кошки: слепой котенок, маленький котенок, подрастающий котенок, взрослая кошка, старая кошка) и человека (грудной ребенок, ребенок дошкольник, юноша, мужчина).

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение Л. Дайнеко:

Вот на земле огромный дом

Живут на нем солнце, дождь и гром,

Живут на нем птицы и цветы.

Живешь в том доме светлом ты

— Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает? (дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.)

— Почему вы относите тот или иной объект к природе? (предположения детей)

— Растения, животные, птицы, рыбы, насекомые — живые, они двигаются (выставить модель-живого: ноги идущего человека); питаются (выставить модель-питание (рот человека); дышат (выставить модель-дыхание (нос); размножаются (выставить модель — размножения (цыпленок из яйца); растут (выставить модель — роста (цыпленок—курица).

Воспитатель повторяет вместе с детьми признаки живого по моделям.

— А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)

— А машина есть в природе? (Нет, потому что она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек,- это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.)

— Ребята, какая-нибудь модель живого подходит к машине? (Нет)

— Почему? (дети обосновывают свой ответ, опираясь на модели: надо включать, чтобы двигалась; надо кормить, заливать бензин, он не съедобный; не дышит, не размножается, не растет)

Читайте также:  Государственный природный комплексный заказник болото ламмин суо

— Природа — это то, что существует без помощи человека, т. е. не со-зданное человеком, а «не природа» — это все то, что сделано руками человека.

— Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «приро-ду». Вертолет похож на стрекозу. Подводная лодка — на кита. (Дети продолжают этот ряд.)

— Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой природы и мир живой природы. На столе лежат картинки, помогите мне их разделить. На один строку поставьте живую природу, на другую — неживую природу. (Дети расставляют и объясняют: живая природа — это что движется, растет, развивается, умирает и размножается; неживая — поточу что, это не создано руками человека, но оно есть в природе.)

Дидактическая игра: «Живое — неживое»

У каждого ребенка карточка с одной стороны зеленая цветом — живая природа, с другой стороны красная цветом—не живая природа. Воспитатель показывает картинку с живой (насекомые, птицы, животные, деревья и т. д.) и не живой природой (камень, солнце, облака, песок, вода и т. д.). Дети должны показать карточку определенного цвета и объяснить свой выбор:

— Почему живое? (дышит, питается, растет, размножается)

— Почему не живое? (не питается, не размножается, не дышит, не двигается).

Помогите мне решить задачки:

Если камень упал с горы и раскололся, то этот камень объект какой природы? (Неживой).

Почему? Ведь был один камень, стало много. (Нет признаков живой природы, если камень раскололся, то он не вырастет большим). Да, ребята, правильно, молодцы, камень — это тело неживой природы. Тела в природе могут изменяться, но они никогда не оживут (только в сказках).

Текучая вода в реке — это объект живой природы? (Нет).

Но ведь вода в реке движется? (Вода движется потому что, что на нее дует ветер, речка течет вниз с горы, а земля круглая). Молодцы!

Физкультминутка «Жук»

В группу к нам жук влетел, (грозят пальцем)

Вот он вправо полетел, (указывают рукой направление и прослеживают взглядом)

Жук на нос хочет сесть, (правой рукой движение к носу со стороны)

Не дадим ему присесть. (направление движения вниз и приседание)

Зажужжал и закружился (делают вращательные движения типа волчка и встают) Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

Жук, вот правая ладошка, (поочередно вытягивают руки и смотрят на них)

И на потолок присел. (поднимают руки вверх и смотрят на них)

На носочки мы привстали, (приподнимаются на носочки и вытягиваются)

Хлопнем дружно (хлопки над головой)

Чтобы улететь он мог. (имитируют полет жука и садятся на стульчики)

— А что представляет человек по отношению к природе? К какой природе мы его отнесём? (Предположения детей)

— Давайте выясним и докажем, что Человек — сам часть живой природы. Сначала рассмотрим как развивается и растет животное на примере кошки.

— Давайте посмотрим, выложим схему (выкладывается схема):

Читайте также:  Картины будь природе другом

Слепой котенок — маленький котенок — подрастающий котенок — взрослая кошка — старая кошка.

— Ребята, что нужно для роста и развития кошки? (Предположения детей)

Воспитатель поводит детей к тому, что для роста и развития кошки нужны: Тепло + питание + движение + вода + воздух + любовь близких.

— А теперь посмотрим как развивается и растет человек. (Выставляются картинки)

Грудной ребенок — ребенок-дошкольник — ребенок-школьник — юноша — мужчина — старик.

— Что нужно для роста и развития человеку? (Предположения детей)

Воспитатель поводит детей выводу, что для роста и развития человеку нужны те же самые составляющие: Тепло + питание + движение + вода + воздух + любовь близких. Значит можно сделать вывод о том, что человек – часть природы. И те же условия необходимы и растениям и всем другим живым организмам.

— А поскольку человек — сам часть природы, то без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, птиц и рыб, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов, лекарств и тот же воздух. Живая природа влияет на неживую природу: дерево растет в земле, растениями питаются животные, человек загрязняет воду рек, неубранным после себя, мусор. Но неживая природа тоже влияет на живую природу: греет солнце – растут растения, обрушиваются скалы – приносят вред жилищам человека, дует ветер – с ним переносятся семена плодов.

Сейчас прослушайте стихотворение, а вы подумайте, как неживая природа помогает живой.

В теплой норке — домик мышки,

Назовите объекты живой природы, неживой. Как объекты живой и не-живой природы влияют друг на друга? (Дети называют).

— Некоторые люди называют человека «Царем природы». Правильно ли это? Почему человека так называют? (Дети высказывают свои соображения).

— Человек — существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы, и использует ресурсы природы в своих целях. Он многое умеет, в отличие от других живых объектов.

— Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания. Живая природа это дом для человека. Чтобы не разрушить свой дом; для того, чтобы расти и развиваться человеку еще необходимо бережно относиться к себе, друг другу и живой природе. И тут мы забыли с вами назвать еще один условие, необходимое для полноценного роста и развития животного.

Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Врубаясь в мертвые породы,

Что без природы твой конец?

(Обсуждение стихотворения с детьми) Какое условие можно вынести из этого стихотворения? (Бережное отношение, охрана, защита)

Нужно бережно относиться к живой природе. Уважать друг друга, учиться жить дружно, помогать друг другу, любить друг друга и заботиться друг о друге. Что вы знаете о Красной книге? Зачем она создана людьми? С какой целью? (В Красную книгу занесены исчезающие виды животных и растений. Эти растения и животные особо нуждаются в охране и заботе. Если люди не обратят на это внимание, то эти растения и животные могут совсем исчезнуть! И тогда больше никто не сможет их увидеть и полюбоваться). Люди должны нести ответственность за свои плохие и хорошие поступки по отношению к живой природе. Думая о последствиях своих действий люди смогут избежать экологических катастроф, гибели живых объектов и увеличения численности растений и животных в Красной книге.

Читайте также:  Какие существуют звуки природы

Заключительный этап занятия:

Дидактическая игра «Береги природу»

Задача: закрепить знания детей, почему так важно беречь природу; формировать осознание ценности живой природы для человека, самоценности живой природы.

Оборудование: Картинки с изображением растений, насекомых, птиц, животных, человека, солнца, воды, земли, ветра. Магнитная доска и магниты.

Ход: Воспитатель прикрепляет картинки на магнитную доску по кругу. Затем поочередно убирает одну из карточек, а детей просит рассказать, что будет с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта.

Конспект занятия по экологии «Живая и неживая природа»

Конспект занятия по экологии «Живая и неживая природа» Уважаемые коллеги, приглашаю вас на занятие по экологии «Живая и неживая природе, об их взаимосвязи. Задачи: 1. Расширять представление о.

Фотоотчет о Всероссийском уроке «Эколята — молодые защитники природы. Живая и неживая природа»

Фотоотчет о Всероссийском уроке «Эколята — молодые защитники природы. Живая и неживая природа» 30.11.21 в нашем детском саду проходил Всероссийский урок «Эколята — молодые защитники природы» среди детей старшего дошкольного возраста.

Фотоотчет о проведении экологического урока «Природа. Живая и неживая»

Фотоотчет о проведении экологического урока «Природа. Живая и неживая» Фотоотчет о занятии «Природа. Живая и неживая» в рамках Всероссийского урока «Эколята — молодые защитники природы». Дети младшего.

Календарный план образовательной работы на неделю «Живая и неживая природа» в подготовительной группе

Календарный план образовательной работы на неделю «Живая и неживая природа» в подготовительной группе План работы с 22 по 26 марта Тема: «Живая и неживая природа» Задачи: — Формировать умения детей отличать природные объекты от искусственных,.

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда»

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда» Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда». Елена Владимирова. Цель: Закрепление у детей обобщающего.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Домашние животные зимой» Тема: Домашние животные зимой. Цель: Закрепить представления о домашних животных. Задачи: Образовательные -Обогащать словарь по теме,.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Комнатные растения» Ознакомление с окружающим миром по теме : «Комнатные растения» Цель: Закрепление представлений о комнатных растениях, ухода за ними. Задачи:.

НОД «Что такое природа. Природа живая и неживая»

НОД «Что такое природа. Природа живая и неживая» Содержание организованной образовательной деятельности детей. Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно.

НОД по окружающему миру в старшей группе «Природа в детском саду»

НОД по окружающему миру в старшей группе «Природа в детском саду» Программное содержание. Формировать представления о природе ближайшего окружения, о частях растения, составе и свойствах почвы, связях.

Фотоотчет о Всероссийском уроке «Эколята — молодые защитники природы» для дошкольников 5–6 лет «Живая и неживая природа»

Фотоотчет о Всероссийском уроке «Эколята — молодые защитники природы» для дошкольников 5–6 лет «Живая и неживая природа» 23 ноября 2021 года я провела всероссийский урок «Эколята — молодые защитники природы» для старшей группы компенсирующей направленности.

Источник

Оцените статью