Неживая природа летом конспект урока

Изменения в неживой природе и жизни растений летом.

Вместе по лесу идём
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.

(Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг!

(Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево.

(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой,

потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули.

(Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели.

 - А знаете ли вы, что некоторые растения предсказывают погоду?
 Жимолость, или волчьи ягоды, могут служить барометром. Перед ненастьем цветки усиленно выделяют нектар и тем самым приманивают насекомых. А вот другой барометр — папоротник-орляк. «Работает» папоротник совсем иначе. Его большие перистые листья действуют как стрелки. Закруглились листья вниз — «стрелки» указывают на «ясно», «солнечно». Поднялись листья вверх —— к дождю.
 «Барометр» этот никогда не портится, и пользоваться им можно все лето. Надо только разыскать в лесу папоротник. А он растет в низинах, в тенистых сырых местах.
· Работа с учебником (с. 66)
 - Казалось бы, в лесу и на лугу столько много растений, что можно рвать их целыми охапками и ничего с ними не случится. Однако очень много красивых растений Беларуси близки к вымиранию. Ведь человек распоряжается природой по своему усмотрению, часто не задумывается о том, что растениям и так очень трудно выживать в таких тяжелых условиях, когда человек вырубает леса, осушает болота, распахивает
луга. На с. 69 показаны только некоторые из таких растений.
 Он на опушке встречался с тобой.
 Названье ему очень звонкое дали,
 Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик)
 Желтая рубашечка. (Купальница)
 Купальницы демонстрируют бесконечное разнообразие желтого и оранжевого цветов в благородном сочетании с множеством оттенков зеленого. Они красивы в любую погоду но особенно хороши на фоне яркого синего неба, у рек, ручьев прудов и лесных озер. Желтый цвет активен, он вызывает бодрые, радостные чувства оранжевый — ощущение тепла, как цвет огня или заходящего солнца.
 Это растение еще называют сон-травой. Цветоносы во время цветения покрыты густыми мягкими волосками. Получило свое народное название, потому что настой из его цветков обладает успокаивающим действием. (Прострел луговой.)
 Его другое название примула, что значит первый; в народе его еще называют «баранчиками» та волнистые листочки, похожие на спинки молодых ягнят: а также ключиками, так как цветы похожи на связку ключей. (Первоцвет высокий.)
 Молодые листья и стебли первоцветов съедобны и могут добавляться в салаты, щи. Эти листья содержат много витаминов — пара листьев обеспечивает человеку суточную норму витамина С. (Ранний Медонос.)
 - Но летом цветут не только растения, но и некоторые деревья.
 «Давно уже отцвели деревья в парках и городских садах. Давно они покрылись густой листвой. И вдруг в тех же садах, в парках и даже на улице чудесно запахло цветами: зацвели липы!»
 — В каком месяце происходит это чудо?
 — ЛЕТОМ созревают. ягоды малины, черники, ежевики, голубики, смородины. 
 Учитель не называет растения, а только показывает картинки.
Дети должны назвать, что это за плод или ягода. Можно показать
и корнеплоды, которые созревают осенью (чтобы запутать детей).
 (Под музыку песни «Вот оно какое, наше лето. »)
5. Закрепление материала 
 - Найдите лишний предмет, объясните, почему он лишний.
Поповник, малина, смородина, крыжовник. (Цветок.)
Черника, брусника, клубника, земляника. (Садовая ягода.)
Береза, клен, шиповник, липа. (Кустарник)
 
 - Что нового вы узнали об изменениях в природе летом?
 - Придумайте слово, которое описывает предмет и называет, какой он:

Источник

Читайте также:  Люди которые восхищаются природой

«Лето и осень в неживой природе»
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Оборудование: на интерактивной доске изображение картин «Лето», «Осень», индивидуальные карточки.

  1. Организация детей к работе.
  2. Анализ погоды (состояние неба, осадки, температура воздуха, ветер).
  3. Повторение ранее изученного:

б) запись показаний температуры

в) работа по карточкам (деревья, кустарники, трава)

После анализа погоды подбираем иллюстрацию и стихотворение, которые соответствуют погоде (варианты даны детям в виде карточек).

— Возьмите листочки, которые я вам раздала. Сейчас я буду диктовать слова, а вы будете записывать их в два столбика: живая природа и неживая природа.

Воробей, ветер, берёзка, дождь, солнце, вода, бабочка, лиса, небо, снег, цветы, облако, стол, кошка.

На интер-ой доске слайд с изображением дерева, кустарника, травы.

— На доске какие-то картинки. Дети, вы не знаете, что это?

— Определите и докажите где и что.

А чем хвойные деревья отличаются от лиственных?

На интер –ой доске изображение «Лето» и «Осень». Учитель читает стихотворение:

В просветы веток, как в оконце,

Был воздух на цветах настоян

— К какому времени года относиться это стихотворение? По каким признакам вы определили? Какие слова вам помогли определить?

— Да, ребята, летом была тёплая погода, много было ясных дней, иногда шли дожди.

— А как было во время дождя на улице? Какое было небо?

Всё вокруг было зелёное, яркое солнышко пригревало землю.

— Вы любите лето? За что? (обобщение).

Читаю стихотворение про осень:

Вот и осень наступила, Вереницею и стаей

Что ни день, то холодней Птицы за море летят,

Птиц отлётных крик усталый А деревья одевают

Грусть родит в душе моей. Ярко жёлтый свой наряд.

Скоро вновь зима вернётся

— Какое время года наступило сейчас?

— По каким признакам мы определяем, что уже осень?

— Как изменилась температура воздуха по сравнению с летом?

— Как изменилось состояние неба?

— Чем осенние дожди отличаются от летних?

Подведём итог. Какая же она, осень?

— Давайте сравним картины. Опишите их.

«Лето»: небо голубое, кое-где небольшие облака, дети одеты легко. А почему? Потому что тепло.

Читайте также:  Все лучшее анимации природы

«Осень»: небо покрыто облаками, кажется низким, дети одеты теплее, чем летом, потому что похолодало.

— Но ведь и летом, иногда бывает прохладно, а осенью – тепло и ясно.

— А в этом году было так или нет?

На доске след. Слайд «Дожди».

— Посмотрите, это два брата, два дождя – летний и осенний.

— А кто догадался, где какой дождь изображен? Почему?

(Летний дождь теплый и скоро закончится, потому что за тучей виднеется голубое небо, а осенний дождь холодный, всё небо заволокло серыми тучами)

Вывод: главный признак осени – похолодание.

— Сравните деревья, сделайте вывод.

Обобщаем: сейчас нужно одеваться теплее и не смотрите, что на улице светит солнышко, оно уже совсем почти не греет и можно простыть.

1. Читаем текст учебника. Беседа по прочитанному.

2. Прочитайте вывод в учебнике.

— Какой же главный признак осени?

— А какой главный признак лета?

— Почему осенью стало холодно?

— Чем лето отличается от осени? Назовите их главные признаки.

Источник

Летние изменения в неживой природе

На уроке рассматриваются изменения, происходящие в неживой природе летом, расширяются знания учащихся о грозе, на доступном для детей этого возраста уровне рассказывается о процессе образования града.

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Летние изменения в неживой природе»

Здравствуйте ребята! Я лесная фея. Меня зовут Юлия.

Сегодня я расскажу вам о самой красивой и удивительной поре года. Уже догадались? Конечно же, разговор будет о лете. Хорошая это пора года: самая светлая, самая тёплая. А ещё — самая весёлая, ведь лето — это время каникул.

Лето состоит из трёх месяцев. Их названия: июнь, июль, август.

Давайте совершим путешествие по страничкам летней природы. А поможет нам мой волшебный пруд.

Лето — это время года с самыми длинными днями и короткими ночами. Солнце просыпается рано, а заходит очень не скоро, давая вволю нагуляться, прежде чем погрузиться в сумерки. До 22 июня день всё время растёт, а ночь уменьшается. А 22 июня наступает день летнего солнцестояния, самый длинный день в году. Каждый следующий день после этого будет становится чуть-чуть короче, а ночь чуть-чуть длиннее.

Солнышко летом подымается высоко-высоко, не то, что зимой. Отвесные лучи его сильно греют, а к полудню даже и жгут немилосердно. В полдень не только на само солнце невозможно взглянуть без сильной, жгучей боли в глазах, но трудно даже смотреть на блестящее небо и землю, на все, что освещено солнцем.

И небо, и поля, и воздух залиты горячим, ярким светом, и глаз невольно ищет зелени и прохлады. Уж слишком тепло!

Согревается почва, становится тёплой вода в реках, озёрах, прудах.

Чаще всего летом стоит ясная погода, и бескрайнее синее небо простирается над головой. Иногда на нём клубятся пухлые, как огромные комья ваты, кучевые облака.

Читайте также:  Горелка бунзена газовая природный газ bochem

Вдруг среди ясного солнечного дня стремительно темнеет. Это сизая грозовая туча закрыла небо. Приближается гроза. Природа настораживается, птицы затихают, лишь сильные порывы ветра с каждым разом усиливаясь, готовы сорвать ветви с макушек деревьев на своем пути.

Тишину нарушают удары грома, падают первые капли дождя. Капля за каплей — начинается ливень. Ливень — это сильный (проливной) дождь. Неба не видно, лишь отблески молний с треском чередуются с раскатами грома. Льёт летний дождь, принося облегчение и влагу всему живому.

Гроза стихает так же неожиданно, как и началась. Небо светлеет, вспышки молний становятся реже, раскаты грома уходят в сторону. Из-за тучи проглядывают первые лучи солнца, ярко отражаясь в лужах. И снова жизнь летнего леса оживает, птицы радостно щебечут, животные выходят из укрытий.

Улыбнулось солнышко, и загорелась на небе семицветная радуга. Радуга возникает из-за того, что солнечный свет преломляется и отражается капельками дождя, парящими в воздухе. Радуга выглядит как разноцветная дуга, составленная из семи цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового. Запомнить цвета радуги можно по простой считалочке: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

Иногда летом бывает град. Откуда он берётся летом? Град образуется в кучево-дождевых облаках. Эти облака очень мощные, они могут достигать размеров 12—14 километров. На такой высоте очень холодно и водяной пар быстро застывает и превращается в ледяные шарики-градинки. А потом градинки падают вниз.

Но высоко в небе часто дуют резкие, порывистые ветры. Падающие вниз потоки града подхватываются этим ветром и возносятся опять высоко в небо. И так много раз. Во время таких прыжков «вверх-вниз» градина обрастает новыми слоями льда. Путешествие градинки вверх-вниз продолжается до тех пор, пока она не достигнет таких размеров и веса, при которых уже не сможет удержаться в воздухе и упадёт на землю.

В среднем же размер града колеблется от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров, и лишь в исключительных случаях превосходит рубеж в 10 см.

Град может нанести серьёзный ущерб человеку и его имуществу: при крупном граде сильно повреждается кровля, выбиваются стёкла машин, гибнут животные и урожай. К счастью, очень крупный град бывает редко.

Приятно ранним летним утром гулять босиком по лугу. Воздух свежий, душистый, а траве крохотные капли-бисеринки сверкают в лучах утреннего солнца. Их много, они всюду, так и кажется, что в траве затерялись осколки хрусталя и играют разноцветными огнями. Это роса! Близкая родственница туманов.

Выпадение росы происходит обычно ночью. Лежит она на траве и ранним утром— не сразу испаряется, так что успеваешь замочить босые ноги холодной сверкающей росой.

В августе по утрам на землю ложатся туманы. И тогда не за горами осень. Но пока лето ещё впереди.

А сейчас давайте повторим то, что мы с вами увидели на прогулке:

Ну, вот и всё. Пока. Надеюсь было интересно.

Источник

Оцените статью