- Изменения в неживой природе и жизни растений летом.
- «Лето и осень в неживой природе» план-конспект урока по окружающему миру на тему
- Летние изменения в неживой природе
- В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
- Получите невероятные возможности
- Конспект урока «Летние изменения в неживой природе»
Изменения в неживой природе и жизни растений летом.
Вместе по лесу идём
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.
(Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг!
(Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево.
(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой,
потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули.
(Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели.
- А знаете ли вы, что некоторые растения предсказывают погоду?
Жимолость, или волчьи ягоды, могут служить барометром. Перед ненастьем цветки усиленно выделяют нектар и тем самым приманивают насекомых. А вот другой барометр — папоротник-орляк. «Работает» папоротник совсем иначе. Его большие перистые листья действуют как стрелки. Закруглились листья вниз — «стрелки» указывают на «ясно», «солнечно». Поднялись листья вверх —— к дождю.
«Барометр» этот никогда не портится, и пользоваться им можно все лето. Надо только разыскать в лесу папоротник. А он растет в низинах, в тенистых сырых местах.
· Работа с учебником (с. 66)
- Казалось бы, в лесу и на лугу столько много растений, что можно рвать их целыми охапками и ничего с ними не случится. Однако очень много красивых растений Беларуси близки к вымиранию. Ведь человек распоряжается природой по своему усмотрению, часто не задумывается о том, что растениям и так очень трудно выживать в таких тяжелых условиях, когда человек вырубает леса, осушает болота, распахивает
луга. На с. 69 показаны только некоторые из таких растений.
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик)
Желтая рубашечка. (Купальница)
Купальницы демонстрируют бесконечное разнообразие желтого и оранжевого цветов в благородном сочетании с множеством оттенков зеленого. Они красивы в любую погоду но особенно хороши на фоне яркого синего неба, у рек, ручьев прудов и лесных озер. Желтый цвет активен, он вызывает бодрые, радостные чувства оранжевый — ощущение тепла, как цвет огня или заходящего солнца.
Это растение еще называют сон-травой. Цветоносы во время цветения покрыты густыми мягкими волосками. Получило свое народное название, потому что настой из его цветков обладает успокаивающим действием. (Прострел луговой.)
Его другое название примула, что значит первый; в народе его еще называют «баранчиками» та волнистые листочки, похожие на спинки молодых ягнят: а также ключиками, так как цветы похожи на связку ключей. (Первоцвет высокий.)
Молодые листья и стебли первоцветов съедобны и могут добавляться в салаты, щи. Эти листья содержат много витаминов — пара листьев обеспечивает человеку суточную норму витамина С. (Ранний Медонос.)
- Но летом цветут не только растения, но и некоторые деревья.
«Давно уже отцвели деревья в парках и городских садах. Давно они покрылись густой листвой. И вдруг в тех же садах, в парках и даже на улице чудесно запахло цветами: зацвели липы!»
— В каком месяце происходит это чудо?
— ЛЕТОМ созревают. ягоды малины, черники, ежевики, голубики, смородины.
Учитель не называет растения, а только показывает картинки.
Дети должны назвать, что это за плод или ягода. Можно показать
и корнеплоды, которые созревают осенью (чтобы запутать детей).
(Под музыку песни «Вот оно какое, наше лето. »)
5. Закрепление материала
- Найдите лишний предмет, объясните, почему он лишний.
Поповник, малина, смородина, крыжовник. (Цветок.)
Черника, брусника, клубника, земляника. (Садовая ягода.)
Береза, клен, шиповник, липа. (Кустарник)
- Что нового вы узнали об изменениях в природе летом?
- Придумайте слово, которое описывает предмет и называет, какой он:
Источник
«Лето и осень в неживой природе»
план-конспект урока по окружающему миру на тему
Оборудование: на интерактивной доске изображение картин «Лето», «Осень», индивидуальные карточки.
- Организация детей к работе.
- Анализ погоды (состояние неба, осадки, температура воздуха, ветер).
- Повторение ранее изученного:
б) запись показаний температуры
в) работа по карточкам (деревья, кустарники, трава)
После анализа погоды подбираем иллюстрацию и стихотворение, которые соответствуют погоде (варианты даны детям в виде карточек).
— Возьмите листочки, которые я вам раздала. Сейчас я буду диктовать слова, а вы будете записывать их в два столбика: живая природа и неживая природа.
Воробей, ветер, берёзка, дождь, солнце, вода, бабочка, лиса, небо, снег, цветы, облако, стол, кошка.
На интер-ой доске слайд с изображением дерева, кустарника, травы.
— На доске какие-то картинки. Дети, вы не знаете, что это?
— Определите и докажите где и что.
А чем хвойные деревья отличаются от лиственных?
На интер –ой доске изображение «Лето» и «Осень». Учитель читает стихотворение:
В просветы веток, как в оконце,
Был воздух на цветах настоян
— К какому времени года относиться это стихотворение? По каким признакам вы определили? Какие слова вам помогли определить?
— Да, ребята, летом была тёплая погода, много было ясных дней, иногда шли дожди.
— А как было во время дождя на улице? Какое было небо?
Всё вокруг было зелёное, яркое солнышко пригревало землю.
— Вы любите лето? За что? (обобщение).
Читаю стихотворение про осень:
Вот и осень наступила, Вереницею и стаей
Что ни день, то холодней Птицы за море летят,
Птиц отлётных крик усталый А деревья одевают
Грусть родит в душе моей. Ярко жёлтый свой наряд.
Скоро вновь зима вернётся
— Какое время года наступило сейчас?
— По каким признакам мы определяем, что уже осень?
— Как изменилась температура воздуха по сравнению с летом?
— Как изменилось состояние неба?
— Чем осенние дожди отличаются от летних?
Подведём итог. Какая же она, осень?
— Давайте сравним картины. Опишите их.
«Лето»: небо голубое, кое-где небольшие облака, дети одеты легко. А почему? Потому что тепло.
«Осень»: небо покрыто облаками, кажется низким, дети одеты теплее, чем летом, потому что похолодало.
— Но ведь и летом, иногда бывает прохладно, а осенью – тепло и ясно.
— А в этом году было так или нет?
На доске след. Слайд «Дожди».
— Посмотрите, это два брата, два дождя – летний и осенний.
— А кто догадался, где какой дождь изображен? Почему?
(Летний дождь теплый и скоро закончится, потому что за тучей виднеется голубое небо, а осенний дождь холодный, всё небо заволокло серыми тучами)
Вывод: главный признак осени – похолодание.
— Сравните деревья, сделайте вывод.
Обобщаем: сейчас нужно одеваться теплее и не смотрите, что на улице светит солнышко, оно уже совсем почти не греет и можно простыть.
1. Читаем текст учебника. Беседа по прочитанному.
2. Прочитайте вывод в учебнике.
— Какой же главный признак осени?
— А какой главный признак лета?
— Почему осенью стало холодно?
— Чем лето отличается от осени? Назовите их главные признаки.
Источник
Летние изменения в неживой природе
На уроке рассматриваются изменения, происходящие в неживой природе летом, расширяются знания учащихся о грозе, на доступном для детей этого возраста уровне рассказывается о процессе образования града.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Летние изменения в неживой природе»
Здравствуйте ребята! Я лесная фея. Меня зовут Юлия.
Сегодня я расскажу вам о самой красивой и удивительной поре года. Уже догадались? Конечно же, разговор будет о лете. Хорошая это пора года: самая светлая, самая тёплая. А ещё — самая весёлая, ведь лето — это время каникул.
Лето состоит из трёх месяцев. Их названия: июнь, июль, август.
Давайте совершим путешествие по страничкам летней природы. А поможет нам мой волшебный пруд.
Лето — это время года с самыми длинными днями и короткими ночами. Солнце просыпается рано, а заходит очень не скоро, давая вволю нагуляться, прежде чем погрузиться в сумерки. До 22 июня день всё время растёт, а ночь уменьшается. А 22 июня наступает день летнего солнцестояния, самый длинный день в году. Каждый следующий день после этого будет становится чуть-чуть короче, а ночь чуть-чуть длиннее.
Солнышко летом подымается высоко-высоко, не то, что зимой. Отвесные лучи его сильно греют, а к полудню даже и жгут немилосердно. В полдень не только на само солнце невозможно взглянуть без сильной, жгучей боли в глазах, но трудно даже смотреть на блестящее небо и землю, на все, что освещено солнцем.
И небо, и поля, и воздух залиты горячим, ярким светом, и глаз невольно ищет зелени и прохлады. Уж слишком тепло!
Согревается почва, становится тёплой вода в реках, озёрах, прудах.
Чаще всего летом стоит ясная погода, и бескрайнее синее небо простирается над головой. Иногда на нём клубятся пухлые, как огромные комья ваты, кучевые облака.
Вдруг среди ясного солнечного дня стремительно темнеет. Это сизая грозовая туча закрыла небо. Приближается гроза. Природа настораживается, птицы затихают, лишь сильные порывы ветра с каждым разом усиливаясь, готовы сорвать ветви с макушек деревьев на своем пути.
Тишину нарушают удары грома, падают первые капли дождя. Капля за каплей — начинается ливень. Ливень — это сильный (проливной) дождь. Неба не видно, лишь отблески молний с треском чередуются с раскатами грома. Льёт летний дождь, принося облегчение и влагу всему живому.
Гроза стихает так же неожиданно, как и началась. Небо светлеет, вспышки молний становятся реже, раскаты грома уходят в сторону. Из-за тучи проглядывают первые лучи солнца, ярко отражаясь в лужах. И снова жизнь летнего леса оживает, птицы радостно щебечут, животные выходят из укрытий.
Улыбнулось солнышко, и загорелась на небе семицветная радуга. Радуга возникает из-за того, что солнечный свет преломляется и отражается капельками дождя, парящими в воздухе. Радуга выглядит как разноцветная дуга, составленная из семи цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового. Запомнить цвета радуги можно по простой считалочке: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»
Иногда летом бывает град. Откуда он берётся летом? Град образуется в кучево-дождевых облаках. Эти облака очень мощные, они могут достигать размеров 12—14 километров. На такой высоте очень холодно и водяной пар быстро застывает и превращается в ледяные шарики-градинки. А потом градинки падают вниз.
Но высоко в небе часто дуют резкие, порывистые ветры. Падающие вниз потоки града подхватываются этим ветром и возносятся опять высоко в небо. И так много раз. Во время таких прыжков «вверх-вниз» градина обрастает новыми слоями льда. Путешествие градинки вверх-вниз продолжается до тех пор, пока она не достигнет таких размеров и веса, при которых уже не сможет удержаться в воздухе и упадёт на землю.
В среднем же размер града колеблется от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров, и лишь в исключительных случаях превосходит рубеж в 10 см.
Град может нанести серьёзный ущерб человеку и его имуществу: при крупном граде сильно повреждается кровля, выбиваются стёкла машин, гибнут животные и урожай. К счастью, очень крупный град бывает редко.
Приятно ранним летним утром гулять босиком по лугу. Воздух свежий, душистый, а траве крохотные капли-бисеринки сверкают в лучах утреннего солнца. Их много, они всюду, так и кажется, что в траве затерялись осколки хрусталя и играют разноцветными огнями. Это роса! Близкая родственница туманов.
Выпадение росы происходит обычно ночью. Лежит она на траве и ранним утром— не сразу испаряется, так что успеваешь замочить босые ноги холодной сверкающей росой.
В августе по утрам на землю ложатся туманы. И тогда не за горами осень. Но пока лето ещё впереди.
А сейчас давайте повторим то, что мы с вами увидели на прогулке:
Ну, вот и всё. Пока. Надеюсь было интересно.
Источник